Бренд в тренде

Бренд в тренде

Власти российских регионов стараются повысить узнаваемость продукции своих аграриев за счет ее продвижения на внешние рынки
Благодаря санкциям у сельхозпроизводителей России открылось второе дыхание. Наблюдается рост производства и в растениеводстве, и в животноводстве. Актуальным остается вопрос сбыта продукции. На первый план выходит необходимость ее брендирования. О различных подходах к решению одной и той же задачи рассказали представители власти и топ-менеджеры, работающие в ключевых аграрных территориях страны.

Константин Рачаловский, министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области:
— Сегодня Ростовская область занимает первое место в России по производству зерна, растительного масла и мяса индейки, второе — по производству яиц, четвертое — по урожаю подсолнечника, пятое — по производству молока и овощей открытого грунта, тринадцатое — по производству мяса. Наш регион является крупнейшим экспортером продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на юге страны. Однако актуальным остается вопрос реализации. Несмотря на освободившиеся ниши, по ряду позиций доля продукции местных компаний в торговых сетях по-прежнему невелика: мяса птицы — 32%, растительного масла — 24%, молока и молочных продуктов — 23%, риса — 15%, пшеничной крупы — 22%.
Для того чтобы увеличить эти цифры, на Дону проводятся закупочные сессии с ретейлерами — компаниями «Тандер», «Метро Кэш энд Керри», Х5 Retail Group, «Ассорти Трейдинг», «Лента», «Ашан», «О'Кей». Для сокращения цепочки посредников организуются муниципальные ярмарки с ценами на 15-20% ниже рыночных. Параллельно предприятия региона развивают собственные торговые сети, их имеют «Евродон», «Тавр», хлебозавод «Юг Руси», «Мишкино», мясокомбинат «Донские традиции», «Донская мясная компания», «Белый медведь» и другие. С 2013 года действует система добровольной сертификации «Сделано на Дону», призванная подтвердить соответствие произведенной в области продукции российским и международным стандартам качества. За три года выдано 83 сертификата, в том числе 60 — предприятиям агропромышленного комплекса. Наши предприятия представлены не только в регионах России, но и успешно осваивают зарубежные рынки. Помимо зерна они экспортируют растительное масло, крупы, хлебцы, муку, патоку и кондитерские изделия. География поставок — страны СНГ и Ближнего Востока, государства Евросоюза, Турция, Израиль, Египет.
В прошлом году делегация Ростовской области приняла участие в агропромышленных выставках «Зеленая неделя» в Берлине и «Экспо-2015» в Милане, на форумах «Россия — Казахстан» в Сочи и «Золотая осень» в Москве. В результате было подписано три инвестиционных меморандума на общую сумму 18 млрд рублей. Продукция донских производителей отмечена 101 медалью, из которых 57 — золотые. В текущем году список поездок пополнили Международная выставка продуктов питания, напитков и индустрии гостеприимства «СИАЛ ЧАЙНА-2016» в Шанхае и Международная выставка продукции пищевой промышленности «СИАЛ-2016» в Париже.
Бренд в тренде
Александр Чеботаев, начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края:
— По итогам 2015 года в общем объеме оборота экономики края предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности принадлежит 10,7%, в промышленном производстве на их долю приходится 35,9%. Перед региональным АПК поставлена стратегическая цель — перерабатывать все производимое сельхозсырье. Имеющиеся у нас мощности позволяют полностью удовлетворить потребности населения в пищевых продуктах, а дальнейший рост их выпуска должен быть обеспечен сбытом, ориентированным на другие субъекты РФ. Решение этой задачи сдерживает жесточайшая конкуренция на рынке продовольствия, поэтому наш приоритет — повышение качества продукции.
На протяжении пяти последних лет инвестиции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края в развитие производства превышали 3 млрд рублей в год. Для них важно не снижать, а наращивать темпы технического перевооружения и модернизации за счет внедрения передовых технологий, освоения современных достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта, усиления экологической составляющей. В нынешнем году в отрасли осуществляется свыше 100 инвестиционных мероприятий. В процессе модернизации решаются также вопросы снижения энерго- и ресурсоемкости, что отразится на ценовой конкурентоспособности. Большое значение при этом имеют сокращение потерь сырьевых ресурсов и их углубленная переработка с полным использованием вторичного сырья. Один из примеров — переработка молочной сыворотки. Если раньше она утилизировалась, то сейчас до 90% идет на производство сухой молочной сыворотки. По ее выработке наш край занимает первое место в стране, а доля региона составляет пятую часть российского производства. В масложировой промышленности освоено производство фосфатидного концентрата, который применяется в качестве пищевой добавки при кормлении животных. В стадии рассмотрения находятся проекты по глубокой переработке пшеницы и сои, по использованию вторичного сырья сахарного производства. В условиях кризиса ускорению развития пищевой и перерабатывающей промышленности должна способствовать государственная политика в сфере импортозамещения. Дополнительным импульсом и стимулом является эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков продовольствия. Алтайский край не только может предложить, но уже давно поставляет на российский рынок продукты, аналогичные зарубежным. В прошлом году мы отправили в другие субъекты РФ 119 тыс. тонн мяса и мясопродуктов (на 19% больше, чем в позапрошлом) и 669,6 тыс. тонн молочной продукции (на 13,4% больше). Уже два года наш регион демонстрирует положительную динамику экспорта продукции. Его география обусловлена товарной специализацией (мука, крупа, зерновые хлопья, макаронные изделия, корма и кормовые добавки, растительное масло и т. д.) и территориальной близостью с Монголией, Казахстаном, Китаем, странами Средней Азии. Высокий интерес к алтайской продукции проявляет Япония, куда отгружаются значительные объемы зеленой непропаренной гречки и даже лузги, применяемой в производстве отделочных материалов и медицине.
В текущем году мы продолжим внедрение систем сертификации и стандартизации пищевых продуктов в соответствии с международными требованиями, популяризацию товарных знаков и брендов наших предприятий. Покупатели должны ориентироваться на продукты с Алтая как на экологически чистые и высококачественные.

Галина Миронычева, председатель Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию:
— Располагая достаточным производственным потенциалом, Ставрополье по многим продовольственным позициям достигло высокой степени самообеспечения. В настоящее время фактическое производство продуктов питания в крае превышает рекомендуемые объемы потребления населением: мяса и субпродуктов — в 2,8 раза, растительного масла — в 1,4 раза, хлеба и хлебобулочных изделий, крупы, муки и макаронных изделий — в 2,5 раза. Еще в 2010 году был запущен информационно-маркетинговый проект «Покупай ставропольское!», цели которого — повышение потребительского спроса на продукцию производителей нашего региона, увеличение ее доли на внутреннем рынке, эффективное взаимодействие производства и торговли. Сейчас в крае насчитывается около тысячи фирменных торговых объектов, наиболее разветвленную сеть имеют АО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО «Пятигорский молочный комбинат», ОАО «Сыродел», ООО СХП «Югроспром», ЗАО «Прасковейское», ГК «Агрико», ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский», ООО «Пятигорский хлебокомбинат», ООО «Агротехпром», ОАО «Европа», ЗАО «Холод».
Благодаря проекту «Покупай ставропольское!» продукцию наших компаний можно встретить практически на всей территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов: в Астраханской области, Краснодарском крае, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Объем их товаров, реализуемых в торговых сетях: цельномолочная продукция — 95%, животное масло и сыры — 70%, хлеб и хлебобулочные изделия — 99%, колбасные изделия и мясопродукты — 35-40%, макаронные и кондитерские изделия, минеральная вода и прохладительные напитки — 55%.
Уже не первый год мы проводим торгово-закупочные сессии с участием представителей федеральных и региональных сетевых компаний, организаций торговли, товаропроизводителей. Из ретейлеров наиболее активно в них участвуют компании «Магнит», «Пятерочка», «Закрома», «Лента», «О'Кей», «Ассорти-продукт», «Вершина». В результате, несмотря на общее снижение оборота розничной торговли, сети увеличили объемы продаж ставропольской продукции. Число товаропроизводителей края, поставляющих в них свою продукцию, выросло на 14%. В регионе функционирует 220 постоянных площадок для проведения ярмарок. Сельхозпродукция на них реализуется по схеме «поле — прилавок» без дополнительных наценок. С начала этого года на ярмарках продано свыше 5,6 тыс. тонн пищевой продукции на сумму более 643,5 млн рублей.
Бренд в тренде
Леонид Громов, министр сельского хозяйства Калужской области:
— С введением западных санкций в России повысились закупочные цены на сельхозпродукцию, стало выгодно развивать молочное и мясное направления. За 2015 год производство молока в Калужской области выросло на 14%, скота и птицы на убой — на 1%. У нашего региона имеется значительный потенциал для наращивания внутреннего производства, чтобы, во-первых, отказаться от импортного потребления продовольствия, а во-вторых, поставлять его в другие субъекты РФ. Среди приоритетов — увеличение к 2020 году посевных площадей сельскохозяйственных культур на 30%.
Самым амбициозным проектом можно назвать крупнейшее в Центральном федеральном округе тепличное предприятие для выращивания томатов, огурцов и зелени. Оно разместится в особой экономической зоне «Людиново» на площади 87 га. В прошлом году был завершен первый этап проекта, в эксплуатацию введено 20 га теплиц, получен первый урожай овощей — 9,6 тыс. тонн. В Дзержинском районе начато строительство тепличного комбината на площади 25 га, в Перемышльском районе планируется открыть тепличный комплекс на 40 га. Все объекты возводятся с учетом самых современных технологий. К 2020 году валовой сбор овощей защищенного грунта превысит 200 тыс. тонн. Значительный импульс получило развитие садоводства. В текущем году сельхозор-ганизации области собираются заложить многолетние плодовые насаждения на площади 250 га.
Перспективное направление — грибоводство. В регионе создается грибоводческий кластер. ООО «Верный путь» открыло предприятие по производству субстрата для выращивания вешенки (в 2015 году произведено 12 тыс. тонн). ООО «Хозяин земли» организовало выращивание самой вешенки (в прошлом году реализовано 150 тонн). ООО «Грибоедофф» построило комплекс, который также будет специализироваться на вешенке. Его запланированная мощность — 650 кг в сутки, сегодняшняя цифра — 320-330 кг. В перспективе предполагается выращивание опенка, в данный момент отрабатывается технология.

Сергей Харитонов, генеральный директор АО «Корпорация развития Северного Кавказа»:
— Наша корпорация получила свидетельство Федерального агентства по интеллектуальной собственности на право использования на территории России товарного знака «Продукт Северного Кавказа ЭКО» в категориях промышленных и потребительских товаров, сельскохозяйственной и пищевой продукции. Его миссия — помочь в продвижении компаний СКФО за пределами региона, включая инструменты прямой рекламы, трейд-маркетинг, промо- и PR-акции. Возьмем конкретный пример. Сегодня наблюдается очевидная корректировка курса на производство фруктов для внутреннего рынка, преимущественно яблок, поскольку в рационе россиян порядка 80% фруктов составляют именно они. Учитывая региональные программы развития растениеводства, закладки фруктовых садов в субъектах Северного Кавказа, в ближайшие пять лет стоит ожидать увеличения доли производства семечковых по всему округу более чем на 20-30%. На этом фоне наша корпорация при поддержке Минкавказа и профильных региональных предприятий занялась разработкой и выведением на отечественный рынок единого бренда для всей сельскохозяйственной продукции СКФО. Бренд — это сумма ощущений и внутренних убеждений, которые потребитель реализует в процессе покупки. А брендинг — это отличная возможность для производителя показать себя, выразить свое отношение к окружающему миру и, главное, побудить человека сделать выбор. Наша идея — показать щедрость, гостеприимство и радушие Северного Кавказа, вернуть былое восприятие этой территории. Мы говорим о дополнительной маркировке продукции товаропроизводителей СКФО. Иными словами, речь идет о размещении торгового знака «Продукт Северного Кавказа ЭКО» на уже существующей упаковке товаров. Во-первых, это дешевле для самого производителя, во-вторых, мы не хотим мешать конкуренции на внутреннем рынке. Наша идеология — создать стандарт, при которой вся продукция со знаком «Продукт Северного Кавказа ЭКО» будет гарантировать качество и соответствовать ожиданиям потребителей. Мы нацелены на то, чтобы участниками проекта стали как можно больше товаропроизводителей СКФО. Задач по искусственному ограничению партнеров у нас нет. К примеру, за период с 2004-го по 2014 год по системе «Кубанское качество» процедуру сертификации прошли более 13 000 организаций и индивидуальных предпринимателей из 44 муниципальных образований Краснодарского края. Всего было выдано более 26 520 сертификатов соответствия. Согласитесь, цифры интересные.