Идея создать фермерское хозяйство у Юрия и Елены Головащенко возникла несколько лет назад почти случайно. Началось все с желания приобрести земельный участок вдали от городской суеты. Но хорошая дача требует немалых вложений, которые вряд ли когда-либо окупятся. Супруги, которые к тому времени уже имели богатый опыт ведения бизнеса, решили рискнуть и инвестировать средства в новое для них направление деятельности. Предполагалось, что это будет экотуризм. Но после знакомства со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства было принято решение развивать молочное животноводство.
Ставка была сделана на коз альпийской породы. По словам Елены Головащенко, отличительными особенностями этой породы являются дружелюбность характера и хорошая приспособляемость к любым условиям содержания. Но самое главное — высокое качество молока, которое на вкус подчас напоминает ванильный пломбир.
«Многое пришлось делать с нуля, — рассказывает Елена Головащенко. — У нас был только хороший участок в живописном месте на берегу реки. Мы самостоятельно провели все коммуникации, построили подъездные пути и помещения, закупили импортное оборудование. Затем приобрели 60 дойных животных. В прошлом году дождались первого потомства, и сейчас общая численность стада составляет 115 голов».
Самым сложным, по словам Юрия Головащенко, оказалось спроектировать ферму. Как выяснилось, в России мало специалистов, готовых это сделать. Традиционно разведением коз занимались либо в деревнях, где для этого применялись обычные деревянные загоны, либо на крупных животноводческих предприятиях. Средних частных ферм практически никто не строил. Решить проблему супругам Головащенко помогли друзья, работающие в сфере строительства. Еще одной сложной задачей стал подбор персонала. Желающих заниматься сельским хозяйством нашлось немного, а те, кто принимал предложение, не всегда знали специфику работы. Так что фермерам пришлось потратить время на самостоятельное обучение специалистов.
«Рынок козьего молока в России практически не развит, — говорит Юрий Головащенко. — С одной стороны, это позволяет развиваться, не опасаясь конкурентов. С другой — население страны не приучено к массовому потреблению этого продукта, что зачастую создает проблемы с его реализацией. Нам повезло: мы нашли в Москве партнеров, которые сейчас развивают собственное сыроваренное производство. Они оптом приобретают большую часть молока».
В перспективе фермеры планируют придать «Былинкино» статус племенного хозяйства. Помимо развития молочного животноводства супруги также не оставляют идеи организовывать экологические туры. Кроме живописной природы рядом с «Былинкино» много исторических достопримечательностей, которые могут привлечь туристов. Это, в частности, Рязанский и Коломенский кремль, а также старинные деревни, поставлявшие рыбу к царскому двору. Однако для эффективного развития туристического направления необходимо создать инфраструктуру. В планах фермеров — строительство в «Былинкино» гостиничного комплекса и ресторана.