ПАО «Родина» — это хозяйство, которое демонстрирует высокие показатели. Расскажите, каковы мощности производства на данный момент?
Общее количество КРС в «Родине» сейчас 12 300 голов, из которых 4800 фуражных коров (на начало года). В 2018 году был запущен крайний молочный комплекс, и по итогам 2019 года он уже продемонстрировал надои более 14 тыс. литров молока на одну корову. Кстати, насыщение поголовьем производилось за счет собственного воспроизводства, собственными нетелями, естественный рост за текущий год составил 1050 фуражных коров. Это передовое подразделение: там используются самые инновационные и даже экспериментальные технологии. К слову, у голштинской породы, которую мы содержим, потенциал более 15 тонн молока с одной коровы, поэтому в этом плане мы близки к целевым показателям. Общий надой по 2019 году у нас 56,9 тыс. тонн молока. Основные наши партнеры в реализации сырого молока — Кореновский молочно-консервный комбинат, входящий в ГК «РЕННА» (известная всем «Коровка из Кореновки») и ЗАО «Сыродельный комбинат «Ленинградский» (молоко «Кубанский молочник»).
Сколько лет потребовалось, чтобы выстроить такую систему?
Хозяйство само по себе далеко не новое — мы отсчитываем развитие «Родины» с 2009 года. Тогда сначала реконструировали одну ферму, через год еще две, следующую еще через год. Так работали до 2017 года, а потом отстроили с нуля действующий комплекс. В 2019 году он уже вышел на полную производственную мощность. Параллельно сейчас работаем над созданием двух инновационных и технологических молочных комплексов на 3000 и на 3100 фуражных коров. Строительство будет произведено в Краснодарском крае и в Ростовской области.
Чтобы увеличить количество фуражного поголовья на 3000 голов, надо будет увеличить и общее поголовье. Как вы это сделаете? Будете покупать коров?
Нет, это не составит проблем, потому что ремонт поголовья уже много лет проводится благодаря собственной репродукции нашего же скота. Ежегодное увеличение фуражного поголовья за счет собственного воспроизводства и так уже несколько лет держится на уровне более 10%. Семенной материал используем от лучших быков-производителей, которые как минимум входят в мировой рейтинг топ-50. В основном это североамериканское семя, потому что они лидеры по качеству молочного скота. Дорого, но это того стоит. Помимо прочих преимуществ, семя используем разделенное по полу, поэтому 80% телят — девочки, как нам и нужно. Да, нельзя, к сожалению, запрограммировать пол со 100-процентной вероятностью, но 80% — это уже высокий показатель.
У вас есть своя растениеводческая площадка, все идет на корма или продаете? Как вообще обстоят дела с кормовой базой?
Да, часть нашего растениеводства направлена на кормовой сектор. Мы самодостаточная организация замкнутого цикла, которая обеспечивает себя сама. Вообще корма — это важнейшая тема нашей работы.
У нас самая современная техника из всей существующей для производства и контроля корма. Все заготовочные работы проходят в крайне сжатые сроки, потому что нужно заготовить в определенной фазе вегетации. Для этого растения даже сеют в определенной последовательности в каждом хозяйстве с перерывами в несколько дней, чтобы успеть убрать их точно в срок с такими же интервалами.
Поговорим о рецептуре. В нашей цифровой системе видны отклонения по любым показателям животного в течение нескольких часов после позитивного или негативного влияния. Если какой-то из показателей приближается к границе нормы, то корова попадает в раздел подозрения на что-либо, в зависимости о того, что именно изменилось, и система сама назначает предположительный диагноз. Так вот, если это одно, два животных, то это один вопрос, а если это массовое явление, то сразу понятно, что это проблема корма, потому что больше их ничего не связывает. У коров еще будут в порядке показатели физиологического состояния и объемы молока, а мы уже видим — что-то не так, потому что изменилось соотношение жира с белком в молоке. Это дает нам временную подушку, чтобы не запустить ситуацию и снять негативное воздействие.
Многие скажут, что есть рекомендации по кормлению, которые просто надо соблюдать, но это несерьезно. Фермеры живут в разных климатических зонах, кормовая база состоит из разных сортов растений и растет в разных почвах, коровы выросли в разных странах мира и так далее — слишком много факторов, которые нельзя свести в единую рекомендацию. Мы разрабатываем меню, которое подходит конкретно нашим коровам, содержащимся в наших условиях. Отклонения по любому из ингредиентов не должно превышать 3%. На кормовую площадку поступает задание на порции ингредиентов, система фиксирует факт выполнения и автоматически передает на пульт управления — под контролем должен быть каждый производственный процесс и минимизирован человеческий фактор.
Расскажите подробнее про систему Afi Farm, которой оборудованы все ваши комплексы. Зачем она нужна и почему выбрали именно ее?
Благодаря ей мы отслеживаем все показатели коровы, включая активность или пассивность животного, его продуктивность и физхимию молока. Данные идут с датчиков и измерительных приборов в режиме реального времени. В поточном режиме анализируются показатели молока от каждой коровы и автоматически заносятся в ее карточку. Эти цифры дают исчерпывающую информацию, если знать, как их трактовать. Можно узнать все — от дефекта копыта коровы до эффективности работы доярки. Например, если корова слишком много лежит или, наоборот, стоит, не ложится, то у нее может быть проблема с ногой или копытом, поэтому у нее неприятные ощущения при смене положения, и она старается этого не делать и сто раз подумает, хочет ли она лечь или встать. Или если на дойке программа зафиксировала время сухого доения, значит доярка плохо подготовила корову к доению, прежде чем подключить аппарат. Это все очень важно, не говоря уже о карте и характеристике дойки, контроля прихода в охоту с четким временем осеменения. Мы можем оперативно корректировать свою работу, чтобы не создавать стрессовых и негативных ситуаций для животных.
Кроме того, система хранит историю на каждую корову. Мы можем открыть «личное дело» животного в шестой лактации и за все восемь лет ее жизни посмотреть кто, чем и как ее лечил, в каких дозировках, сколько она давала молока в любой день и лактацию своей жизни, чем ее осеменяли и какой приплод от нее получили. Программа покажет это в виде таблицы или графика, за день, год или за всю ее жизнь — как вам будет удобно. Конечно, это имеет смысл, если знать причинно-следственные связи и понимать, что значит падение того или иного показателя.
Оборудование новое, даже инновационное. А как обучить и приучить всех сотрудников работать по этой технологии, тем более на таком большом предприятии?
Начнем с того, что в животноводстве занято 412 человек, а всего, включая растениеводческий сектор, 517. В трудовой стратегии мы придерживаемся предельно простого принципа: полная прозрачность и индивидуальная ответственность. Вновь прибывшие специалисты на работу знают, что им надо будет пройти трехмесячное обучение по системе Afi Farm, прежде чем его допустят к процессам, что у него будут строго определенная задача и мотивация, а премии он получает за достижение конкретных показателей. Все оговорено. Для ферм это необычно, что сотрудники выходят четко на 8-часовую смену. У нас нет такого, что кому-то надо все бросать и срочно лететь на работу, потому что что-то тут произошло. Работа на ферме ведется круглосуточно, в три смены по 8 часов. Первая смена начинается в 6 утра. Для такого большого хозяйства важна дисциплина, и мы ее поддерживаем. Для человека же несвойственно заниматься осознанным вредительством, просто может быть недостаточно знаний, которые мы компенсируем, или недостаток самоорганизации. Наша стратегия — создать максимальные условия для эффективной работы.
Есть ли еще какие-то интересные технологии, которые вы выявили и внедрили благодаря цифровизации поголовья?
Мы одни из первых стали применять душ. Раньше считалось, что это дает термоперепад и стресс, а мы по показателям увидели, что, наоборот, коровам он нравится и их показатели растут. Еще считалось, что время выделения окситоцина у коровы начинается с 45-й секунды.Что это такое? После первого прикосновения к вымени идет выброс гормона и запускается процесс отдачи молока. Считалось, что корова начинает отдавать молоко через 45 секунд, а оказалось, что через 90. Это деталь колоссальной важности. Если начать тянуть молоко через 45 секунд, а она к этому еще не готова, она зажимается и не дает молоко, а аппарат с нее тянет — это приведет к набиванию сосков и стрессу, далее мастит и различные травмы соска, хронические заболевания, перезаражение аппаратами других коров и срыв лактации. Не факт, что после болезни получится вывести корову на ее уровень прежних удоев, она может просесть до конца лактации. Наши коровы в пик лактации держатся на уровне 70-75 литров молока в сутки каждая. Мы постоянно корректируем процессы исходя из получения и накапливания знаний, поэтому работа идет непрерывно.