В 2006 году российские власти направили свое внимание к агропромышленному комплексу, запустив нацпроект «Развитие АПК». Потом нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства, и последовавшие за этим новые формы поддержки аграриев — субсидии, льготные кредиты и грантовые возможности — породили большое число новых брендов как в числе крупных компаний, так и среди небольших семейных ферм.

Одним из приоритетов нацпроекта в 2006 году стало ускоренное развитие животноводства, буквально за 2 года ситуацию в молочном скотоводстве удалось изменить в лучшую сторону. В 2007 году было произведено свыше 32 млн тонн молока, что на 1,2 млн тонн, или на 4%, больше уровня 2005 года, стабилизировалась численность крупного рогатого скота.

Поддержка государства помогла укрепить позиции существующих игроков и дать основу для образования новых хозяйств. Так, одной из первых в реализацию нацпроекта «Развитие АПК» включилась компания «ЭкоНива». Началось строительство и реконструкция животноводческих комплексов и ферм в Воронежской, Курской, Калужской и Новосибирской областях. И если к 2006 году животноводство для «ЭкоНивы» было направлением новым, то уже в 2019-м компания стала лидером в России по производству молока-сырья. Запущенный компанией в 2012 году бренд «Академия молочных наук» уже в 2017 году стал «Продуктом года» на Международной выставке продуктов питания World Food Moscow. В 2018-м был презентован новый бренд, который получил имя, созвучное самой компании, — «ЭкоНива». В 2019 году журнал Forbes включил его в список 10 лучших новых брендов России.

Отличные результаты достигнуты в поставках бренда за рубеж. В январе — июне 2021 года «ЭкоНива» увеличила экспорт готовой молочной продукции в шесть раз как в натуральном, так и денежном выражении по сравнению с июлем — декабрем 2020 года. Знаменский селекционно-генетический центр, один из крупнейших российских производителей генетики для свиноводства, также напрямую связан с тем вниманием, которое было оказано отрасли АПК в 2006 году. Именно в те же годы агрохолдингом «Эксима» и Микояновским мясокомбинатом в рамках госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса России» началось строительство объектов СГЦ на территории Орловской области. И сегодня «Знаменский ветчинный дом» — это широко известный в стране бренд натуральных ветчин и деликатесов. Во многом благодаря господдержке, как на региональном, так и на федеральном уровне, успеха добился и крахмалопаточный комбинат «Амилко», который ведет свою историю с 2007 года. В 2016-м проект компании по увеличению производственных мощностей и расширению ассортимента выпускаемой продукции — импортозамещению крахмалопродуктов, не производящихся в России, входил в «100 губернаторских инвестиционных проектов» Ростовской области. При поддержке областного министерства сельского хозяйства и продовольствия компания получила возможность субсидирования процентной ставки по кредитным договорам, заключенным на закупку зерна для крахмалопаточной промышленности, что снизило долговую нагрузку и положительно сказалось на инвестиционной деятельности «Амилко» на территории ЮФО. Сегодня «Амилко» производит до 20% всех крахмальных сиропов в России, а также является крупным экспортером. Так, в 1-м полугодии 2021 года компания экспортировала 20,5 тыс. тонн крахмала на 663 млн рублей.

Благодатные условия. После старта госпрограммы поддержки АПК улучшилось положение и такой отрасли, как овощеводство, появилось большое число новых тепличных комплексов, часть из которых сегодня известна на всю страну. Так, недавно десятилетие отметил холдинг «Экокультура». В какой-то мере благодатной почву для этого сделала государственная поддержка. В 2017 году третья очередь комплекса «Овощи Ставрополья» (входит в холдинг «Экокультура») не только попала в список минсельхоза в тепличном секторе для возмещения части CAPEX, но и стала в этом списке крупнейшим проектом по объему инвестиций. В 2019 году на выставке достижений агротехнических комплексов России и ближнего зарубежья компания «Экокультура» завоевала награду «Признанный бренд».
Другая компания — «Агрокультура Групп» позиционирует себя как новый бренд в сфере тепличного строительства и непрерывного выращивания овощных культур в закрытом грунте. Между тем тепличный комплекс существует с 2014 года и всего за 7 лет сумел завоевать уверенные лидерские позиции по производству свежих овощей в Москве и Московской области. Что касается господдержки, то без нее не обошлось. Например, весной 2018 года ООО «Агрокультура групп» получило 25% субсидии капитальных затрат (20% из них из федерального бюджета) на строительство третьей очереди тепличного комплекса в Московской области.

Успех, взращенный на грантах. Примером успешного местного бренда можно назвать экоферму «ДемьяНово» из Кировской области. В 2015 году на базе практически обанкротившегося колхоза удалось развить этот успешный проект. Из-за удаленности района от областного центра остро стояла проблема реализации сырого молока. Руководитель проекта обратился к региональному министерству сельского хозяйства за помощью и получил грант на развитие семейных животноводческих ферм. В 2018 году уже был запущен цех по переработке молока. Началось производство широкого ассортимента продукции: молока, йогуртов, кефира, топленого молока и сыров — так зародился бренд «Демьяновское молоко», который, кстати, в 2020 году стал участником конкурса «Вкусы России». Жителям Московской области хорошо известен другой бренд с подобной историей — «Зарайские деликатесы», который принадлежит КФХ Иванова. Семья Ивановых решила заняться сельским хозяйством в 2012 году, ее трудолюбие позволило небольшому хозяйству стать обладателем гранта начинающего фермера на развитие, и уже много лет здесь производят широкий ассортимент натуральной и вкусной продукции — от мясной и молочной продукции до сырно-шоколадных конфет.

Вкусные условия. На самом деле на благодатной почве отрасли АПК за последние 15 лет появился не один десяток брендов, известных как в родных регионах, так и за их пределами. Шоколадная фабрика «Собрание» была основана в 2011 году и сегодня является лидером кондитерской и кофейной отрасли не только на территории Ярославской области. Выпускаемая предприятием продукция реализуется во всех субъектах РФ, а около трети продукции экспортируется на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Китай, Южную Корею, США и другие страны.

Или, например, «Белевская пастила»  — кто не видел ее на полках магазинов своего города? Исконно русское лакомство, известное еще с конца XIX века. Производство пастилы в наши дни возобновилось только в 2010 году. Создатели бренда «Белевская Пастильная Мануфактура» вдохновились творческим примером известного купца и решили возобновить как методику приготовления пастилы, так и культуру ее потребления. Годом позже появилась еще одна компания — «Белевские сладости». На российском рынке кондитерских изделий она тоже успела заслужить хорошую репутацию и расположение потребителей.

Примеров множество, одни бренды продолжают крепнуть, другие недавно появились и пока на пути к широкой известности, но одно можно сказать точно: при нынешнем отношении властей к сельскому хозяйству шансов на успех у этих брендов достаточно.