Объем экспортирования снижается
«Продовольствие — это динамично растущий сектор в структуре российского экспорта, однако его доля составляет лишь 4,7% от общего объема экспортных поставок. Сегодня импорт все еще превышает экспорт, хотя разрыв между ними постоянно сокращается. И необходимость наращивания экспорта является стратегически важной задачей для России», — считает д. э. н., профессор кафедры мировой экономики и международных отношений Южного федерального университета, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Наталья Евченко. В структуре экспорта рыбы и рыбной продукции России 87,7% занимает мороженая рыба, 6,8% — филе рыбное и прочее мясо рыб, 4,3% — ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные, 0,8% — готовая или консервированная рыбная продукция. По данным Росстата, объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы России в 2015 году составил более 1,8 млн тонн, что на 5,7% больше уровня предыдущего года. Тем не менее, несмотря на рост вылова и производства рыбной продукции, за 8 месяцев 2016 года объем экспортирования снизился на 5,1%, немного превысив 1,1 млн тонн. Снижение произошло преимущественно за счет поставок мороженой рыбы — минтая (на 11,1%) и сельди (на 22,3%). В то же время были увеличены поставки за границу рыбного филе, готовой, в том числе и консервированной, рыбной продукции, ракообразных, моллюсков и прочих беспозвоночных. Эксперты уточняют, что отечественный экспорт рыбы и изделий из нее существенно различается, снижаясь по мере переработки. Например, по весу (в тоннах) экспорт свежей и мороженой рыбы в 10 раз превышает поставки рыбного филе, в 16 раз — экспорт сушеной и соленой рыбы и в 78 раз — готовой или консервированной рыбы.
«Сегодня объемы экспорта в физическом измерении планомерно сокращаются, — констатирует президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров России Александр Фомин. — Такая ситуация наблюдается с начала политики импортозамещения и связана с увеличением среднедушевого потребления рыбной продукции отечественного производства, установленного Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации».
В тренде — доступный сегмент
Однако на практике производители рыбной продукции отмечают падение покупательского спроса. Согласно опросу населения, проведенному исследовательским холдингом «Ромир», уже в 2015 году россияне сократили свое рыбное меню в среднем на 12,2%. Реже и в меньших количествах люди стали покупать рыбу и морепродукты, значительно снизилось потребление консервов. «Запрет на ввоз красной рыбы из Норвегии сыграл на пользу отечественным производителям. С одной стороны, красной рыбы не хватает, и, соответственно, мы не испытываем трудностей с ее реализацией, — отмечает индивидуальный предприниматель из Карелии Николай Федоренко. — Но с другой, если раньше мы осуществляли поставки во многие регионы России, то сегодня большую часть продукции направляем в Москву. Повышение стоимости комбикорма привело к росту цен на рыбу, что серьезно отразилось на покупательской способности. Например, популярная еще недавно наша охлажденная красная рыба сегодня стала для многих недоступным деликатесом».
Аналитики подсчитали, что по итогам 2015 года рыбопродукция подорожала в среднем на 20-30% за килограмм. В результате потребители стали отдавать предпочтение рыбе из низкого ценового сегмента, стоимость которой хотя и выросла в два раза, но все еще осталась доступной. Это такие сорта рыб, как сельдь, минтай, пикша. Неслучайно многие производители рыбы решили переориентироваться на производство именно доступного сегмента. «Круглогодичное наличие теплой воды позволило нам освоить новое направление — выращивание клариевого сома. Эта недорогая в производстве рыба демонстрирует высокие темпы роста и при этом обладает хорошими вкусовыми качествами», — делится генеральный директор ООО «Пышма-96» Юрий Водилов.
Пропуск на мировые рынки
Не менее веской причиной увеличения стоимости рыбы эксперты называют и рост курса доллара и евро. Таким образом, становится очевидным факт: российскую рыбу выгодно продавать за иностранную валюту. «Часть переработанного сырья, а именно рыбное филе, мы реализуем в страны Евросоюза и сегодня ведем переговоры о поставках в Америку. В работе на внешних рынках нет никаких проблем, — рассказывает генеральный директор ООО «СиФудРус» Сергей Клемейшо. — Но при этом поставщики трески из Баренцева моря — береговые компании, которые добывают рыбу, работают по системе единого сельхозналога и не платят НДС. А мы, находясь в системе общего налогообложения, при реализации продукции на внутреннем рынке оплачиваем НДС не только за свое предприятие, но и за тех, кто выловил эту рыбу. При торговле на внешних рынках такое налогообложение отсутствует. Соответственно, и доход от реализации рыбной продукции на внешних рынках выше как минимум на 10%».
Ключевым условием для выхода отечественных производителей рыбы и рыбной продукции на внешние рынки является наличие MSC (Marine Stewardship Council) сертификации. Этот документ позволяет конечному покупателю отследить полную цепочку производства — от названия рыболовецкого судна до поставщика продовольственного магазина. Экологический стандарт MSC признан во всем мире. Эксперты считают его пропуском на мировые рынки рыбной продукции, гарантирующим не только высокое качество товара, но и приверженность принципам ответственного рыболовства, сохранения популяции добываемой рыбы и экосистемы промысловых районов.
Лидеры экспорта
Лидирующими регионами по экспорту рыбы в текущем году стали Приморский край, Мурманская область, Хабаровский край, Сахалинская область и Камчатский край. Рыбодобывающий комплекс Дальнего Востока России по-прежнему является главным поставщиком рыбо- и морепродуктов в Китай. По итогам 2015 года из России в Китай было экспортировано 764,9 тыс. тонн рыбной продукции, что составило свыше 42% от объема экспорта. За период с января по август 2016 года в Китай было поставлено более 489 тыс. тонн. Экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов из России осуществлялся в Республику Корею, Нидерланды, Японию, Украину. С текущего года этот список дополнили Индонезия, Иран, Латвия, Малайзия и Саудовская Аравия. Наряду с Дальним Востоком юг России тоже делает ставки на экспорт. Большое внимание экспорту рыбной продукции уделено в Астраханской области. Только за 2015 год из региона было экспортировано порядка 52% рыбы от общей доли производства.
Рекордный улов получен в этом году в Тюменской области, однако местные производители рыбы пока не планируют осваивать внешние рынки. «До введения санкций более 45% потребляемого биоресурса в Россию поставлялось с Запада. Сегодня мы должны восполнять этот пробел. Безусловно, зарубежные страны готовы брать наше сырье — мороженого, охлажденного судака и даже окуня, однако прежде всего нам надо обеспечить сырьем местные перерабатывающие предприятия», — комментирует президент Ассоциации производственно-торговых предприятий Тюменской области «Оцелот» Руслан Цицкиев. Похожая ситуация сложилась и у производителей рыбы Азово-Черноморского побережья, которые сегодня делают ставку на импортозамещение — удовлетворение потребностей в рыбе и рыбной продукции регионов России. «Тем не менее значительный объем экспорта позволяет делать выводы о том, что российский бизнес активно работает на внешних рынках, но из страны преимущественно экспортируется сырье, — отмечает помощник руководителя Федерального агентства по рыболовству Ксения Тимакова. — С принятием обновленного закона о рыболовстве в этом году Россия планирует изменить экспортную политику и стать крупным поставщиком рыбной продукции глубокой переработки, а не только сырья. На это в первую очередь и направлена такая мера, как введение квот на инвестиционные цели — строительство рыбопромысловых судов, в том числе оснащенных современным перерабатывающим оборудованием, и береговых рыбных фабрик».
«Гостиница» для трески
Сегодня практически все профильные ассоциации рыбной отрасли России откликнулись на программу импортозамещения. Модернизацию и строительство нового промыслового флота ведут предприятия-члены Ассоциации добытчиков минтая, флот которых укомплектован 145 рыбопромысловыми судами, включающими 111 единиц добывающего флота. Развивают свой бизнес и члены некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» (АПРФХМ). «Безусловно, члены нашей ассоциации планируют выходить на внешние рынки, и сегодня мы ведем активную работу по обновлению флота, работаем с местными судоверфями, но пока это дается сложно, — признается председатель правления, руководитель НО «АПРФХМ» Анатолий Евенко. — Сегодня в стадии переговоров находится уникальный проект, предложенный нам норвежскими рыбаками. Суть ноу-хау заключается в технологии, которая позволит организовать непрерывный цикл искусственного доращивания и передержки красной рыбы. Судна вылавливают щадящими орудиями лова — сюрреводами, рыбу в живом виде перегружают специальным приспособлением в танкер и везут на берег в садки, получившие название «гостиница для трески». В садках рыба и будет жить дальше — выдерживаться до определенного времени, после чего в живом виде (в живорыбных машинах) средствами авиации развозится по всей Европе». Интерес норвежской компании к местным рыбоводам очевиден. Передержка тресковой рыбы эпизодична в Норвегии, а объединив бизнес с российскими игроками, в Баренцево море будет отлажен беспрерывный цикл производства живой трески и пикши. «Нашу рыбу норвежцы называют «шампанская треска», что, с их точки зрения, означает роскошный продукт для праздничного меню. Также в Баренцево море обитают и крабы, которые могут украсить любое меню. Ориентируясь на юг России, где созданы известные бренды «Сделано на Дону», «Сделано на Кубани», сегодня и Мурманская область идет по пути создания собственного бренда — «Сделано в Мурманске», — говорит Анатолий Евенко.
Под брендом «Русская рыба»
Для поддержки рыбной отрасли посредством продвижения и популяризации отечественного продукта сегодня Росрыболовством реализуется программа «Русская рыба». Планируется, что бренд «Русская рыба» станет узнаваемым национальным знаком, который объединит производителей качественной, прослеживаемой от вылова до прилавка отечественной рыбной продукции. «Программа «Русская рыба» рассчитана на продвижение как на внутреннем, так и на мировом рынке, — уточняет Ксения Тимакова. — Она включает в себя выставочную и рекламно-маркетинговую деятельность, проведение фестивалей для широких слоев населения, создание знака отличия и системы прослеживаемого качества. Продвижение отечественных продуктов переработки водных биоресурсов достигается также посредством участия Росрыболовства и ведущих отечественных рыбопромышленных компаний в крупных международных форумах и выставках, таких как ежегодные Seafood Expo Global в Брюсселе, China Fisheries & Seafood Expo в Циндао и мн. др.».