Таким образом, в Конституции аграрные вопросы будут напрямую закреплены как предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов. Как это изменит аграрное право и регулирование отрасли, рассказал председатель Комитета ГД по аграрным вопросам Владимир Кашин.

— В настоящее время статьями 71 и 72 Конституции РФ разграничены предметы исключительного и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, во всех сферах деятельности и законодательства Российской Федерации, не указанных в статьях 71 и 72 Конституции, государственное регулирование, в том числе нормативно-правовое регулирование, осуществляется субъектами РФ.

В основу такого распределения Конституцией РФ заложено два критерия: предмет или область деятельности и отраслевое законодательство. Сельскохозяйственная деятельность не отнесена статьями 71 и 72 Конституции РФ ни к исключительному ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов. То есть де-юре, в соответствии со статьей 73 Конституции РФ, в отношении сельского хозяйства субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Согласно части 4 статьи 76 Конституции РФ вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов, при этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Однако де-факто в настоящее время аграрные отношения регулируются совокупностью федерального и регионального законодательства. Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который в настоящее время большинством теоретиков аграрного права признается базовым, отраслеобразующим нормативным правовым актом в сфере сельского хозяйства, предусмотрено, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, указанный федеральный закон закрепил признаки правового регулирования соответствующих правоотношений (отношений в сфере развития сельского хозяйства), характерные для сфер общественных отношений, являющихся, согласно Конституции РФ, предметами совместного ведения Федерации и ее субъектов. Аналогичные подходы заложены в настоящее время и в других федеральных законах, регулирующих различные аспекты сельскохозяйственной деятельности и традиционно относящихся к системе аграрного права.
Предлагаемое дополнение к пункту «Д» статьи 72 Конституции РФ поможет преодолеть существующие правовые коллизии в регулировании аграрной сферы, окажет системное влияние на достижение целей и решение задач государственной аграрной политики, а также на дальнейшее становление и развитие аграрного права.
В последние годы в развитии отечественного сельского хозяйства произошли ощутимые перемены к лучшему, что в значительной мере явилось следствием и результатом многолетней работы, успешной реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и его «преемницы» — государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Однако аграрную реформу нельзя считать оконченной или завершенной. Еще многое предстоит сделать: вовлечь в оборот десятки миллионов гектаров заброшенных сельхозземель, полностью обеспечить продовольственную безопасность страны абсолютно по всем показателям, возродить российское село и вернуть крестьянскому труду заслуженное почетное место в ряду востребованных и престижных профессий, удвоить экспорт отечественной сельхозпродукции и завоевать новые продовольственные рынки.

Все эти задачи могут быть решены только объединением усилий во всех измерениях — и в федеральном, и в региональном, и в местном. Рассчитываем, что принятие нашей поправки в 72-ю статью Конституции поможет донастроить и отладить систему взаимодействия всех уровней государственной власти для успешной совместной реализации нашей аграрной политики, в том числе отраслевых госпрограмм.
Сегодня мы, по сути, восстановили историческую справедливость, вернув слова о сельском хозяйстве в основной закон страны. Нормы о сельском хозяйстве, о колхозных организациях и о личном подсобном хозяйстве содержались и в сталинской Конституции 1936 года, и в советской Конституции 1977 года, и в Основном законе России, действовавшем в постперестроечный период. Мы надеемся, что с принятием этой конституционной нормы навсегда уходят в прошлое те времена, когда сельское хозяйство называли «черной дырой» и когда уничтожали кадровый потенциал аграрного сектора, секвестируя в аграрных вузах финансирование, ликвидируя целые факультеты, которые готовят юристов, экономистов, инженеров с учетом специфики сельского хозяйства.

То, что сегодня мы дополняем в Конституции РФ перечень предметов совместного ведения Федерации и регионов вопросами сельского хозяйства, не только выстраивает единую систему управления в аграрной сфере, но и дает возможность корректно и абсолютно легитимно с правовой точки зрения совершенствовать, обновлять, систематизировать аграрное законодательство. В законопроектной работе нашего комитета эта поправка имеет базовое, определяющее значение.

Наше предложение без каких-либо сомнений было поддержано профильным министерством. Министр сельского хозяйства Дмитрий Николаевич Патрушев выразил полную солидарность и убежденность в необходимости закрепления в основном законе страны роли и места сельского хозяйства в системе государственного управления. Получив одобрение и поддержку на самом высоком уровне в лице руководства страны, мы уверены, что в истории отечественного аграрного сектора сегодня появляется новая точка отсчета, новый импульс для развития и процветания. Теперь наша совместная задача — достойно продолжить реализацию двух действующих госпрограмм — развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий, в том числе подкрепив это финансированием в соответствии с изначально заложенными их паспортами объемами средств, а также обеспечить качественный прорыв в освоении земель сельскохозяйственного назначения путем принятия госпрограммы по вовлечению их в оборот и по повышению почвенного плодородия.