В чем значение этой программы и почему она вызывает куда больший резонанс, чем похожая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»?
Отличительной особенностью текущего аграрного года стало принятие важных решений, направленных на улучшение социальных условий жизни селян. Наиболее значимое из них — старт Госпрограммы комплексного развития сельских территорий на период 2020-2025 годов. Таким образом выполнено поручение президента России Владимира Владимировича Путина, данное им на совещании по аграрным вопросам в Ставропольском крае в октябре 2018 года.
Во-первых, в рамках госпрограммы на социальное развитие села выделяются беспрецедентные объемы средств — 2,28 трлн рублей, из которых 1,61 трлн рублей — федеральные средства. У российского села появляется исторический шанс на решение накопившихся проблем, преодоление хронического отставания, действительное возрождение, настоящий социальный прорыв в развитии сельских территорий.
Во-вторых, в программе предложен подход, который позволит обеспечить целевое и эффективное расходование государственных средств. Это механизм инициативного проекта. Другими словами, деньги будут выделяться не в целом регионам, районам, местным поселениям по принципу «всем понемножку», а только под конкретные проекты, разрабатываемые на местах. В этом моменте АККОР намерена оказать значительное содействие, помогая хозяйствам разрабатывать и документировать проекты, которые получат федеральное финансирование и помогут в экономическом развитии их родного села.
В-третьих. Принципиально важное направление госпрограммы — аналитическое. Его смысл в том, чтобы получить исключительно полную и достоверную информацию о наших селах, деревнях, хуторах, аулах. Зачастую мы говорим о социальном развитии села, о сельских территориях с точки зрения общегосударственного масштабного подхода. А ведь в каждой деревеньке не только свои, пусть самые малые проблемы, но и свои перспективы, возможности. Это позволит государству оказывать оперативную точечную поддержку, которая будет небольшой по масштабам России, но очень нужной и своевременной для конкретного села.
Как вы видите разделение потребностей сел и в чем они заключаются? Как соблюсти равные условия при разделении на индивидуальные потребности?
Программа нацелена на людей. Что нужно селянам, в том им и помогут — никакого навязывания. Это прекрасная практика, которая вовлекает жителей, повышает их заинтересованность в улучшениях, а потом и ответственность за свое село.
Перефразируя известную цитату из романа «Анна Каренина», можно сказать, что все счастливые села счастливы одинаково, а несчастлив каждый по-своему. В одном селе нужно починить мост или дорогу, потому что у них это ключевая транспортная точка, в другом провести водопровод, в третьем открыть детский сад, возродить Дом культуры и так далее. Инициаторами индивидуальных проектов могут быть не только местные администрации, но и сами граждане, сельские предприниматели, фермеры. Именно под эти проекты государство будет выделять деньги, а мы хотим помочь им быть услышанными.
Разделяют ли селяне это нововведение и нет ли ощущения, что ответственность попросту перекладывается на их плечи?
Этот подход поддерживают селяне, которые принимали активное участие в обсуждении госпрограммы на стадии ее разработки на различных дискуссионных площадках, давали дельные конкретные предложения. Их не так уж и мало, как может показаться. В сельских территориях часто можно видеть большие инициативные группы, которые знают, чего они хотят. Они не просто ходят на собрания, а инициируют их, чтобы в формальной обстановке донести свои пожелания до органов власти. В ходе реализации программы предполагается создать индивидуальный паспорт каждого сельского поселения, уже выработаны меры по их сохранению и возрождению.
Можно ли говорить о каком-то вкладе АККОР в программу еще даже до ее начала?
Можно, потому что мы уже работаем над тем, чтобы сельская экономика получала не только хороший бизнес, но и хороших аграрных специалистов, без которых развитие сельской территории, которая занимается сельским хозяйством, определенно невозможно. Так, представители региональных организаций Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России приняли участие в работе Форума сельских депутатов в Воронеже, где подняли ряд важных вопросов, непосредственно влияющих на развитие сельских территорий. В итоговый документ вошли наши предложения об увеличении срока возмещения затрат по ученическому договору с 1 года до 5 лет, на весь срок обучения в аграрных вузах, а также об утверждении методики отбора проектов развития сельских территорий.
Что касается паспортов населенных пунктов, они будут действовать только в рамках этой программы или на них будут опираться и в других случаях распределения финансирования?
Значение этого проектного подхода и в том, что он даст государству ценнейшую информацию о палитре запросов селян, о том, какие проблемы действительно важны для них, о том, как надо их решать. Думаю, глубокий анализ этой информации будет чрезвычайно полезен и внесет серьезные коррективы в дальнейшую социальную политику на селе даже по завершении программы. Это исследование сможет перевернуть представление о деревне и позволит говорить более предметно, что просто необходимо для решения любых проблем в дальнейшем.
В госпрограмме заложен значительный потенциал, позволяющий не просто увеличить протяженность сельских дорог или увеличить количество квадратных метров жилья на селе. Речь идет о том, что дан старт системной работе по коренному улучшению качества жизни нашего сельского населения, по превращению российских сел в комфортные и привлекательные места для счастливой жизни людей.