Несмотря на колебания последнего десятилетия, вызванные как мировыми социально-политическими ситуациями, так и внешними и внутриэкономическими причинами, в том числе ростом ключевой ставки, пищевая промышленность находится на пути устойчивого развития и повышения качества продукции. Лидирующие позиции в структуре пищевой промышленности по-прежнему занимают продукты растительного и животного происхождения как во внутреннем потреблении, так и в сегменте экспортируемых товаров.
Пищевая промышленность — неотъемлемый элемент обеспечения не только продовольственной, но и в целом национальной безопасности страны. Сегодня в структуре промышленного производства она занимает третью строчку, помогает развивать смежные отрасли, решать вопросы занятости населения. По ряду направлений нам удалось существенно снизить зависимость от импорта (особенно в части продукции растениеводства, мясного животноводства, овощеводства, хлебобулочной, кондитерской) и даже вновь нарастить экспортные возможности к 2024 году. По данным, опубликованным «СБЕР Про», Россия входит в топ-20 стран-лидеров среди поставщиков на продовольственном рынке, экспортирует в 160 стран как базовую продукцию сельского хозяйства, так и продукцию переработки. По ряду позиций, в частности пшенице, подсолнечному маслу и минтаю, Россия и вовсе стала крупнейшим экспортером.
Тройка экспортных направлений за последние годы в целом остается неизменной — Турция, Китай, Казахстан. Но согласно открытым официальным источникам продуктивный список стран-партнеров растет. Увеличиваются партнерские связи со странами БРИКС и АТР. В частности, развиваются торговые продовольственные связи с Индией. «Товарооборот продукции АПК между Россией и Индией в последние годы демонстрирует значительный рост. В 2022 году показатель увеличился на 58%, в том числе российский экспорт вырос в 2,4 раза. В 2023 году Россия стала четвертым торговым партнером Индии при товарообороте $65 млрд. В том числе поставки растительных жиров и масел составили $1,25 млрд», — говорится в сообщении Россельхозбанка.
Основным российским продуктом, особо востребованным индийской стороной, который сохраняет динамику экспорта среди всех категорий продовольственных товаров, остается подсолнечное масло. Минсельхоз РФ отмечает: в целом производство растительных масел в России по итогам 2024 года выросло на 6,9%, до более 10,4 млн тонн, в том числе подсолнечного масла — на 11,7%, до 8 млн тонн, соевого масла — на 9,6%, до порядка 1,1 млн тонн. По самообеспеченности этой категорией продукции мы имеем превышение порогового значения Доктрины продовольственной безопасности в 2,8 раза. Однако эксперты обращают внимание на то, что уже в первые месяцы 2025 года наблюдается укрепляющаяся тенденция отрицательной маржи переработки семечки, и даже несмотря на то, что в марте текущего года ситуация немного улучшилась, рентабельность переработки остается все еще отрицательной, для решения этого вопроса необходима существенная корректировка цен на семечку.
Еще одним перспективным направлением между Индией и Россией может стать торговля зерном, считает экономист Леонид Холод. Некоторые эксперты убеждены так же, что интересным с точки зрения освоения может стать сегмент мясной переработки. Хотя с одной поправкой — это, скорее, будет узкая ниша.
Среди первых компаний, которые стали осваивать данный рынок, можно выделить «Агроэко». В конце прошлого года компания отгрузила первую партию (20 тонн) свиной грудинки в Индию. И первый блин вышел не комом. «Мы рады, что наши отношения с коллегами из Индии не стоят на месте. В декабре прошедшего года мы отгрузили первый контейнер грудинки. Партнеры высоко оценили качество продукции, наше сотрудничество продолжает развиваться и приносить новые успехи. Очередные несколько контейнеров отправятся в Индию в ближайшее время», — рассказывает коммерческий директор «Агро-
эко» Дмитрий Алексеев.
Расширяется список поставщиков мяса и субпродуктов птицы в КНР и Сингапур. К марту 2025 года Россия по-прежнему сохраняет позиции в первой тройке мировых лидеров-поставщиков мяса птицы в Китай, в том числе индейки (отечественное производство мяса индейки в 2024 году выросло на 3,8%, сообщается в пресс-релизе консалтингового агентства «АГРИФУД Стретеджис» и НАПИ). Но как отмечает директор Национальной ассоциации производителей индейки Анатолий Вельматов, есть и другие перспективные рынки. «Это Юго-Восточная Азия — Индонезия, Филиппины, Таиланд. В 2025 году мы планируем вместе с Россельхознадзором и Минсельхозом РФ сделать усилия для того, чтобы обеспечить доступ наших производителей в ЮАР. Рынок этот очень интересный, с большими возможностями, в том числе учитывая особенности внешней политики наших конкурентов», — убежден руководитель НАПИ.
Наибольшую зависимость от иностранной продукции в пищевой отрасли наша страна испытывает традиционно в части фруктов, ягод, пока еще не все на уровне показателей продбезопасности в части производства молока и молокопереработки, овощей. Впрочем, что касается последней позиции, то за десятилетие продовольственного эмбарго нашей стране удалось если не полностью закрыть потребность в томатах, огурцах и капусте собственного производства, то глобально закрыть эти ниши своим вместо импортного.
Важно, что последние 5-10 лет все больше внимания уделяется вопросам технологической безопасности в части пищевой промышленности. Акцент на производство отечественного оборудования для разных отраслей пищевой промышленности уже воспринимается не как единичный мазок, а как укрепляющаяся тенденция. Министр промышленности РФ Антон Алиханов отмечает, что за последние четыре года уровень импортозависимости в пищевой отрасли удалось снизить до 47%. Дмитрий Антонов, старший вице-президент, директор по внешним связям и устойчивому развитию группы агропредприятий «Ресурс», выступая в начале этого года на международном форуме в МВЦ «Крокус Экспо», также обратил внимание собравшихся на то, что в нашей стране продолжает активно развиваться технологический инжиниринг оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
«Конечно, отечественные компании активно сотрудничают и учатся у китайских коллег, обладающих колоссальным опытом в этой области. Очевидно, что процесс изменений не может быть быстрым и простым, но уверен, именно новые технологии будут определять облик российского и китайского сельского хозяйства в ближайшие годы», — отметил эксперт.
Пищевая промышленность России
3-е место в отраслевой структуре промышленного производства после топливной промышленности и машиностроения.
Около 30 отраслей и подотраслей.
Более 22 тысяч предприятий разной формы собственности.
В 2,2 раза увеличилось количество компаний, работающих в данной отрасли за последние 25 лет.
Примерно 95% потребляемого россиянами продовольствия (социально значимые товары) производится в нашей стране; доля российских продовольственных товаров в целом в торговле занимает 80%.
10,1% — доля сельхозпродукции и продовольствия в объеме экспорта РФ в 2023 году (в 2013 году — 3,1%), в долларовом эквиваленте это соответствует $43,1 млрд.
В структуре экспорта сельхозпродукции и продовольствия по-прежнему доминируют продукты растительного происхождения: в 2021 году на них приходилось в долларовом эквиваленте 14,4 млрд. 2-е и 3-е места делили готовые пищевые продукты, табак и продукты животного происхождения ($7,7 и $7,6 млрд соответственно).
Более чем в 2,5 раза (в денежном долларовом пересчете) за последние 10 лет выросла доля экспорта жиров и масел животного, растительного и микробиологического происхождения (с $2,3 млрд в 2012 году до $6,3 млрд в 2021 году).