Но когда мы начали реализовывать ее, то на нашем пути встретились огромные валуны и камни. Судите сами. Для реализации программы предусмотрено было 2,3 трлн рублей. Но она еще не начала функционировать, как ее уже обрезали в два раза, затем оставив на федеральном уровне сумму в 1,67 трлн рублей.
На 2022 год и 2021 год было выделено по 40 млрд рублей, в то время как на нынешний год планировалось 160 млрд в соответствии с мероприятиями программы. Нас обманывают каждый раз структуры, которые финансируют госпрограммы, и уже в перспективе до 2030 года в бюджете на развитие села предусмотрено лишь по 40 млрд рублей в год. То есть, сократив финансирование в пять раз, Минфин и Минэкономразвития предлагают селянам жить с неосуществленной мечтой и программой, в которую поверили наши села и деревни. Президент РФ говорит сегодня о так называемой пятой колонне. И я, исходя из этого объемного анализа, уверен, что те, кто хочет погубить уже утвержденные программы, смело могут вставать в эти ряды.
Мы еще раз сегодня хотим подчеркнуть: хватит играть с огнем. Первое, с чем мы столкнемся в ближайшее время при таком подходе, — это дефицит кадров на селе. Кто поедет в разрушенную деревню, где нет школы, детского сада, дорог, нет достойной заработной платы? Посмотрите, какая техника сейчас идет в село, кто на ней сможет работать. Посмотрите, какой сегодня должен быть агроном, зоотехник, инженер, какие IT-специалисты должны обслуживать роботов, которые сейчас стоят на многих фермах. И проанализируйте, какие условия надо создавать для этих высококвалифицированных специалистов, какую зарплату надо им обеспечить. А кто будет жить в запущенной местности, с каким образованием, с какими надеждами?
А потом мы будем кричать, что у нас в рознице большие, недоступные цены на продовольствие. Поэтому необходимо подходить к этому вопросу так, чтобы он действительно комплексно решался. Надо понимать, что АПК — это огромная отрасль, которая как локомотив может потащить за собой всю страну.
В нашей стране действует 28 государственных программ с финансированием 10,58 трлн рублей. А на селе живет 37 млн граждан, число которых весной и летом увеличивается до 90 млн, когда в деревню приезжают дачники и пенсионеры. А как там жить, если нет медпункта, магазина, дорог и так далее?!
И как уложиться в те средства, которые выделяются, чтобы всю эту инфраструктуру обеспечить? Сколько же лет потребуется, чтобы решить изначально поставленные задачи? Нам нужно 2,6 трлн рублей, чтобы обеспечить необходимой инфраструктурой наших жителей, но мы не просим эти средства все сразу. Мы говорим: профинансируйте программу, которая утверждена, и надеемся, что в конце концов достучимся и нас услышат в Правительстве РФ.
Сегодня же все целевые индикаторы подготовленной нами и утвержденной программы снижены в десятки раз.
Обращаюсь еще раз и к председателю правительства, и к министрам экономического развития и финансов: давайте вместе пересмотрим нашу программу. Мы предлагаем обеспечить ее финансирование в объемах не менее предусмотренных исходным паспортом; «окрасить» бюджетное финансирование мероприятий отраслевых государственных программ, реализуемых на сельских территориях. Также важно включить в перечень целевых показателей реализации госпрограммы ежегодное комплексное обустройство не менее одного населенного пункта в каждом муниципальном районе и включить показатели развития сельских территорий в систему оценки эффективности работы глав муниципальных районов и руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Предлагаем оптимизировать законодательную базу в целях обеспечения эффективной реализации мероприятий госпрограммы. Надо помнить, что она дает нам огромные шансы для того, чтобы деревня получила второе дыхание.