Владимир Шевкопляс: «Необходима координация действий ветслужб и органов местной власти»

Владимир Шевкопляс: «Необходима координация действий ветслужб и органов местной власти»

Директор Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Владимир Шевкопляс рассказал «Вестнику АПК» о работе службы ветеринарии РФ
Директор Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Владимир Шевкопляс рассказал «Вестнику АПК» о работе службы ветеринарии РФ, контроле над эпизоотической ситуацией и о проблемах, которые невозможно решить без объединения усилий всех заинтересованных организаций и ведомств.

Владимир Николаевич, как складывается в 2017 году эпизоотическая ситуация в РФ?
В целом эпизоотическую ситуацию по заразным болезням животных на территории России в этом году можно охарактеризовать как относительно стабильную, за исключением ситуации с продолжающимся распространением африканской чумы свиней (АЧС). С июля 2017 года на территории нашей страны наблюдается сезонное обострение эпизоотической ситуации по АЧС.

Какие регионы вызывают у ветслужбы наибольшие опасения?
Наиболее тревожной для нас сегодня является ситуация с распространением болезни в Омской, Владимирской и Саратовской областях.
На совещании, состоявшемся в августе в Минсельхозе РФ, в режиме видеоконференции с участием ответственных представителей органов власти этих и других регионов были даны конкретные рекомендации по осуществлению комплекса мер, направленных на скорейшую стабилизацию ситуации с распространением АЧС.
Из наиболее опасных трансграничных болезней животных в 2017 году на территории России регистрировались очаги высокопатогенного гриппа птиц, а также заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота (ЗУД КРС).
В настоящее время ситуация с распространением птичьего гриппа стабилизирована, все очаги инфекции ликвидированы, кроме двух — в Московской области и Татарстане, где карантинные мероприятия практически завершены.
Возбудитель ЗУД КРС впервые был занесен на территорию Российской Федерации в 2015 году, получив в 2016-м широкое распространение в регионах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Все очаги инфекции были ликвидированы, на указанных территориях (кроме Республики Крым) в 2017 году введена зонная защита восприимчивых животных путем вакцинации в плановом порядке. В 2017 году очаги ЗУД КРС регистрируются на территориях Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Самарской областей, а также в Республике Башкортостан. Мероприятия по ликвидации очагов инфекции в этих регионах в настоящее время продолжаются.
Кроме того, в связи с напряженной эпизоотической ситуацией в мире по ряду трансграничных болезней животных постоянно существует угроза заноса на территорию нашей страны возбудителей таких болезней, как ящур, оспа овец и коз, блютанг.

Почему, несмотря на все меры безопасности, все же возникают вспышки заболеваний?
Крупные животноводческие предприятия промышленного типа инженерно-технологически защищены от заноса возбудителей заразных болезней животных, в самих проектах этих объектов заложено обеспечение биологической безопасности. Но, к сожалению, даже там время от времени допускаются нарушения вследствие так называемого человеческого фактора. Важно отметить, что в условиях, когда циркуляция возбудителя той же АЧС на административной территории, где расположено животноводческое предприятие, достигает значительных масштабов, любого, даже единичного и кратковременного сбоя в системе обеспечения биологической безопасности вследствие человеческого фактора может оказаться достаточно, чтобы произошла вспышка заболевания на самом предприятии.
В текущем году усилена работа по обеспечению свиноводческими предприятиями, отнесенными к высокому уровню зоосанитарного статуса, требований высокого уровня биозащиты. Это позволило в 2017 году существенно снизить (до единичных случаев) количество вспышек АЧС на промышленных свинокомплексах.

Насколько сильна сегодня российская ветеринарная служба?
Анализ, проведенный Минсельхозом РФ, показал, что сложившаяся в регионах эпизоотическая ситуация во многом обусловлена состоянием государственных ветслужб, отсутствием со стороны администраций субъектов должного внимания к решению вопросов финансирования деятельности ветеринарии, кадрового и материально-технического обеспечения.
Серьезным негативным фактором является износ автотранспорта и спецтехники, требуется капитальный ремонт и строительство новых ветеринарных станций, лечебниц и лабораторий. Не хватает средств на повышение квалификации специалистов, следствием чего является снижение компетентности службы. В большинстве регионов уровень зарплаты ветеринарных специалистов существенно ниже среднего уровня по субъекту. В отдельных регионах под предлогом «оптимизации расходов» проведена реорганизация региональных ветеринарных служб путем их включения в иные отраслевые ведомства. Минсельхоз России в течение последних двух лет неоднократно направлял в адрес высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ рекомендации о необходимости принятия мер по материальному, финансовому и кадровому укреплению государственных ветеринарных служб и сохранения самостоятельного статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии.

Какие меры принимает Минсельхоз РФ для обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Федерации?
Приказами Минсельхоза РФ обновлены перечни заразных, в том числе карантинных болезней, подготовлены проекты ветправил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов по 20 наиболее актуальным заразным болезням животных. Часть из них уже утверждены и зарегистрированы в Минюсте России, оставшаяся часть будет утверждена в ближайшее время. И эта работа будет продолжаться, поскольку в перечне определены более 100 заразных болезней. Утверждены правила содержания отдельных видов животных, которые являются серьезным инструментом для ветеринарных надзорных органов в плане контроля за соблюдением владельцами животных требований ветеринарного законодательства.
Ежегодно Минсельхоз закупает и поставляет в субъекты РФ около 75 наименований ветпрепаратов для проведения диагностических исследований и профилактической вакцинации животных против 21 карантинной и особо опасной болезни животных, в том числе 9 общих для человека и животных, возникновение которых повлечет заражение и гибель людей, и 12 болезней животных, в случае возникновения и распространения очагов которых экономика страны понесет значительные потери.
В 2017 году бюджетные ассигнования доведены в запланированном объеме, рассчитанном по эпизоотическим данным 2016 года, однако в связи с непредвиденным возникновением очагов АЧС и нодулярного дерматита КРС в регионах России в первом полугодии текущего года обеспечение противоэпизоотических мероприятий по состоянию на текущую дату составляет 98%.
Проектом ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 гг.» предусмотрено доведение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг. в полном объеме в соответствии с заявленной потребностью.