Льняная отрасль России сегодня находится в переходном состоянии. В течение длительного времени наблюдалось довольно сильное падение по всем переделам переработки: с 2000-го по 2018 год посевные площади сократились более чем на 50% — до 48 тыс. га, производство льняной пряжи и тканей снизилось почти вдвое всего за 6 лет (с 2011-го по 2016 год). Также за последние 15 лет закрылось много предприятий, которые вели свою деятельность в льняной отрасли. Все это привело к сильному отставанию от иностранных игроков.
Приоритет был отдан синтетическим и искусственным волокнам как популярному современному тренду, поскольку они составляют основу высокотехнологичных материалов. По состоянию на начало 2018 года, по данным Минпромторга РФ, на долю синтетических волокон приходится 60% объема потребления волокна, а на лен — всего 1%. Мировой рынок продукции изо льна оценивается на уровне 2,2 млрд долларов в год, доля России на этом рынке — 0,5%, Белоруссии — 3,5%.
Однако прямо сейчас происходят позитивные изменения: государство обратило внимание на данную отрасль и активно начинает ее стимулировать. В ближайшее время ожидается увеличение посевных площадей и вхождение новых игроков на этапе производства льноволокна.
В своем сегменте мы видим, что льняное волокно очень востребовано в Китае (более 50% импорта в денежном выражении занимает Китай), Бельгии и Индии. На более высоком переделе (производстве пряжи) повышенный спрос на продукцию наблюдается в Индии и ЕС (Италии, Португалии, Бельгии и других). Европа производит до 80% всего льноволокна в мире и при этом не занимается переработкой, а отдает ее на аутсорсинг в первую очередь в Китай, который перерабатывает волокно в пряжу и продает обратно.
Конечными потребителями выступают главным образом США, Европа и Индия.
Рынок конечного покупателя (B2C) в России не так развит, в том числе ввиду того, что продукция изо льна более дорогостоящая. Поэтому большинство компаний, которые будут входить в России в льняную отрасль, будут ориентироваться в том числе на экспортные рынки. Однако и в нашей стране есть ниши, которые будут востребованными, одной из таких является производство длинного волокна, которое сейчас у нас и во всем мире в дефиците.
Исходя из почвенно-климатических условий, Смоленщина имеет самый высокий потенциал по выращиванию льна на территории России. Когда-то посевные площади этой культуры достигали здесь более 110 тыс. га, только в Сафоновском районе они превышали 4 тыс. га. Богатое прошлое и ценные знания в области льноводства еще хранятся в памяти жителей области. Это укрепляет нашу уверенность в перспективности возрождения здесь льняного кластера. Да и индустриальный парк обладает подготовленной внешней инфраструктурой. Вблизи располагаются газовая магистраль, ЛЭП, магистраль водоснабжения и очистные сооружения.
Для обеспечения производства необходимым сырьем в размере 10 тыс. тонн льнотресты необходимо обрабатывать 10-12 тыс. га земли. Для этого мы сотрудничаем с местными сельхозпредприятиями и сами засеяли первые 68 га льна-долгунца. Планируется, что в дальнейшем мы будем обеспечивать себя сырьем более чем на 50%.
В этом году мы собрали урожай с нашей экспериментальной площадки, остальное будем покупать у фермерских хозяйств, с которыми заключены договоры контрактации. Сегодня у нас есть партнеры в различных районах области. Также интерес проявляют представители других регионов, например Псковской области. В следующем году мы своими силами планируем увеличить посевную площадь, но сотрудничество с фермерами и другими сельхозтоваропроизводителями продолжим.
Большинство компаний, с которыми мы планируем взаимодействовать, расположены в России, с некоторыми из них уже заключен договор, с некоторыми ведутся переговоры. По-прежнему перспективными остаются экспортные направления продаж: они более выгодные с точки зрения маржинальности. Мы планируем поддерживать их в будущем и поставлять льняное волокно в страны Юго-Восточной Азии.
Многое будет зависеть от потребности рынка. На данный момент мы видим высокий спрос на длинное волокно со стороны прядильных фабрик. В то же время котонин пока еще новый продукт для российского рынка, и даже с учетом возможности работы с ним на хлопкопрядильном оборудовании не так много компаний готовы его использовать. Поэтому соотношение продаж будет зависеть от спроса на продукцию.