Длинное волокно
Новый льнокомбинат по замыслу инвесторов появится на площадке индустриального парка «Сафоново» в Смоленской области. В его состав войдут собственно льнозавод с цехом механической котонизации мощностью переработки 10 тысяч тонн льнотресты и прядильная фабрика производительностью до 3,5 тыс. тонн льносмесовой пряжи в год.
Сырье для предприятия компания «Русский лен» будет выращивать либо самостоятельно, либо в кооперации с хозяйствами Смоленской области, считает ее исполнительный директор Андрей Карачев. Есть вариант закупок сырья в соседней Беларуси, которая также является одним из заметных мировых игроков по величине посевов льна-долгунца.
«Первое, что мы сделаем, — заключим контракты, где будут прописаны параметры качества и цена, по которой мы обязуемся выкупить лен, — рассказал Карачев в интервью изданию «Агроинвестор». — Если качество выше — заплатим дороже, если ниже — меньше. Также мы готовы самостоятельно закупать семена для хозяйств, обеспечивать научно-технологическое сопровождение, объясняя, как правильно выращивать эту агрокультуру. Для этого мы привлекаем специалистов из Белоруссии, из ВНИИ льна в Торжке (Тверская область), а также из Западной Европы».
Общий объем инвестиций в «Промагро» оценивают в 2 млрд рублей до 2020 года. По утверждению генерального директора холдинга Константина Клюки, комбинат станет одним из крупнейших предприятий в стране по переработке льна и первым льнозаводом, построенным в России за последние 30 лет.
«Главное — технология, а у нас ее нет, — посетовал Константин Клюка. — Нужно поддержать отечественных производителей льноуборочной и посевной техники, а также техники для первичной переработки льна. Мы пришли к выводу, что за то время, пока мы будем вести реконструкцию и модернизацию, Европа и Китай шагнут далеко вперед в технологическом плане, в итоге мы постоянно будем отставать по качеству продукции и себестоимости. Поэтому мы решили строить новый завод».
Техническое обеспечение достаточно актуально, так как сама техника для уборки льна-долгунца довольно дорогостоящая, потребность же в ней ощущается не долее как 2-3 недели в году. Смысла закупать ее мелким производителям просто нет.
В ближайшей перспективе «Русский лен» планирует занять порядка 10% российского рынка льноволокна, не менее 50% выпускаемой продукции комбината будет поставляться на экспорт.
Хорошо забытое старое
Еще в Древней Руси лен считался во многом русской технической культурой, из которой русичи изготавливали домотканое полотно. Его основные посевы приходились на Нечерноземье. Продукция простая, дешевая, сырье возобновляемое. Льняная одежда неприхотливая и долговечная, удобная при носке и в жаркое время года, хотя и достаточно сложно выглаживается.
Однако в последнее десятилетие в России наблюдается значительный спад в этом сегменте легкой промышленности. По данным Минсельхоза РФ, с 2003-го по 2016 год производство льняных и полульняных тканей сократилось более чем в 6 раз — со 157 до 25,5 млн кв. метров.
Причиной кратного падения производства продукции из натуральных тканей (хлопка, шерсти, льна) эксперты называют значительный рост использования современных синтетических тканей, которые по своим техническим характеристикам близки к натуральным. К тому же практически все посевы хлопка после развала СССР остались за пределами России (Средняя Азия), а катастрофическое сокращение поголовья овец в стране с советских времен не преодолено до сих пор.
О восстановлении утерянного «наследия Киевской Руси» говорят уже давно, но без господдержки отрасли не обойтись. Как пояснили в Минсельхозе РФ, существующие механизмы господдержки позволяют регионам направлять средства федерального бюджета на поддержку производства льноволокна в рамках единой субсидии. Перерабатывающие эту культуру предприятия, пояснили в министерстве, могут быть включены в механизм льготного кредитования при своевременном предоставлении соответствующих заявок на получение 5-процентного кредита на модернизацию или строительство новых фабрик по выращиванию и переработке, на закупку или обновление оборудования, на создание селекционно-семеноводческих центров и логистических баз.
«Механизм единой субсидии впервые был опробован в прошлом году. И надо признать его удачным. Он позволил оперативно перераспределять бюджетные средства между разными направлениями поддержки в каждом конкретном регионе без необходимости вносить изменения на уровне правительства. Это позволило обеспечить доведение денег до конечных получателей в более сжатые сроки и повысить эффективность использования средств федерального бюджета», — сообщили в министерстве.
«В этом году мы распространили погектарную поддержку на выращивание льна по ставке 10 тысяч рублей на 1 гектар посевной площади для возрождения этого направления и обеспечения сырьем текстильной промышленности, — рассказал министр сельского хозяйства Александр Ткачев. — За последние 25 лет в Центральной России в три раза (с 42 до 15 тыс. тонн) снизилось производство льна-долгунца — культуры, которую традиционно продолжают выращивать сельхозпроизводители Брянской, Костромской, Смоленской, Тверской, Ивановской и Ярославской областей (по России в целом снижение в 1,5 раза — с 70 до 45 тыс. тонн). Поддержка выращивания льна оказывается и через механизм единой региональной субсидии. Для регионов Нечерноземья мы предусмотрели повышающий коэффициент 1,2 по единой региональной субсидии».
Два года назад Минпромторг России уже поддержал проект создания производства льняного котонина, пряжи и тканей, который реализует компания «Мануфактура Балина» (Ивановская область). На его базе формируется текстильный кластер с собственными посевами льна и мощностями по его глубокой переработке. Инвестор намерен к 2022 году довести объем текстильной продукции из отечественного сырья до 8,2 млрд рублей в год, объем экспорта — до 4 млрд рублей в год, объем импортозамещения — до 1,1 млрд рублей в год.
Мировое игровое поле
«Общий объем мирового рынка льна (по импорту) составляет порядка 2,1-2,25 млрд долларов, — рассказал «Вестнику» аналитик компании JFC Нильс-Хольгер Кристенсен. — Наиболее крупный сегмент этого рынка — льняные ткани, занимающие долю в 45%. В то же время в последние годы наиболее динамично развиваются другие сегменты — льняное волокно и пряжа, рост объемов продаж которых ежегодно составляет в среднем 23-24%. При этом объемы продаж льняных тканей оставались практически неизменными».
По данным экспертов Международного независимого института аграрной политики (МНИАП), в денежном выражении объем рынка льняных тканей составляет 1,007 млрд долларов, волокна — 750 млн, пряжи — 489 млн долларов. Основными импортерами тканей выступают Бангладеш, США и Вьетнам.
Нильс-Хольгер Кристенсен уверен, что льняную ткань закупают страны с наиболее развитой швейной промышленностью, но не имеющие возможности развивать собственное производство льняного сырья.
Основными импортерами волокна являются Китай (439,1 млн рублей), Бельгия (105 млн долларов) и Индия (24,9 млн долларов), льняной пряжи — Индия (145,9 млн долларов), Италия (85,1 млн долларов) и Корея (42,1 млн долларов).
Как пояснили «Вестнику» в Европейской конфедерации льна и пеньки, в настоящее время в автомобильной отрасли господствует тренд на облегчение машин за счет широкого применения композитных материалов. Для этого стекловолокно в автомобилях предполагается заменять на льняное волокно, что для средней легковушки позволит уменьшить вес сразу на 60 кг.
Пока доля отечественного экспорта на мировом рынке льна и продукции его переработки умозрительна — 10,5 млн долларов в сравнении с лидерами Францией (364,5 млн долларов) и Бельгией (235,8 млн долларов). Однако как раз Россия является одним из главных игроков по посевным площадям под эту техническую культуру. Наибольшие посевные площади приходятся на долю Франции (71,6 тыс. га, по данным на 2017 год), России (48 тыс. га) и Беларуси (45,3 тыс. га).
Как раз наличие значительных свободных посевных площадей в России является ее конкурентным преимуществом на этом рынке. Имея таких финансово мощных потребителей льняной продукции, можно быть уверенным в обеспеченности рынка сбыта как сырья, так и готовой ткани.
«При правильном подходе государства к развитию подотрасли льняное производство могло бы во многом потеснить хлопок, — уверен президент Рослегпрома Александр Круглик. — У нас еще с советских времен разрабатывают программы развития льноводства и изделий из льна. Здесь, конечно, есть огромные возможности, потому что лен у нас произрастает от Калининграда до Дальнего Востока».