Сохранить смысл деревенской жизни
— Программы устойчивого развития сельских территорий у нас уже работали, но их «заболтали», уничтожив при этом с точки зрения финансирования. Отсюда мы имеем те плачевные результаты, о которых сегодня говорим.
До первого врача сельским жителям надо ехать 95 километров, а в некоторых регионах гораздо больше! Уничтожено 13 тыс. ФАПов, 27 тыс. детских садов, почти столько же школ и так далее. В итоге мы видим отрицательную динамику рождаемости, удручающую статистику смертности и в целом демографической ситуации в сельских территориях.
Хуже того, наряду с безработицей и нищетой сельского населения у нас многие сельхозпроизводители стали прибегать к организации вахтового метода работы в поле, на ферме. Даже в наших южных районах Подмосковья — Луховицком, Зарайском, Серебрянопрудском. Там удалось распахать по 20 тыс. га земли, которые были заброшены последние 30 лет, получить урожай в 5 раз выше. Но в поле работают вахтовики! Здесь же не Северный полюс, здесь наша родная земля-матушка! Почему это происходит?
А потому, что уничтожены 10 тыс. деревень, уничтожено все, что связано было со смыслом жизни, с общественным строем, общиной, коллективностью. И сегодня повторяются все те же ошибки.
Можно одного-двух губернаторов послушать на заседании Госсовета с их радужными докладами, и у президента сложится представление, что у нас на селе все в порядке, что нет уничтоженных деревень, нет уничтоженных пространственных связей, что нет у нас больше чем двукратного падения объемов производства молока, в несколько раз уменьшения поголовья КРС, являющегося стержневым элементом наших деревень. И исходя из этого будет продолжено движение по ложному пути.
Вот и получается, что у новой Государственной программы комплексного развития сельских территорий забирают финансирование. На 2020 год изначально было запланировано 160 млрд рублей — остался 31 млрд рублей. В 5 раз сокращено финансирование. В целом на горизонт планирования до 2023 года в бюджете на реализацию госпрограммы недодали больше 500 млрд рублей.
Главный капитал
— Нам надо сегодня спасать деревню, и не по одной-двум в год, а масштабно, по всей стране, с должным финансированием запланированных мероприятий ликвидации ветхого жилья, реконструкции и модернизации инженерной, коммунальной, транспортной инфраструктуры. Наша задача — сделать деревню привлекательной, чтобы туда поехал и врач, и учитель, и инженер, и другие специалисты высокой квалификации, чтобы их семьям жилось комфортно, не хуже, чем в городе. Ведь один работающий на селе дает минимум семь рабочих мест в городе. Мы должны это понимать и через комплексное обустройство деревни возродить 40 млн га заброшенных земель. Вы только посмотрите, что мы с основным средством производства в деревне делаем!
Уникальная наша пашня заболачивается, закустаривается, закисляется, деградируют черноземы, агрономически ценных агрегатов лишаются наши лучшие почвы, развиваются глыбистость, пылеватость, уничтожаются водно-физические свойства.
Введение в сельскохозяйственный оборот 40 млн га заброшенных земель сельхозназначения — это дополнительный урожай в 100 млн тонн в зерновом эквиваленте, а значит, решение всех задач, поставленных президентом России, и по обеспечению населения качественным продовольствием, и по наращиванию экспорта сельскохозяйственной продукции до 45 млрд долларов.
Безусловно, сегодня мы имеем выдающиеся результаты на отдельных направлениях. Мы заняли ведущие места по производству и экспорту пшеницы. Но нам важно уделить внимание также и переработке агропродукции, увеличению количества производимой продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому в рамках комплексного подхода к возрождению сельских территорий должно быть уделено особое внимание развитию перерабатывающей инфраструктуры, чтобы сырье не тащили в Москву, а перерабатывали на месте.
Государственная программа комплексного развития сельских территорий начиналась с наших докладов в Госдуме, в Правительстве РФ, в Совете законодателей, на заседаниях Госсовета, на совещаниях у президента России, на масштабных отраслевых мероприятиях в регионах с участием всего актива АПК.
Я должен сказать, что сегодня возвращаются 90-е годы. Вы посмотрите, что происходит с нашими научно-исследовательскими институтами. Нам еле удалось спасти опытные поля Научного центра кормов, у ВНИИССОКа целый филиал чуть не отобрали. Сегодня же 600 га, принадлежащих ВСТИСПу хотят отобрать мошенническим путем. Это исконные земли, на которых работало не одно поколение ученых. И при этом полная тишина — министерства молчат. Мы написали соответствующие письма и президенту, и премьеру, и генеральному прокурору, но и академия должна подать соответствующий пример, наши институты, у кого есть опытные станции и хозяйства, должны подать пример и выступить единой силой.
Понятные инструменты
— Когда Госдумой был принят такой уродливый по отношению к деревне федеральный бюджет, мы вписали в постановление ГД соответствующее поручение правительству — первые дополнительные нефтегазовые доходы бюджета направить на дополнительное финансирование Госпрограммы комплексного развития сельских территорий. Мы также записали поручение отработать модель реализации мероприятий по развитию сельских территорий в других госпрограммах РФ, в которых Минфин насчитал 180 млрд дополнительных рублей. Эти средства должны быть окрашены и как приоритетные идти на социально-экономическое развитие сельских территорий через министерства здравоохранения, образования, строительства, транспорта и т.д.
Также должен быть исправлен механизм исполнения расходов бюджета ведомствами. Сегодня он пугает министерства, вынуждая отказываться от дополнительного финансирования в конце года. Дополнительные расходы для решения насущных проблем они боятся взять на себя уже в августе. Все боятся не освоить их в полном объеме. Эти эпизоды должны из практики быть удалены.
Хотелось бы, чтобы было, как раньше, чтобы решения президиума Академии наук были не декларативными и чтобы к ним относились с полным уважением и пониманием, что они обеспечат эффективный научно обоснованный подход в решении самых сложных задач.
В связи с этим прошу включить в решение президиума РАН следующие пункты. Первое — восстановить финансирование Государственной программы комплексного развития сельских территорий в объемах, утвержденных исходной редакцией паспорта госпрограммы.
Второе — утвердить Государственную программу вовлечения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ, исполнив тем самым решение Государственного Совета Российской Федерации и соответствующее поручение президента.
И третье — сделать все, чтобы земли, принадлежащие нашим научным подразделениям, были полностью разграничены, оформлены соответствующими государственными актами и защищены от произвола не чистых на руку чиновников, рейдерских захватов и т.д.
Документы стратегического планирования в области АПК должны быть эффективным инструментом в работе сельскохозяйственного отделения РАН, а также президиума РАН, как второй, рядом с оборонкой, составляющей национальной безопасности Российской Федерации. Я уверен, что нам всем вместе удастся эту задачу осилить и вдохнуть жизнь в деревню, восстановить пространственные связи на нашей территории. Если не будет наших поселков на Севере и Дальнем Востоке, наших аулов на Юге, хуторов в Сибири, то не убережем мы просторы и богатства Родины.