В 2017 году в России отмечен самый большой за всю историю урожай зерновых культур — 135,4 млн тонн.
«В прошлом году качественные параметры зерна были не очень привлекательными, но так всегда бывает, когда растет объем урожая, — считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — В рекордные годы снижается процентное содержание качественного зерна. В этом же году мы ожидаем возврата к некой средней планке по качеству».
Результат вполне «гроссмейстерский», хотя еще в начале сезона речь шла о цифре в 110‑120 млн тонн и о более оптимистических прогнозах на урожай. При этом потери аграриев только от роста цен на ГСМ в этом году составили 12 млрд рублей. И еще 5,85 млрд рублей, по подсчетам того же Минсельхоза, были потеряны от неблагоприятных погодных условий, затронувших сразу 23 региона.
Впрочем, засуха у прямых рыночных конкурентов (Франция, Польша, Румыния и др.) позволила сохранить лидирующие позиции на своих традиционных рынках Северной Африки и Ближнего Востока. Приятной неожиданностью для трейдеров стал и рост цен на зерновые. По данным на 19 сентября 2018 года, продовольственная пшеница 3-го класса на базисе FOB порта Новороссийск (12,5% протеина) составила 217 долларов, 4-го класса — 207 долларов (годом ранее — 185‑190 долларов за тонну).
В Поволжье к концу сентября уборочная кампания практически завершена. Средний намолот по регионам составил 2,5‑2,8 млн тонн при урожайности в 25,3 ц/га. Как раз на эти регионы, а также на Волгоградскую и Астраханскую области (ЮФО) наиболее повлияла засуха этого лета.
На Алтае прогнозируется урожай на уровне 2,5‑2,7 млн тонн, но цены на новую пшеницу значительно ниже — 8,5 тыс. рублей за тонну пшеницы 3-го класса (13,5 тыс. рублей в порту Ростова-на-Дону).
«Урожай будет однозначно ниже прошлогоднего и в европейской части страны, и в Сибири. Учитывая уроки прошлых лет, аграрии всех сибирских регионов резко сократили площади под зерновыми культурами, да еще и медвежью услугу им оказала весенняя погода, — считает сибирский зернотрейдер Вадим Мальцев. — А потому мы имеем довольно неутешительный прогноз по объемам будущего урожая с соответствующими ценовыми параметрами».
Поддержать сибирских аграриев призвано участие государства и позиция Минсельхоза РФ, предоставляющего льготы по вывозу зерна из дальних регионов к морским портам. В 2018 году субсидии на общую сумму в 1,9 млрд рублей на вывоз зерна коснутся Курганской, Оренбургской, Новосибирской, Омской областей и Красноярского края. При этом регионы ЦФО из этого списка исключены. Согласно пояснительной записке Минсельхоза, в 2018 году РЖД получат около 2 млрд рублей с предложением выделить дополнительно 1,4 млрд рублей, что позволит «освободить мощности по хранению зерна, снизить переходящие запасы и увеличить закупочные цены в Приволжском, Уральском и Сибирском округах». Производство зерна в оставшихся в списке регионах, по прогнозу, упадет на 19,8%, до 11,7 млн тонн, при собственном потреблении до 8,4 млн тонн.
«Примерное внутреннее потребление в нашей стране — порядка 78‑79 млн тонн зерновых, — подсчитал директор аналитической компании «Совэкон» Андрей Сизов. — В этот показатель входят и потери. Продовольственное потребление по большому счету не растет. До этого, еще с советских времен, оно понемногу снижалось — стали есть меньше хлебобулочных изделий, потому что чем больше у вас денег, тем меньше вы едите хлеба. Население стало употреблять больше мяса, овощей, фруктов, рыбы. Сейчас на продовольственное потребление идет примерно половина из этих 78‑79 млн тонн и столько же на фуражное потребление для животноводства. Кроме того, есть нюанс. В животноводческий отрасли выпуск продукции вырос в два раза, а фуражное потребление выросло незначительно — на 10‑20%. Этот парадокс объясняется тем, что животноводство сейчас новое. Оно в разы более эффективно, чем в советское время. И эффективно в том числе с точки зрения конверсии кормов. Конверсия кормов росла, и потребление зерна на голову сокращалось. Этим и объясняется отставание роста фуражного потребления от темпов развития животноводства.
Также сейчас мы подошли к периоду, когда неэффективных хозяйств не осталось, они все вымерли. Поэтому в наши дни рост животноводства предусматривает пропорциональный рост фуражного потребления. Раньше у нас был резерв, связанный с неэффективностью, но сейчас он ушел. Поэтому если мы увидим рост в животноводстве, это послужит драйвером для роста фуражного потребления зерновых внутри страны».
Ныне маятник качнулся в обратную сторону, и вновь заговорили о дефиците. Ожидается, что в ближайшие три года будет списана четверть парка вагонов-зерновозов. В текущем году предполагается списать 722 зерновоза из 40,8 тыс. единиц, а в 2019‑2020 годах уже 10,6 тыс. вагонов. При этом если в начале февраля дефицит хопперов составлял 300 единиц, то к 2020 году с такими темпами он будет исчисляться уже 6,2 тыс., грозя очередным коллапсом. Так как нынешние мощности предприятий не позволяют производить больше 3 тыс. инновационных хопперов в год (всего выпускается 14 тыс. вагонов в год).
Дефицит сказывается и на тарифах. За год стоимость хоппера в сутки выросла с 1,2 до 1,67 тыс. рублей. Если машиностроительный маятник еще раз не качнется обратно, потери будут считать уже не только зернотрейдеры, но и промышленники.
Интересно, что на этом фоне перевалочные мощности в отечественных портах только растут. В Махачкалинском порту частный инвестор Гасан Гасанов планирует построить зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн в год с элеватором на 40 тыс. тонн хранения единовременно. Терминал ориентирован в первую очередь на поставки зерновых в Иран. Исламская Республика ежегодно поглощает от 1,7 до 2,5 млн тонн российского зерна ежегодно. До 2024 года в порту Советская Гавань (Хабаровский край) будет построен терминал мощностью 5 млн тонн. Об этом губернатор края Вячеслав Шпорт объявил в ходе прошедшего во Владивостоке Восточного экономического форума. А уже в следующем году в Хабаровском речном порту появится зерновой терминал мощностью 400 тыс. тонн, через который продукция будет уходить в китайский Фуюань (инвестором выступит китайская компания «Дунцзин»).
Планы по расширению уже существующих зерноперевалочных мощностей обнародовали собственники портов Новороссийска, Тамани, Ейска, Таганрога, Ростова и др.
Правительство Крыма даже собирается создать специальную судоходную компанию для поставок российского зерна и угля в Сирию с перевалкой из собственных портов. По данным ФГБУ «Центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» в Крыму, с полуострова в Сирию в 2017 году экспортировано 105,6 тыс. тонн зерна, а с начала 2018-го — около 70 тыс. тонн. Как раз это было бы логично в русле наложенных на обе страны западных санкций и поэтапного отказа России от расчетов в долларовой валюте между партнерами.