Юлия Оглоблина: «Самое важное — это то, что РССМ объединяет молодежь, которая ассоциирует себя с селом и агропромышленным комплексом»

Юлия Оглоблина: «Самое важное — это то, что РССМ объединяет молодежь, которая ассоциирует себя с селом и агропромышленным комплексом»

В Российском союзе сельской молодежи уверены, что в нашей стране нет неперспективных сел — потенциал есть у каждой сельской территории, но не всегда на этой территории находятся люди, готовые этот потенциал увидеть и приложить силы для его реализации. Как молодые активисты стремятся преобразовать российскую глубинку, «Вестнику АПК» рассказала Юлия Оглоблина, председатель Российского союза сельской молодежи.

Юлия Васильевна, Российский союз сельской молодежи работает в стране больше 10 лет. Какие задачи за эти годы уже удалось решить?
В этом году нашей организации исполняется уже 12 лет. С самого начала, когда Российский союз сельской молодежи еще только создавался, мы ставили себе цель — помочь сельской молодежи реализоваться на своей малой родине. И все наши проекты, инициативы связаны с этим по сей день. Мы задействуем разные инструменты: всероссийские молодежные проекты, акции, разрабатываем предложения по решению проблем, которые волнуют сельскую молодежь, и доносим их до органов государственной власти.

Юлия Оглоблина: «Самое важное — это то, что РССМ объединяет молодежь, которая ассоциирует себя с селом и агропромышленным комплексом»

Первым председателем РССМ была Ольга Мальцева. Вас избрали председателем в 2012 году. Скажите, почему было так важно объединить сельскую молодежь в организованное движение?
Пожалуй, самое важное — это то, что РССМ объединяет молодежь, которая так или иначе ассоциирует себя с селом и агропромышленным комплексом. Каждый молодой человек, вступающий в наши ряды, чувствует, что он не одинок в своем желании развиваться и развивать свою малую родину. «Мы верим в село и гордимся Россией!» — таков наш девиз. Сейчас наша организация объединяет более 60 тыс. человек. В 80 субъектах РФ действуют наши региональные отделения. Также у нас весьма широкая сеть местных отделений и представительств — уже больше 600.

Насколько активны региональные отделения союза?
Деятельность в РССМ общественная, поэтому наши активисты и лидеры в региональных и местных отделениях не получают вознаграждение за свою работу и занимаются этим по зову сердца. Мы сталкиваемся с тем, что не все отделения одинаково активны. Но в то же время деятельность наших ребят на местах позволяет ежегодно вовлекать в проекты и мероприятия более 500 тыс. человек.

Одна из инициатив РССМ — принятие программы по поддержке молодых предпринимателей в сфере агропромышленного комплекса. Как она была реализована на государственном уровне? Как вы оцениваете ее эффективность?
Да, действительно, одной из первых больших инициатив Российского союза сельской молодежи была инициатива о принятии в нашей стране программы по поддержке молодых фермеров. Она прозвучала на нашем всероссийском молодежном форуме в рамках Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» в 2010 году, и уже через год в стране появилась программа по поддержке начинающих фермеров. Это действительно хороший инструмент для того, чтобы молодые и не очень молодые предприниматели, сельские жители смогли начать свой бизнес в сфере агропромышленного комплекса. Кстати, сейчас эта программа переросла в мероприятие федерального проекта национального развития сельской кооперации и поддержки фермеров, гранты «Агростартап».

В 2018 году РССМ запустил новый проект «Инкубатор сельских инициатив». В чем была его особенность? Насколько он был успешен?
Это был очень большой и серьезный шаг для нас. «Инкубатор сельских инициатив» был первым нашим крупным проектом, участниками которого стали не только представители сельской молодежи, но и сельские жители в широком смысле этого слова. В рамках этого проекта мы создали команды развития сельских населенных пунктов, в состав которых вошли представители органов местного самоуправления, представители бизнеса, руководители учреждений социальной сферы села, сельские общественники. Всех их объединяла одна цель — развивать свой сельский населенный пункт. В 2019 году проект поддержали в ОНФ, и работа с командами развития продолжилась уже в рамках совместного проекта «Село. Территория развития». Он объединяет как раз тех людей, у которых есть огромное желание развивать свои территории.

Как раз вы упомянули проект ОНФ и РССМ «Село. Территория развития». В чем его суть? Почему он так важен сейчас?
Главная цель — вовлечение жителей в развитие своих сельских территорий, формирование и реализация новых подходов к развитию села. Развитие проекта идет по нескольким векторам. Первый — это когда мы вовлекаем жителей непосредственно в процесс развития территории через создание команд развития. То есть они не просто наблюдатели или получатели каких-то преобразований в своих населенных пунктах, а непосредственные участники этого процесса. Это ускоряет развитие, потому что люди сами в этом заинтересованы. Второе, не менее важное направление, — мониторинг реализации нацпроектов и госпрограмм, направленных на развитие сельских территорий. В рамках проекта «Село. Территория развития» мы выявляем пробелы, недоработки и стараемся обращать на них внимание, в том числе и лидера ОНФ Владимира Путина.

Так, например, в декабре 2019 года прошла встреча президента с представителями общественности, она предшествовала проведению Госсовета по теме развития АПК и сельских территорий. На этой встрече наши активисты задали ряд очень важных вопросов по развитию социальной инфраструктуры села, поддержке сельского туризма, содействию кадровому обеспечению сельских территорий. Последняя тема наиболее важная для нас — именно привлечением кадров на село РССМ и занимается последние 11 лет. Отсюда наша инициатива по разработке программы «Кадры для села» — инструмента, который поможет молодежи и другим активным жителям села привлекать, создавать точки притяжения для специалистов, необходимых на данной территории. Мы очень благодарны, что эта инициатива была поддержана президентом, надеемся, что программа заработает уже с будущего года.

Можно ли говорить, что сегодня село стало молодеть? Что еще нужно сделать на государственном уровне, чтобы молодые люди оставались жить и работать в сельской местности?
Я считаю, можно говорить о том, что у молодежи сейчас есть возможности для самореализации в сельских территориях. Нам доступны различные программы для молодых специалистов, программы и грантовые поддержки для фермеров, возможность строительства жилья по льготной ипотеке, гранты на реализацию социальных проектов. Думаю, что преждевременно говорить, о том, что село стало молодеть, но в то же время мы благодаря нашей деятельности видим огромное количество успешных молодых людей, которые осознанно выбирают село, сельский образ жизни и не жалеют о своем выборе. Наша задача — сделать так, чтобы таких людей было больше, чтобы у тех, кто хочет жить и работать в сельской местности, были все возможности для реализации своего потенциала. Сейчас, особенно в этом году, когда весь мир увидел, как сложно в крупных городах переживать ситуации, подобные пандемии коронавируса, село стало для многих спасением. Очевиден тренд на дезурбанизацию, который очень важно закрепить на государственном уровне. Мы, Российский союз сельской молодежи, особенно активно включились в информационное поле и стараемся всячески популяризировать сельские территории. Так, в период пандемии мы начали запускать интернет-акции #ФермерВсети, #ОтдыхайВселе, #СелоМолодежьВозможности, в которых наглядно показываем, что не надо бояться села. «Здесь можно и нужно успешно развиваться!» — об этом точно знает каждый наш активист.