О развитии экономики и инфляции
— Мы обеспечили макроэкономическую устойчивость — вот что очень важно, и сохранили финансовые резервы. Не уменьшились, а даже подросли золотовалютные резервы Центрального банка. Если на 1 января 2016 года это было 368,39 млрд долларов, то сейчас 389,4 — почти 400 млрд. Здесь динамика тоже положительная. Ожидаем, что по итогам текущего года значительно снизится инфляция, она будет ниже 6%. Здесь тоже хотел бы обратиться к цифрам. Если вы помните, инфляция в 2015 году составила 12,9%. Надеюсь, что в этом году она не поднимется выше 6%, будет где-то 5,8%. Динамика положительная и существенно позитивная.
Напомню, что самая низкая инфляция зафиксирована в 2011 году, это было 6,1%. Повторяю еще раз: в этом году она может быть даже меньше. Это значит, что в следующем году мы действительно можем достичь целевого показателя в 4%. Это очень хорошие предпосылки для того, чтобы на базе здоровой экономики добиться существенного роста. Однако хочу подчеркнуть: стабилизация не означает автоматического перехода к устойчивому подъему. Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки, и значит, нам придется постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом свое развитие. Такого мы себе позволить не можем.
Об эффективности господдержки АПК
— У нас есть другой путь, предполагающий четкую постановку целей и поэтапное, системное их достижение. Именно такой подход не раз давал значимые позитивные результаты, причем в достаточно короткие сроки. Так, в свое время казалось, что проблемы в сельском хозяйстве будут существовать чуть ли не вечно. Мы знаем, как об этом говорили и как обижались на это наши сельхозпроизводители, когда говорили о сельском хозяйстве как о некой черной дыре, куда сколько денег ни давай, все равно результата никакого нет. Нет, оказывается, совсем можно все по-другому выстроить. Мы нашли выверенные решения, приняли госпрограмму, создали гибкую систему поддержки сельхозпроизводителей, и сегодня АПК — успешная отрасль, которая кормит страну и завоевывает международные рынки.
О влиянии санкций
— Но здесь, как у нас в народе говорят, нет худа без добра. Наши так называемые партнеры ввели санкции, о которых я сказал, мы — ответные меры. Ну и помогли на внутреннем рынке нашим сельхозпроизводителям. Но они не должны забывать, что это не может и, наверное, не будет вечно продолжаться, да и потребитель нуждается в конкурентной обстановке на рынке, так что этой благоприятной ситуацией, которая сегодня сложилась, нужно, конечно, воспользоваться по полной программе.
Экспорт сельхозпродукции, о котором я уже упоминал, дает нам сегодня больше, чем продажа вооружений. Совсем недавно, наверное, мы даже не могли такое себе представить. Я уже публично говорил об этом. Кстати, в области экспорта вооружений у нас тоже сохраняются достаточно серьезные позиции: в 2015 году на 14,5 млрд долларов было реализовано на внешнем рынке, а сельхозпродукции — на 16 с лишним миллиардов — 16,2. В этом году мы ожидаем еще больше, будет 16,9, скорее всего, очень хорошо. Давайте поблагодарим за это работников сельского хозяйства.
О региональной самостоятельности
— В развитии сельского хозяйства многое зависит от регионов. Считаю, что нужно дать им больше самостоятельности в определении приоритетов использования федеральных субсидий на поддержку АПК, а сам их объем связать с увеличением пашни, повышением урожайности, других качественных показателей эффективности производства, тем самым создав стимул для ввода в оборот простаивающих сельхозземель и для внедрения передовых агротехнологий.
Здесь хотел бы подчеркнуть: если мы даем больше самостоятельности в использовании средств федерального бюджета, федеральной поддержки, то и ответственность регионов за результаты и эффективное вложение полученных ресурсов, за укрепление собственной экономической базы, решение проблем в социальной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве также должна возрасти. Чтобы у наших фермеров появились новые возможности для выхода на рынок, необходимо уделить особое внимание поддержке сельхозкооперации. Я прошу заняться этим вопросом и Минсельхоз, и Россельхозбанк, и Росагролизинг, а также Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства, в следующем году мы пополним ее капитал почти на 13 млрд рублей.
Об экспорте сельхозпродукции
— Нам нужны системные решения, которые позволят российским производителям увеличить объемы производства и экспорта сельхозпродукции и дальше, обеспечат их необходимой инфраструктурой и информацией. Разумеется, они проделали колоссальную работу, имею в виду селян, но поддержка со стороны правительства должна быть обеспечена и на среднесрочную перспективу. Опыт ведущих стран мира показывает, что в современной международной торговле все больший вес приобретают малые и средние предприятия. Мы с вами знаем, какой процент вносят малые и средние предприятия в экономику развитых стран, это до 90%. В то время как у нас он составляет 21%. Так что нам еще есть куда развиваться. В свою очередь сбыт российской продукции малого и среднего бизнеса, как правило, ограничен локальными рынками, районами, регионами, а экспортные возможности, даже при выпуске качественного конкурентоспособного товара, крайне малы. Нужен механизм, который в масштабах всей страны обеспечил бы поиск и продвижение на внешние рынки продукции малого и среднего бизнеса.