«Россия импортирует на 2 млрд долларов только одних грибов, хотя их как грязи, — с грустью констатировал в июле прошлого года министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев на совещании с участием президента РФ Владимира Путина, где обсуждали развитие АПК Центрального Нечерноземья. — А импортируем, потому что нет промышленного производства». Глава отраслевого ведомства обратил внимание, что до 2014 года свежие грибы из Польши занимали до 90% отечественного рынка, а после эмбарго значительно возросли поставки из Белоруссии. Под видом продукции из соседних стран в РФ по-прежнему идут запрещенные санкциями шампиньоны, уверены игроки рынка. Однако импортный гриб все менее интересен российскому потребителю из-за высокой цены.
«Запрет на ввоз основных продуктов питания из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии три года назад оказал самое положительное влияние на грибоводство в России, — комментирует Тамара Решетникова, гендиректор исследовательской компании «Технологии Роста». — Цена реализации и розничная стоимость культивируемых грибов (шампиньонов и вешенки) только за первый год после введения санкций увеличились почти в 2 раза. Такого скачка не было ни у одного другого сегмента АПК. Средняя стоимость в торговой рознице на свежие шампиньоны и вешенку в Москве и Подмосковье уже в 2015 г. приближались к 350‑400 рублям за килограмм. В текущем году она сохранилась на том же уровне». Рост цен на фоне значительного сокращения импортных потоков и явного дефицита свежих культивируемых грибов отечественного происхождения и спровоцировал резкое повышение интереса потенциальных инвесторов к грибному бизнесу.
«Российские компании получили прекрасную возможность наращивать производство и заполнить освободившуюся нишу, хотя формально эмбарго в отношении отдельно взятых стран оказало даже меньшее влияние на развитие рынка, чем девальвация рубля, — говорит Сергей Чекимов, гендиректор ООО «Русский гриб». — Цена импортного товара очень высокая, при этом рынок сформирован, понятен и, по самым скромным подсчетам, составляет не менее 100 тыс. тонн». Низкая конкурентоспособность, недостаточные объемы производства делают выгодными и интересными грибные проекты для отечественных инвесторов.
Сделано на Кубани
За прошедшие три года в стране анонсировано немалое количество крупных проектов в грибоводстве, часть из них уже реализована. За счет этого объем внутреннего производства культивируемых грибов в РФ вырос на 70%. По данным Росстата, выпуск свежих грибов в России в минувшем году составил 111,6% к уровню 2015 года. В 2016-м отечественные компании произвели, исходя из разных источников, от 9 до 14 тыс. тонн, из них львиная доля пришлась на крупнейшие агрокомплексы, чуть менее 1 тыс. тонн поставили на рынок крестьянско-фермерские хозяйства. По оценке «Технологии Роста», совокупный валовой сбор грибов в 2017 году составит порядка 26 тыс. тонн.
Лидером в производстве грибов, по мнению экспертов, уже в 2018 году может стать Краснодарский край. В 2016-м в ст. Дядьковской стартовал завод мощностью 6 тыс. тонн компании «Русский гриб». В октябре нынешнего года крупнейший российский ретейлер «Магнит» запустил в Краснодаре завод полного цикла, рассчитанный на выпуск 6,5 тыс. тонн шампиньонов в год. Объем инвестиций в проект составил более 1,7 млрд рублей, создано свыше 300 рабочих мест, компания планирует выйти на годовую прибыль не менее 95 млн рублей. В Крыловском районе, как сообщил его глава Виталий Демиров, в числе семи инвестпроектов — строительство комплекса по выращиванию грибов.
В следующем году Краснодарский край поставит на рынок не менее 15 тыс. тонн, заняв своей продукцией до 20%, уверены эксперты. «С учетом действующих и строящихся новых предприятий регион сохранит лидирующие позиции в стране, даже если в следующем году будут запущены проекты в Курской и Калужской областях», — уверен Сергей Чекимов.
В частности, речь идет о крупнейшем проекте в Черноземье, который реализует компания «Грибная радуга». Предприятие, расположенное в Курской области планирует производить 12 тыс. тонн шампиньонов в год. В конце июля 2017 года там запущен первый этап, рассчитанный на более реалистичную цифру — 4 тыс. тонн в год. «Запуск второй очереди планируется на 2 квартал 2018 года, тогда мы выйдем на общую запланированную мощность, превратившись в один из крупнейших в России комплекс производства грибов полного цикла», — говорит Евгений Литвиненко, генеральный директор ООО «Грибная радуга».
По данным отраслевых органов управления АПК субъектов и ассоциации «Теплицы России», до 2020 года грибоводческие комплексы появятся еще в 15 регионах. Их общая площадь выращивания составит почти 60 тыс. га, а объем инвестиций — около 14,3 млрд рублей. Таким образом, к 2020 году объем отечественного производства грибов вырастет до 78,2 тыс. тонн, а население страны будет обеспечено свежими грибами на 52,1%.
По грибы в теплицы
В настоящее время грибоводство приравнивается к тепличным хозяйствам, и с 2017 года производители могут рассчитывать на господдержку на федеральном уровне. Минсельхоз РФ в августе этого года утвердил порядок предоставления льготных инвестиционных кредитов грибоводческим комплексам. Правительство активно призывает банки кредитовать проекты, цель которых — выращивание грибов. Власти обещают минимизировать риски кредитных организаций, взяв на себя ответственность в части недополучения ими доходов по кредитам. Как сообщили в федеральном ведомстве, «с 1 января 2017 года напрямую уполномоченным банкам, участвующим в реализации правил льготного кредитования, предоставляются субсидии, возмещающие недополученные ими доходы в размере 100% ключевой ставки ЦБ РФ по кредитам, выданным организациями АПК по ставке не более 5%».
«С учетом господдержки, которая особо требуется в виде льготных кредитов и возврата CAPEX, в ближайшие 2‑3 года ожидается активное развитие грибной отрасли, — прогнозирует Тамара Решетникова. — Но с ее реальным получением могут возникнуть проблемы, так как желающих много, а суммы весьма ограничены». Другие эксперты отмечают, что грибоводство хотя и включили в «закрытый грунт» и приравняли к тепличным хозяйствам, но в финансовом плане это ни к чему не привело. В некоторых проектах было отказано из-за нехватки средств по этим статьям.
Тем не менее Минсельхоз РФ в нынешнем году уже отобрал для финансовой поддержки шесть грибоводческих инвестпроектов на общую сумму льготных кредитов 6,9 млрд рублей. Их плановые мощности превышают 30 тыс. тонн, что в 3 раза больше прошлогоднего объема внутреннего рынка. Самый крупный из включенных в список для оказания господдержки — «АгроГриб» (дочернее предприятие «Агро-Инвест», учредитель которого — кипрская компания Maxbond limited — бенефициар автомобильной группы «Авилон», один из крупнейших автодилерских холдингов России). Данный проект предусматривает строительство тепличного комплекса годовой мощностью до 15 тыс. тонн и стоимостью до 9 млрд рублей. «АгроГриб» — резидент особой экономической зоны «Узловая». Размещение на этой территории предоставляет предприятию ряд преференций. Проект крайне интересен для региона, так как создаст более 900 рабочих мест», — говорит Алексей Дюмин, губернатор Тульской области.
Шляпный вопрос
Остальные пять стартапов, которые поддержит федеральное ведомство, реализуются в Пензенской и Белгородской областях, в Татарстане. В их числе и «Тепличный комплекс «Зеленая линия» Краснодарского края — подразделение «Магнита». «Примерно 70‑75% культивируемых грибов выращивают крупные производители, причем все они занимаются шампиньонами, — уточняет Тамара Решетникова. — Выращивание вешенок и грибов-экзотов интересны среднему и мелкому бизнесу». «Ее производство вполне рентабельно и на малых объемах, и на «кустарных» технологиях и оборудовании. Если весь рынок определить как 100%, то доля вешенки занимает всего 10%», — уточняет Денис Пекарский, заместитель гендиректора ГК «Агротип».
«Гриб очень интересен и в кулинарном плане, и в коммерческом, но инвестировать в крупные проекты пока опасно, — уверен Сергей Чекимов. — Как отреагирует данный сегмент, пока непонятно. К примеру, Италия и Испания съедают примерно 15 тыс. тонн в год вешенки каждая. Россия — около 6‑7 тыс. тонн, то есть столько, сколько производит. В целом потенциал промышленного производства есть, тем более что сейчас появился первый отечественный производитель коммерческого субстрата вешенки в Калужской области». Кроме того, в ЮФО, по словам эксперта, ИП, занимающиеся выращиванием вешенки, есть в каждой деревне, но основная проблема в том, что мелкие хозяйства делают это без климатических установок, не круглогодично, только когда не слишком жарко и не слишком холодно, в итоге рынок не стабилен.
Помимо этого весной и осенью активизируется еще один общий конкурент культивируемых шампиньонов и грибов — дикоросы. Если учитывать, что дикорастущие грибы население не имеет возможности потреблять систематически, ухудшается и экологическая ситуация, то на росте промышленного производства вешенки это скажется незначительно, и этот сегмент рынка будет расти, уверены эксперты, хотя и менее стремительно, в итоге достигнув к 2020 году объем выпуска в 10 тыс. тонн.
«Малым поставщикам, с «рваным» циклом производства сложнее наладить реализацию собственной продукции, — уверена Тамара Решетникова. — Любая сеть предпочитает надежность и постоянство в поставках и гарантированное качество гриба».
«Работа ретейлеров после вышедшего закона, регулирующего их вознаграждение, сроки оплаты и т.д, значительно улучшилась, — уточняет Сергей Чекимов. — Сейчас они привязаны и к сроку годности продуктов, что очень важно, потому что гриб — скоропортящийся товар. В целом розница работает достаточно либерально, и речь о непреодолимых препятствиях не идет».
Сверхприбыльные грибницы
Строительство стабильного промышленного производства грибов — достаточно дорогостоящее предприятие. К примеру, стоимость самого мелкого из отобранных «Вестником» проекта мощностью 2,5 тыс. тонн грибов в год составляет несколько сотен миллионов рублей. Сдерживающими факторами налаживания грибного производства эксперты называют проблемы с финансированием и отсутствие современных предприятий, производящих в промышленных масштабах компост.
Аркадий Муравьев, президент ассоциации «Теплицы России», в 2014 году говорил о том, что в нашу страну было импортировано более 20 тыс. т компоста для выращивания грибов. По данным «Теплицы России», 9 из 12 производителей шампиньонов не имели собственного компостного производства и вынуждены были закупать его за рубежом: в Польше, Литве и на Украине. Из-за отсутствия качественного компоста остановились ряд производств в Вологодской, Московской, Волгоградской, Нижегородской, Смоленской областях. Хотя сырья, необходимого для создания компоста, в России достаточно. Ведь компост — это солома зерновых культур и куриный помет (можно также использовать коровий или конский, но может ухудшиться качество гриба).
Всего за три года ситуация кардинально изменилась. Сегодня инвесторы понимают, что грибной бизнес наиболее выгоден при создании собственного компостного цеха, тогда его рентабельность может достигнуть 150%. При работе на покупном компосте она составляет 45‑50%. Для повышения доходности свой компостный завод есть у всех вышеперечисленных проектов, а также его строительство предполагается большинством крупнейших будущих игроков рынка. К примеру, в пресс-службе «Магнита» сообщили, что их новейшее производство шампиньонов — одно из немногих в России, где осуществляется полный цикл — от заготовки соломы до упаковки готовой продукции. В ООО «Русский гриб» и «Грибная радуга» компост производят самостоятельно.
«Из импортных компонентов используется только мицелий (материал, из которого развивается гриб), — рассказывает гендиректор ООО «Русский гриб». — Проблем с его доставкой нет, в Европе действуют мировые производители. Масса и объемы мицелия по сравнению с компостом ничтожно малы, импортировать его легко, но затраты на приобретение существенны. Однако ожидать, что Россия в ближайшее время наладит собственное производство качественного мицелия, не приходится».
Если оценивать достигнутые результаты, то пока доля российских грибов существенно не увеличилась, так как большинство комплексов только планируют запуститься и на рынке все еще преобладает импорт. Но конкуренция будет расти, и ее пик, по мнению экспертов, придется на 2019 год, тогда же начнутся активное снижение цены и легализация рынка на уровне розничной цены в пределах 180‑190 рублей. Соответственно, рентабельность производителей упадет до нормального уровня — 20‑25%.
Дальнейшими планами отечественных грибников может стать освоение сегмента переработки, который в количественных показателях примерно равен доле свежего гриба. «Замороженный и консервированный — это почти 100% импорт. Если в ближайшее время российское производство достигнет 80 тыс. тонн в год, то это закроет потенциальную потребность отечественного рынка свежих грибов, затем можно развиваться в направлении собственных консервации и заморозки, то есть перспектива отрасли на ближайшие 15 лет прозрачна, — рассказывает Денис Пекарский. — Выпуск консервированных грибов может стать неплохим каналом сбыта отечественной продукции, пока в этом сегменте доминирует Китай».