Михаил Павлович, как вы оцениваете итог работы сельхозотрасли за три прошедших года? Можно ли говорить о том, что стратегия импортозамещения наиболее успешно реализуется именно в сфере АПК?
В последние годы российский аграрный сектор стабильно развивается, в прошлом году рост производства сельхозпродукции составил более 4%. Собран рекордный урожай зерновых — свыше 120 млн тонн. Можно говорить о том, что происходит превращение очень сложной разноплановой отрасли из убыточной в перспективную. И, как следствие, реализуется доктрина продовольственной безопасности нашей страны — мы обеспечиваем себя и зерном, и картофелем, и сахаром, и растительным маслом, и мясом. Это пять из восьми ее основных показателей.
Полагаю, мы набрали очень приличный темп по импортозамещению на продовольственном рынке. Сегодня мы не только себя кормим, но и экспорт увеличиваем, учимся на этом зарабатывать. Напомню, что в прошлом году доходы от него составили порядка 17 млрд долларов.
Россия вернула себе статус ведущей зерновой державы, стала мировым лидером по экспорту пшеницы. У нас есть все необходимое для того, чтобы не только сохранить, но и увеличить набранные темпы роста. Следует отметить, что, по данным Росстата, доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России составила за 2016 год 23%. А ведь было время, когда этот показатель по отдельным регионам превышал 50%.
Импортозамещение в агропромышленном комплексе не может быть обеспечено только за счет усилий самих товаропроизводителей. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер, включающих государственную поддержку и совершенствование ее механизмов, в том числе льготного кредитования, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы.
Требуют особого внимания государства развитие системы ветеринарного и фитосанитарного контроля, пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение качества сельскохозяйственной и пищевой продукции, поддержка экспорта не только сельхозпродукции, сырья, но в первую очередь продуктов его переработки — продовольствия. Мы гордимся экспортом зерна и ростом его объемов, но гораздо выгоднее экспортировать продукты перемола (муку) и различные крупы.
Мы должны ставить перед собой серьезные амбициозные задачи и решать их. Все это требует повышения конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, развития малых и средних форм хозяйствования на селе, технической и технологической модернизации отрасли. Большое значение имеет сохранение ограничений по ввозу импортной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Какие направления аграрно-продовольственной политики являются самыми актуальными для вашего комитета в нынешнем году?
В своем ежегодном послании президент РФ Владимир Путин определил ключевые направления совершенствования механизмов государственной поддержки в АПК, отметив необходимость обеспечения большей самостоятельности субъектов Федерации в определении приоритетов в использовании федеральных субсидий на поддержку АПК с учетом динамики площадей сельхозугодий и пашни, показателей урожайности, эффективности аграрного производства и других показателей. Он призвал уделить особое внимание развитию сельхозкооперации, которая способна резко повысить конкурентный потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей, существенно облегчить их выход на рынок. В целях реализации поставленных президентом задач в Совете Федерации подготовлен и одобрен Перечень поручений по реализации послания на 2017 год, во исполнение которого Комитетом СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в период весенней сессии 2017 года проведен ряд парламентских мероприятий, по итогам которых выработаны соответствующие предложения и рекомендации. В июле также проведено заседание Совета при Совете Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования по рассмотрению хода реализации положений послания.
Мы выявили ряд проблем, влияющих на эффективность применения новых механизмов государственной поддержки в области сельского хозяйства, в числе которых недоступность кредитных ресурсов для большинства мелких и средних сельхозтоваропроизводителей, высокие издержки банковских процедур, неучастие региональных органов управления АПК в формировании перечня заемщиков по льготному кредитованию и ряд других. Решение данных вопросов находится на контроле нашего комитета.
Кроме того, мы уделяем серьезное внимание вопросам обеспечения продовольственной безопасности, защиты прав потребителей, качества продуктов питания.
Своевременность доведения средств федерального бюджета до сельхозтоваропроизводителей находится на контроле председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Важнейший вопрос — сохранение действия федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий. Без всестороннего развития сельских территорий страны, создания современных транспортной, инженерной и социальной инфраструктур невозможно улучшить условия жизни сельского населения, обеспечить его закрепление на селе и, как следствие, продолжить развитие сельскохозяйственного производства.
Не потеряла своей актуальности проблема вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения.
С нынешнего года в стране действует единая субсидия регионам на поддержку агросектора. Насколько, по данным мониторингов комитета, эффективен этот инструмент?
Принятым 31 марта текущего года постановлением Правительства РФ в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013‑2020 годы внесен ряд изменений. Осуществлена корректировка госпрограммы. При этом особое внимание уделено технической и технологической модернизации отрасли, стимулированию инвестиций в АПК. В госпрограмму впервые включена отдельная подпрограмма по увеличению экспорта продукции АПК. Кроме того, изменены правила предоставления субсидий, они стали более гибкими, введена единая субсидия, новый механизм льготного кредитования. Изменения касаются упрощения механизма распределения субсидий. Существующее число межбюджетных трансфертов, а их было 54, теперь сокращено до семи. Регионы получают единую субсидию по целому ряду направлений, и сами должны, соответственно, решать, какие программы развития аграрного комплекса для них являются наиболее важными.
Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование механизмов субсидирования и льготного кредитования. Для предотвращения выборки соответствующих лимитов только крупными организациями целесообразно установить предельные лимиты субсидирования и льготного кредитования на одного получателя субсидий или заемщика. Также представляется целесообразным определить дотации, средства которых не могут перераспределяться на другие цели.
Важно сохранить ранее существовавшие квоты для кредитования малых и средних сельхозорганизаций. Пора начать практическое льготное кредитование организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и последующую переработку сельхозпродукции.
Насколько своевременно доводятся средства государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей в нынешнем году?
В соответствии с решениями, принятыми на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания РФ в июле, наш комитет совместно с Минсельхозом РФ проводит мониторинг доведения средств господдержки до аграриев.
В целом по стране на 1 сентября 2017 года наблюдается положительная динамика по доведению средств до сельхозтоваропроизводителей из бюджетов как федерального, так и регионального уровня. Общая сумма выделенных средств федерального бюджета на указанные цели составила 138 990,7 млн руб., при этом предельный объем финансирования на отчетную дату был определен в сумме 95 172,1 млн руб., то есть 68,5% от общей суммы.
Процент доведения средств федерального бюджета от предельного объема финансирования составил 95,6% (на 1 августа 2017 года — 92,1%, увеличение — на 3,5%).
В 14 субъектах Российской Федерации полностью доведены средства федерального бюджета: в Алтайском крае, Белгородской, Калининградской, Кировской, Ленинградской, Орловской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской областях, Башкортостане, Марий Эл, Мордовии, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах.
Общая сумма выделенных средств региональных бюджетов на указанные цели составила 28 991 млн руб., при этом по аналогии с долей предельного объема финансирования на отчетную дату по федеральному бюджету (68,5%), по региональным бюджетам данный показатель составит 19 858,8 млн руб.
Таким образом, процент освоения средств региональных бюджетов с учетом фактически доведенных средств до сельхозтоваропроизводителей в сумме 19 673,9 млн руб. на отчетную дату составил 99,1%.
Какие территории наиболее четко и быстро доводят финансы до аграриев?
Наиболее высокий процент освоения средств бюджетов субъектов Российской Федерации от расчетного предельного объема финансирования на отчетную дату зафиксирован в следующих регионах: Ямало-Ненецком автономном округе (145,8%), Кировской области (139,2%), Магаданской области (139%), Чукотском автономном округе (136,8%), Забайкальском крае (133,8%), Тамбовской области (129,2%), Пермском крае (128,1%), Оренбургской области (127,6%), Камчатском крае (127,4%), Нижегородской области (126,3%), Иркутской области (126,2%).
Необходимо активизировать работу по доведению средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей из бюджетов как федерального, так и регионального уровня в Еврейской автономной области, Республике Крым, городе Севастополе, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае, Республике Алтай и ряде других субъектов Российской Федерации.
Какие задачи стоят перед Комитетом по аграрно-продовольственной политике и природопользованию до конца 2017 года?
Комплекс поставленных нами задач охватывает разные сферы законодательного регулирования сельского хозяйства, в числе которых совершенствование законодательной базы сельскохозяйственного страхования, реализация Концепции развития внутренней продовольственной помощи, в том числе вопросы обеспечения здорового питания населения, прежде всего детей дошкольного и школьного возраста, развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
Кроме того, чрезвычайно важным представляется решение накопившихся проблем в земельном законодательстве, в том числе по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения, обсуждение вопросов повышения плодородия почв в нашей стране.
В части водных биологических ресурсов планируем рассмотреть вопросы по созданию благоприятных условий для увеличения поставок российской рыбной продукции на внутренний рынок, а также по повышению эффективности мер, направленных на предупреждение, сдерживание и ликвидацию незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Также комитет заслушает информацию по решению вопросов, поставленных Советом Федерации перед Правительством РФ и Минсельхозом РФ по итогам проведения в конце 2016 года правительственного часа о предварительных итогах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013‑2020 годы.
Обязательно продолжим рассмотрение вопроса о развитии органического сельского хозяйства в России, что может являться серьезным толчком к увеличению экспортной составляющей в отрасли АПК.
По всем этим вопросам у нас запланирован ряд парламентских мероприятий, в том числе парламентских слушаний, круглых столов, совещаний, к активному участию в которых приглашаю всех заинтересованных экспертов, представителей сельхозтоваропроизводителей и отраслевых союзов.
Работы много, но уверен, что объединенными усилиями мы сможем содействовать решению этих актуальных для отечественного сельского хозяйства проблем.