Реальная ситуация
По данным ФБГНУ ВНИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха, на основе анализа эффективности использования сортимента картофеля установлено, что из 442 сортов Госреестра РФ в производстве зафиксировано всего лишь 190, или 42,9%. Из десяти сортов-лидеров восемь принадлежат зарубежным оригинаторам и только два — российской селекции, составляющие 15,5% от общего объема сертифицированного семенного картофеля, использованного на товарных посадках.
Представители семеноводческих хозяйств считают, что истоки проблемы — в событиях 90-х годов, когда отечественная селекция была лишена финансирования, в результате чего новых сортов не выводилось, а прежние не удовлетворяли растущим запросам потребителей. Исследования специалистов института им. А.Г. Лорха также показывают, что с середины 90-х годов произошло уже несколько сортосмен европейских сортов: сначала были популярны Сантэ, Кардинал, Латона, Марфона, затем Астерикс, Бимонда, Амадеус, Фреско, Укама, позднее — Импала, Романо, Роко, Розара, Зекура, а сейчас Гала, Ред Скарлетт, Ривьера, Коломбо, Лабелла. Новые отечественные сорта из-за отсутствия объемов семенного материала практически не продвигаются на поля товаропроизводителей и не составляют конкуренцию для широко рекламируемых зарубежных сортов.
«В среднем на выведение нового сорта картофеля уходит 10-12 лет, — поясняет Павел Иванов, специалист селекционно-генетического центра «Дока — генные технологии». — Соответственно, необходимо не только учитывать существующие рыночные требования к продукту, но и заглядывать вперед». Исполнительный директор СПССК «Устюженский Картофель» (Вологодская область) Александр Кузнецов отмечает, что сортов российской селекции было и есть не меньше, а может быть, и больше, чем импортных, но за последнее десятилетие прошлого века наша картошка отстала от мировых требований. «Раньше селекция была направлена на сохранность растений, их иммунитет, а сейчас, с появлением новых эффективных средств защиты растений, больше внимания уделяется товарным качествам. Есть сорта, предназначенные на мойку (то есть для продажи мытого картофеля в супермаркетах), есть — на переработку. Переработка тоже разная: картофель фри, картофель на чипсы, картофель для получения высококачественного крахмала. Соответственно, учитывая пожелания конечного потребителя продукта, в зависимости от его особенностей и потребностей, работают и селекционеры», — констатирует Александр Кузнецов.
Приходя в нашу страну, торговые сети «привозили» и свои сорта. Российские хозяйства, чтобы попасть на прилавок, начинали их культивировать. Наше картофелеводство развивается, но перекос в сторону сортов зарубежной селекции существует до сих пор. «Всего выращиваем около 20 сортов, в этом сезоне — 17, из них четыре — отечественной селекции, два — белорусской, остальные — импортные», — комментирует Александр Кузнецов.
«Подтверждением позитивных изменений в картофелеводстве России стали современные агропредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие развитую материально-техническую базу не только для производства, но и для хранения — с товарной и предреализационной доработкой, включая мойку, фасовку, упаковку и маркировку. Это позволяет поставлять качественный товарный картофель в крупные торговые сети, гипер- и супермаркеты. Безусловно, этим изменениям способствовали развитие сортовых ресурсов и ускоренное продвижение в производство сортов, пользующихся повышенным спросом на рынке товарного картофеля. При этом как крупные, так и мелкие товаропроизводители получили возможность выбирать сорта и приобретать семенной материал не только на внутреннем рынке, но и непосредственно от зарубежных оригинаторов. В сложной конкурентной среде между иностранными поставщиками и отечественными производителями семенного картофеля преимущество оказалось на стороне первых, так как они обеспечили качество, соответствующее уровню международных нормативных требований. В условиях нарастающей экспансии зарубежных сортов при устойчивой тенденции снижения доли отечественных на рынке семенного картофеля России существует острая необходимость преодоления зависимости товаропроизводителей от импорта семенного материала», — резюмируют специалисты института им. А.Г. Лорха.
Проблемы с семенным материалом
Для того чтобы российские сорта снова «завоевали» поля, необходимо не только вывести вид, не уступающий по качествам импортному, но и обеспечить хозяйства семенным материалом этого сорта. «Мы решаем проблему, которая унаследована еще с советских времен, когда сортов создавалось очень много, но было мало семенных хозяйств, — рассказывает Павел Иванов. — Институты выводили сорт, а до картофелеводов он не доходил». Однако, по мнению экспертов, сегодня проблема уже не столько в количестве, сколько в качестве семенного материала. «Сорта пробуем разные. Закупаем у поставщиков, семеноводческих хозяйств, по 60-100 кг. И высаживаем на опытных участках, — говорит главный агроном КФХ Юзефов (Ростовская область) Сергей Воронов. — Так проверяем примерно 20-22 сорта. Есть сорта, с которыми работаем несколько лет (Ред Стар, Аризона, Ривьера), к ним добавляем новые. В этом году пробовали новый сорт — шотландскую Ла-Страда. Сорт отличается быстрым накоплением урожая, устойчивостью к жаре и засухе. Будем его высаживать на следующий год. Сорта отечественной селекции пробуем регулярно, но пока не нашли такого, который устраивал бы по всем параметрам».
«Селекция сейчас постепенно наверстывает утраченные в 90-е годы позиции, селекционеров хватает. Это и ВНИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха, и ООО «Селекционная фирма «ЛиГа», и «ДокаДжин». Не хватает качественного семенного материала. Картофелеводство развивается, семена картофеля востребованы, растет и количество семенных хозяйств, которые занимаются производством оригинального семенного картофеля, но не у всех хватает культуры производства для соблюдения всех технологических требований. От этого страдает семенной материал», — поясняет Александр Кузнецов. Соответственно, высадив некачественный российский семенной материал, производитель разочаровывается и в самом сорте.
Мнение семеновода подтверждают и данные ФБГНУ «ВНИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха»: «В сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах ежегодно высаживается высокая доля семенного картофеля, не соответствующего требованиям стандартов. Использование имеющегося сортового потенциала картофеля также пока еще недостаточно эффективно».
Продвигать свое
Эксперты отмечают, что на рынке складывается парадоксальная ситуация: селекционеры выводят перспективные сорта, не уступающие, а иногда и превосходящие импортные, но до поля они не доходят либо доходят в ухудшенном виде, после чего производитель теряет к ним интерес. «Одна из причин — отсутствие постоянной связи, единой стратегии у селекционеров и производителей элитного семенного картофеля», — считает Александр Кузнецов. «Учитывая то, что аграрии — народ косный и к переменам относится скептически, нужно проводить постоянную работу. Но мы уже видим обратную связь от тех аграриев, которые тестировали наши сорта на своих площадках, они готовы заказывать наши сорта на будущий сезон», — делится опытом Павел Иванов. Руководитель «Сусанинского питомника» (выращивание товарного и семенного картофеля, Костромская область) Федор Пуздря считает продвижение отечественных сортов одной из главных задач картофельных семеноводческих хозяйств. Питомник регулярно проводит «Дни картофеля» с дегустацией, на которые приглашаются картофелеводы всей страны. Преимущество в хозяйстве отдается отечественным сортам. В этом году в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, вошли три перспективных сорта отечественной селекции — Кармен, Прайм, Индиго, которые были испытаны на опытных делянках «Сусанинского питомника». «Мы ежегодно высаживаем 100 новых сортов и 50 гибридов. Индиго высаживаем уже два года (первый год — испытания, а в этом году уже как утвержденный сорт), — рассказывает Федор Пуздря. — Это очень интересный сорт: картофель с фиолетовой мякотью, овальной формой клубней, высоким содержанием витаминов, устойчивый к болезням. На дегустации из 80 сортов вошел в топ-10. Мы активно сотрудничаем с нашими российскими селекционерами и видим, что их продукт ничуть не хуже признанных западных. Будем выращивать, продвигать. Уверены, что покупатели найдутся. Заказы есть уже сейчас».
Сегодня, по оценкам экспертов, ситуация складывается в пользу российских селекционеров, аграрии готовы пробовать, переориентироваться на отечественное, если это будет выгодно. «От процесса импортозамещения мы не отказываемся, — подчеркивает Сергей Воронов, — тем более что предложений отечественной селекции сегодня много. Будем и дальше проводить опытные посадки». Селекционеры и семеноводы уверены: необходимо не упустить момент и подтолкнуть ситуацию в нужную сторону.
«Мы тесно работаем с отечественными селекционерами, в своем хозяйстве проводили испытания уже 28 сортов, будем испытывать еще два — Чароит и Гусар. Но наших собственных возможностей продвижения недостаточно: у нас слабый маркетинг, в отличие от западных коллег. В новом сезоне вместе с ФБГНУ «ВНИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха» будем высаживать новые сорта картофеля в разных регионах не просто на опытных делянках, а на участках довольно большой площади. Будем демонстрировать хозяйствам и технологии, и результат. Еще одна проблема — у правительства нет желания продвигать собственные сорта или просто нет желания вникнуть в эту проблему. Нет субсидий на производство именно своего картофеля. Западный переработчик, например, чипсов, приходит к нам со своим сортом, наши хозяйства начинают эти сорта выращивать и получают от государства субсидии. Нужен «картофельный протекционизм». Практически все западные сорта можно заменить отечественными без потерь качества. Более того, они будут лучше приспособлены к нашим условиям возделывания», — резюмирует Александр Кузнецов.