Динамика развития отечественной животноводческой отрасли последних лет демонстрирует непривычный парадокс — рост производства и потребления мясных и молочных продуктов при заметном сокращении поголовья как крупного, так и мелкого рогатого скота. Такой «агропромышленный оксюморон» специалисты объясняют реализацией Доктрины продовольственной безопасности страны, инвестициями в новые технологии и повышением продуктивности скота. В то же время опасные тенденции сокращения поголовья наблюдаются уже не только в агрохолдингах, но и в личных подсобных хозяйствах, которые ранее были драйверами роста удельного веса мясной отрасли.

Цифровое неравенство. Согласно данным Росстата общее производство скота и птицы по всем категориям хозяйств в России в 2024 году (в живом весе) составило 16,9 млн тонн (рост на 2,1% по сравнению с 2023 годом), надой молока достиг 34,1 млн тонн (рост на 0,8%), производство яиц — 46,5 млрд штук (снижение на 0,3%). Вроде бы, динамика позитивная.
Вместе с тем, по данным Росстата, поголовье КРС составило 16,4 млн голов (снижение на 4,1%), в том числе коров — 7,3 млн голов (снижение на 3,8%), свиней — 27,8 млн голов (снижение на 1,6%), овец и коз — 19,2 млн голов (снижение на 5,2%). Лишь поголовье птицы показало некоторый рост — 556 млн голов (плюс 2,2%).
Падение поголовья, казалось бы, некритическое, если не знать, что в 2013 году поголовье КРС в России превышало 21 млн, в 2023 году — 18,3 млн. А в 1990 году — и вовсе свыше 57 млн голов.
Поголовье свиней в нынешнем веке и вовсе росло из года в год, достигнув в апреле 2022 года 28,7 млн голов несмотря на мутную кампанию АЧС, явно привнесенную в Россию извне.
Важный момент — снижение поголовья отмечено как в крупных агрохолдингах, так и в личных подсобных хозяйствах (в ЛПХ также отмечено снижение поголовья птицы до 65,9 млн голов — на 5,1%), которые в последние годы, напротив, были драйверами роста.

Рыночные аналитики высказывают опасения подобной тенденцией и предлагают различные версии событий. «Впервые с 2000 года сократилось поголовье свиней на 1,6%, до 27,8 млн голов, — отметил независимый эксперт Александр Корбут. — Темпы снижения поголовья овец нарастают, за год они снизились на 5,2%. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 696,42 тыс. голов, что является рекордным показателем. Сокращение коров составило 286,83 тыс. голов, что является худшим показателем с 2013 года. В последние два года рост поголовья КРС в крестьянско-фермерских хозяйствах был успешно перечеркнут. Таким образом, поголовье скота, скорее всего, будет стагнировать. Это может привести к снижению эффективности растениеводства, уменьшению качества кормов и, как следствие, дальнейшему снижению поголовья скота. Это можно сравнить с принципом домино».
В то же время цены на говядину росли целый год и в итоге составили 12%, а надои на одну корову в сельхозорганизациях выросли сразу на 5,1% (до 7562 кг), что также положительно повлияло на среднюю продуктивность животноводов.
Парадоксальности ситуации добавляет тот факт, что в прошлом году вырос мясной экспорт. По данным центра «Агроэкспорт», в 2024 году объем поставок российского мяса за границу достиг 1,7 млрд долларов, что практически на четверть больше, чем в 2023 году.
Его структура распределялась следующим образом: мясо птицы — 800 млн долларов (рост на 17% к предыдущему году), свинина продемонстрировала рекордный показатель экспорта — 610 млн долларов (+42%), говядина — 230 млн долларов (+16%).
В натуральном выражении, по данным Россельхознадзора, экспорт мяса и мясопродуктов вырос в 1,3 раза — до 820 тыс. тонн (до рекордных 1,7 млрд долларов).
Может быть сработал старый советский принцип «не доедим, но вывезем»? И это не так. По данным агентства Nielsen, в прошлом году продажи той же сокращающейся говядины в торговых сетях выросли на 19,5% в стоимостном выражении, потребление мяса в России за год увеличилось на 2 кг на человека и составило 83 кг.
«Спрос растет благодаря улучшающейся ситуации с располагаемыми доходами населения и заметным ростом доходов тех граждан, которые еще недавно получали низкие зарплаты в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства», — считает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Дорогое объедение. Сокращение поголовья крупного и мелкого рогатого скота в России аналитики объясняют различными объективными и субъективными факторами. К примеру, объективные экономические трудности санкционной войны привели к высоким затратам на корма, ветеринарные услуги и содержание животных. Из-за этого многие мелкие фермеры вынуждены либо резко сокращать поголовье, либо вовсе выходить из бизнеса.
Субъективным фактором в 2024 году стало резкое ужесточение миграционной политики федеральных властей, из-за чего многие работающие в сельском хозяйстве гастарбайтеры покинули страну, создав дефицит рабочей силы на селе.
Рыночные аналитики считают, что сокращение поголовья крупного и мелкого рогатого скота в России является тревожной тенденцией, которая требует внимания со стороны государственных структур и аграрных специалистов. Необходимо разработать стратегии, которые помогут сохранить и увеличить численность скота, а также поддержать фермеров и сельхозорганизации в условиях меняющейся экономической и экологической ситуации. В противном случае это может привести к серьезным последствиям для продовольственной безопасности страны и благосостояния сельского населения.
Не так давно курирующий отрасль вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев заявлял, что в правительстве рассматривают меры по поддержке и мясного, и молочного крупного рогатого скота. В частности, речь шла о введении новой субсидии на килограмм мяса в рамках КРС.
С другой стороны, для потребителей опасения должен вызывать и рост цен на мясную продукцию, вызванный в том числе сокращением поголовья.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства ИМИТ Любовь Савкина подсчитала, что курятина российского производства подорожала в опте за вторую неделю ноября на 0,6%, свиные полутуши подорожали в среднем по категориям на 1,6% и торговались по 212 рублей за кг, средний уровень оптовых цен на говядину и субпродукты за вторую неделю ноября вырос на 2,1%, говяжьи полутуши предлагались в среднем по 413 рублей за кг, недельная прибавка составила 1%, цены на части тушки индейки за неделю увеличились на 0,3%, а за месяц разделка стала дороже на 6,5%.
«Динамика цен производителей курятины заставляет переживать за будущее отрасли, — опасается Сергей Юшин. — Последние месяцы, например, тушка бройлера многими компаниями реализуется практически по себестоимости или даже в убыток, что не дает производителям удерживать уровень рентабельности, позволяющий говорить о дальнейшем развитии и инвестициях».
«Свинина — главный конкурент мясу птицы, а в период покупательского спроса на мясо конкуренция усиливается, — считает Любовь Савкина. — Повышение цен на популярные куриные отруба (бедро, голень, филе) дает возможность свинине торговаться в повышенном ценовом диапазоне или хотя бы не снижать цены в конкурентной борьбе».
Аналитики отмечают, что при текущих тенденциях радикального роста производства в ближайшие 3-4 года ожидать не стоит. Причинами этих негативных тенденций называют общую стагнацию мясной отрасли на фоне ее модернизации и за счет этого повышение продуктивности; технологические барьеры — породный состав, уровень ветеринарии и доступ к современным кормовым технологиям ограничивают продуктивность; разрыв между крупными и малыми хозяйствами — агрохолдинги наращивают производство благодаря экспорту и субсидиям, но их рост перекрывается сокращением малых форм хозяйствования.

Живительные соки. Вместе с тем, никто не отменял правительственные задачи по наращиванию продуктивности животноводства. К 2030 году с племенной коровы требуется увеличить надои с нынешних 9,5 до 11 тонн.
«Главная и очень непростая задача молочной отрасли России на ближайшие шесть лет — наращивание племенного поголовья до 900 тыс. голов, — заявила министр сельского хозяйства Оксана Лут в ходе XVI съезда Национального союза производителей молока. — Племенное поголовье — более 900 тыс. голов, должны этого достичь. Это очень непростая задача. Наверное, самая главная задача нашей молочки на ближайшие шесть лет».
В 2024 году численность племенного поголовья составляла 162 тыс. голов, и сделать гигантский скачок за 5 лет, нарастив это количество в 6 раз, в нынешних условиях, как минимум, проблематично.
С учетом ожидаемого объема производства в 38,5 млн тонн к 2030 году в стране должно быть создано 662 тыс. новых ското-мест, учитывая темпы выбывания. Следующая задача — увеличить поголовье молочных коров в сельхозорганизациях до 2,89 млн (в прошлом году их было 2,52 млн).
Необходима реализация крупных инвестпроектов, которые могут себе позволить только серьезные агрохолдинги.
В то же время такие влиятельные игроки мясного рынка, как «Черкизово», «Дамате», «Мираторг», «Агроэко» на последнем Петербургском международном экономическом форуме заявляли инвестпроекты в сегменте выращивания и переработки более продуктивного и быстроокупаемого мяса птицы. На общее производство мяса в стране это должно повлиять позитивно, но на выращивание крупного и мелкого рогатого скота с молочными продуктами — никак.
Возможно, поправить положение дел смогут успехи в работе генетиков и биотехнологов. По данным Оксаны Лут, в нынешнем году стартует проект по выпуску кормовых ферментов (метионина) в Татарстане, модифицированного крахмала, который уже выпускается в Ярославской и Московской областях. Давно уже ждет открытия завод по выпуску аминокислот в Волгодонске, по производству витаминов — в Туле и Калуге.
Как сообщили в Минсельхозе РФ, отечественным компаниям, планирующим заниматься генетикой в области животноводства, предоставляется господдержка: на субсидирование генотипирования (на единицу поголовья), введенное в 2025 году, планируется направить до 300 млн рублей, начиная со следующего года, до 800-900 млн рублей ежегодно.
Реализация этих проектов позволит значительно снизить зависимость мясо-молочных компаний от импорта, что должно повлиять на повышение их рентабельности и желание заниматься увеличением поголовья собственного мясо-молочного стада.