2017-й выдался для российских рыбаков удачным: они второй год подряд увеличивают вылов рыбы, а в целом, как отмечал в начале года заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, отрасль переживает лучший период за последние 25 лет. Действительно, если взглянуть только на цифры, то картина сложится довольно радужная. В 2017 году российские промысловые компании совместными усилиями выловили чуть менее 4,8 млн тонн рыбы различных пород — это на 2,7% больше, чем годом ранее. Традиционно основу вылова составляют минтай, тихоокеанская сельдь, треска и лососевые виды рыб. Большой потенциал Росрыболовство видит в освоении перспективных объектов рыболовства — скумбрии и сардины иваси. В 2017 году вылов скумбрии вырос в пять раз, иваси — почти в 2,5 раза.
Где наша рыба?
Как отмечал ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков, Россия к настоящему моменту обеспечивает себя рыбой на 80%, а остальные 20% на прилавках, скорее, для разнообразия ассортимента. «Доктрина продовольственной безопасности России», принятая в 2010 году, предусматривала, что самообеспеченность страны рыбной продукцией к 2020 году должна быть на уровне как раз этих самых 80%. На самом деле, этого показателя Россия достигла еще в 2014 году, как раз тогда, когда против ряда западных стран были введены продуктовые контрсанкции и начался активный процесс импортозамещения. По данным исследования аудиторско-консалтинговой компании АФК, доля отечественной рыбы в структуре внутрироссийского потребления в последние годы стабильно растет: в 2013 году этот показатель составил 78%, в 2014-м — 80%, в 2015-м — 86%, в 2016 году — 87%. Порядка 40% всей выловленной рыбы российские компании экспортируют, причем, это, в основном, тушки, не подвергшиеся обработке, то есть сырье. Лишь 5,4% общего экспорта пришлось на рыбное филе и менее 5% — на ракообразных. Почти половину общего экспорта мороженой рыбы из России составляют продажи минтая.
Тренд роста экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью сочетается с тем, что отечественная рыба становится все менее доступной для россиян. В 2012‑2013 гг. уровень потребления рыбы в России был достаточно высок — 24,8 кг на человека в год, тогда как рекомендуемая Министерством здравоохранения Российской Федерации норма потребления рыбопродуктов составляет 22 кг/чел. в год. С 2014 года, как отмечают аналитики, в результате появления кризисных явлений в экономике потребление рыбы начало снижаться. Наиболее существенно оно упало в 2015 году (на 13%), а в 2016-м снизилось еще на 2% — до 19,5 кг/чел. в год. Основной причиной резкого сокращения объемов потребляемой рыбы является значительный рост цен на нее. Как отмечает руководитель Информагентства по рыболовству Александр Савельев, ценники на рыбу за пару лет выросли в 2‑4 раза, а по некоторым видам — до 10 раз. «Это, безусловно, аномалия: Россия омывается 14 морями с выходами в три океана. Рыба здесь должна быть одним из ключевых и самых доступных для всех слоев населения продуктом питания», — отмечает Савельев.
Экс-руководитель Росрыболовства, а ныне президент Федерации рыболовного спорта Андрей Крайний подчеркивает, что по итогам 2017 года потребление рыбы снизилось до 12 кг в год на человека и прогнозирует, что уже в этом году показатель рухнет до 11 кг в год. Эксперт указывает, что такая ситуация сложилась из-за того, что российским рыбакам выгоднее вывозить свой улов в страны Юго-Восточной Азии и Европу. «Наши рыбаки вывозят лучшую в мире рыбу, конкурентную на всех мировых аукционах и востребованную на всех мировых рынках, — сказал он. — А к нам компании Рыбного союза везут тилапию из китайских канав, пангасиуса из мутного устья Меконга, аквакультурного сибаса, дораду, токсичного чилийского лосося, то есть то, что во всем мире стоит в разы дешевле, чем качественная дикая российская рыба», — сетует Андрей Крайний.
Построить новый флот
Низкий уровень внутреннего потребления, вывоз рыбы в виде дешевого сырья, изношенность флота и технологическая отсталость перерабатывающей промышленности — это те проблемы, которые России предстоит решить для развития своей рыбной отрасли, отмечают эксперты. Росрыболовство совместно с другими ведомствами уже подготовило ряд решений и инициатив, которые либо уже действуют, либо вступят в силу в самое ближайшее время. Фактически, сегодня в России формируется новая доктрина развития рыбной отрасли. «Традиционно мы говорили о вылове как об основном показателе эффективности, — отметил в своем выступлении на съезде Илья Шестаков. — Сейчас в качестве ориентиров ставим увеличение экономической отдачи отрасли и рост вклада в ВВП».
Так, с 2017 года запущена программа квоты в обмен на инвестиции. Данная программа предполагает, что квоты на добычу водных ресурсов будут выдаваться в обмен на обязательства по строительству новых судов или перерабатывающих мощностей. Уже в 2018 году по новым правилам будет распределено до 20% от общедопустимого улова. Комментируя данное нововведение, премьер-министр Дмитрий Медведев отмечал, что таким образом решается сразу несколько задач. «Это загрузка судостроения, обновление рыбопромыслового флота и, конечно, развитие производства в прибрежных регионах, создание новых рабочих мест», — перечисляет Медведев.
В ходе Восточного экономического форума Илья Шестаков говорил, что рыбная отрасль сегодня стала высокопривлекательным сектором для инвестиций, она высокодоходна как для бизнеса, так и для государства. По его словам, в 2017 году в высокой степени проработки находилось порядка 50 заявок от инвесторов с Дальнего Востока и Севера, компании заявили о намерении построить 100 новых судов и 20 береговых перерабатывающих заводов. «Реализация данных проектов позволит увеличить годовой вклад отрасли в национальный ВВП более чем на 50 млрд рублей ежегодно, что эквивалентно приросту 25% к уровню 2016 года», — отмечал Илья Шестаков.
Согласно совместным планам Росрыболовства и инвесторов значительное количество заводов появится в Северном бассейне. Достаточно большое количество перерабатывающих предприятий намерены создать на Дальнем Востоке — около десяти, также поступили заявки на строительство семи крупнотоннажных судов со значительными возможностями по вылову и объему переработки. Также в Северном бассейне будет введено в строй несколько десятков новых судов. По словам Шестакова, ряд предприятий уже приступили к строительству на отечественных верфях. Проекты будут реализованы в течение 3‑5 лет, а некоторые даже раньше.
То, что чиновники делают особую ставку на модернизацию флота, логично, считают эксперты. Суда сильно изношены, большинство из них построены в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века европейскими, японскими и американскими компаниями. Понятное дело, что свой ресурс они, в основном, уже отработали. При этом современные технологии судостроения не только позволяют вести лов более эффективно, например, ярусным способом, но и создавать настоящие плавучие заводы по первичной переработке рыбы. Прямо в море рыбаки могут производить первичную обработку улова, делать фарш, филе и привозить в порт уже продукцию, которая необходима потребителям.
Рыбакам дадут порты
Значительные усилия государство сосредоточит и на повышении качества и доступности рыбы для населения. Илья Шестаков неоднократно подчеркивал, что снизить цену рыбы, скажем, до уровня курятины (110‑130 рублей за кг в рознице) вряд ли получится: все-таки выловленную в дикой среде рыбу, по сути экопродукцию, сравнивать с выращенной в огромных индустриальных комплексах курицей просто некорректно. При этом пути снижения цены действительно есть. Так, Росрыболовством уже подготовлены изменения в Налоговый кодекс, которые гарантируют льготы тем компаниям, которые поставляют рыбу на внутренний рынок и развивают глубокую переработку. Илья Шестаков в интервью «Российской газете» пояснил, что речь идет о дифференциации ставки сбора, которую платят рыбаки за вылов тех или иных водных биоресурсов. «При поставке рыбы на внутренний рынок и отправке на экспорт продукции из рыбы высокой степени переработки будет предоставляться льгота 85% от общей ставки. При экспорте просто сырья рыболовецкая компания будет платить 100%. Законопроект уже подготовлен, приступили к его согласованию с другими министерствами», — говорит он.
Важнейшим фактором в борьбе за снижение цен станет и развитие транспортной инфраструктуры по доставке рыбы из основного региона вылова (Дальний Восток, на который приходится до 80% всей добываемой рыбы и морепродуктов) в основные регионы потребления (европейская часть России). По данным Росрыболовства, в рамках рабочей группы с Российскими железными дорогами транспортные компании смогли существенно сократить сроки поставки рыбной продукции, а для ее доставки были организованы специальные маршрутные ускоренные поезда. По данным ведомства, если раньше с Дальнего Востока в Москву рыба ехала 25 дней, то сейчас всего 7‑10. Значительное внимание уделяется и температурному контролю — одному из важнейших факторов качества доставляемой рыбы. Согласно законопроекту, который сейчас готовит Минтранс, перевозчики должны будут в обязательном порядке устанавливать температурные датчики, а отслеживать ситуацию будет Россельхознадзор.
Отдельная программа развития прописана для портов, осуществляющих перевалку рыбы. Ранее руководители нескольких рыболовецких компаний пожаловались, что портам невыгодно перегружать и хранить рыбу: из-за специфики и нестабильности объемов отгрузки многие владельцы портов старались переориентировать мощности на твердые и насыпные грузы. Сейчас же подведомственное учреждение Росрыболовства «Нацрыбресурс», в управлении которого находится федеральная портовая собственность — причальные стенки, проводит довольно жесткую политику, направленную на защиту интересов рыбаков. Как пояснили в Росрыболовстве, причальные стенки сдаются в аренду владельцам портов только на определенных условиях, в договоре прописываются обязательства по модернизации существующей инфраструктуры и приоритетность обслуживания рыболовецких судов. Есть даже определенные показатели по каждому терминалу в отдельности, какой объем перевалки рыбных грузов они должны обеспечить ежегодно. Невыполнение условий договоров повлечет штрафные санкции и увеличение стоимости арендной ставки.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук привел такой пример: «На Дальнем Востоке у нас было всего два крупных рыбных порта — Находкинский и Владивостокский. Новые собственники портов решили, что России не нужно иметь рыбные порты на Дальнем Востоке, и перепрофилировали терминалы, сломали холодильники. В Находкинском рыбном порту из 20 тыс. тонн холодильных мощностей остался последний холодильник на 6 тыс. тонн, который начнут ломать буквально со дня на день». Если Росрыболовство и спасет оставшийся холодильник, то кто и на какие средства будет возвращать к жизни терминалы?
В мае 2017 года была опубликована Стратегия развития рыбных терминалов с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, дистрибуции и хранения рыбной продукции. Стратегия предполагает масштабную модернизацию имеющихся и строительство новых судоремонтных и логистических мощностей в рыбохозяйственных бассейнах нашей страны. Новый документ призван способствовать росту перевалки рыбопродукции в российских морских портах с 1,5 до 3 млн тонн в год, а также увеличению емкости припортовых холодильно-складских комплексов единовременного хранения до 440 тыс. тонн.
Где и сколько ловят промысловые компании России (тыс. тонн)
Критерий | 2015 | 2016 | 2017 | Прирост 2016 г. к 2015 г., % | Прирост 2017 г. к 2016 г., % |
Дальневосточный бассейн | 2853,15 | 3134,3 | 3111,8 | 9,90 | -0,70 |
Северный бассейн | 550,92 | 566,7 | 569,2 | 2,90 | 0,40 |
Западный бассейн | 65,2 | 74,0 | 75,8 | 13,50 | 2,40 |
Азово-Черноморский бассейн | 95,7 | 103,5 | 90,1 | 8,20 | -12,90 |
Волжско-Каспийский бассейн | 68,2 | 68,8 | 71,9 | 0,90 | 4,50 |
Конвенционные районы, исключительные экономические зоны иностранных государств и открытая часть Мирового океана | 704,4 | 68 2,8 | 803,80 | -3,10 | 17,70 |