— Земли сельскохозяйственного назначения, посевные площади, пашни являются бесценным достоянием нашей державы. Эта ресурсная база является определяющей не только для продовольственной безопасности, но и для национальной безопасности России. От нашего отношения к этому стратегическому ресурсу зависит перспектива развития государства, да и в целом нашей планеты Земля.
Страны-лидеры мировой экономики давно озаботились вопросом повышения эффективности использования земель и формируют свою земельную политику исходя из принципов максимальной охраны и рационального использования этого ресурса. При этом Россия в общемировую динамику, к сожалению, не вписывается: наше уникальное богатство в виде сельхозземель просто разбазаривается. С 1990 года их площадь сократилась почти в 2 раза — осталось всего 383 млн га. Это катастрофа! И при всем этом по посевным площадям мы продолжаем толкаться на уровне 80 млн га. А совсем недавно было 117 млн га.
На некоторых территориях к 2018 году под посевы используют по 5-20% от прежней посевной площади. В Астраханской области — 25%, 28% — в Смоленской области. Плачевная ситуация по всему Нечерноземью. При этом есть Краснодар со своими 95%, есть Алтайский край с 80,5%, который всей Сибири можно поставить в пример. Можно брать в пример Ставрополье, Ростов, Белгород, Курск и ряд других регионов, которые сегодня используют в сельхозпроизводстве наибольшую долю пашни.
В целом за последнюю пятилетку 40 регионов самостоятельно ввели в сельскохозяйственный оборот больше 2,5 млн га пашни. Больше 100 тыс. га посевных площадей ввели Саратовская, Ростовская, Вологодская, Челябинская, Тульская, Пензенская, Рязанская области, Ставропольский край и Крым. Остальные же регионы за тот же период продолжили скатываться назад и снизили посевные площади почти на 1,5 млн га.
За этими цифрами стоит ухудшение водно-физических свойств почвы, потеря соотношения удельного и объемного веса почвы, изменение ее плотности. Складывается уже другое взаимодействие почвы и растения, характеризующееся нерациональным использованием того объема питательных веществ, включая фосфорные, калийные микроэлементы, чем богата и разнообразна наша земля-матушка.
Мы видим под этим абсолютно конкретный базис — комплекс институциональных причин, с которыми мы должны разобраться в самое ближайшее время. Первое и основное — недопустимо низкая доходность нашего сельского хозяйства, исключающая возможность вести расширенное воспроизводство, соблюдать севообороты, восполнять плодородие почв посредством надлежащего агрохимического обслуживания и повышать его через проведение мелиоративных мероприятий.
Сложившуюся ситуацию усугубляет диспаритет цен. Посмотрите, как менялась цена на пшеницу с 2016 года. К 2020 году роста либо нет, либо он находится в пределах статистической погрешности. И на этом фоне растет все, что связано с товарами для АПК. Топливо подорожало на 37-57%. Средние цены на трактор увеличились на 55%, на комбайн — на 87%! Минеральные удобрения подорожали на 15-50%. В такой ситуации банкротятся даже уникальные предприятия почти с вековой историей. В комитет постоянно поступают обращения с криком о помощи, с призывом изменить ситуацию.
Нельзя крестьянству работать в убыток! И тут никакие субсидии ситуацию не исправят. Должно быть принято системное решение, позволяющее аграриям вести расширенное воспроизводство за счет справедливой оценки своего труда. Именно так мы вынуждены решать большой вопрос с энерговооруженностью в сельском хозяйстве, который также является одной из причин выбытия земель из сельскохозяйственного оборота. Землю просто нечем обрабатывать. Сегодня мы имеем на 1 тыс. га пашни два комбайна и три трактора. Это в 2 и 3 раза меньше, чем, к примеру, в Белоруссии, в 6 и 10 раз меньше, чем в США. Эту задачу надо решать прорывным способом, иначе мы не добьемся эффективного использования пашни, не говоря уже о том, что по мере вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель ситуация будет лишь усугубляться.
Далее — к вопросу заботы о почвах. В условиях отсутствия оборотных средств хозяйства, лишь за редким исключением, стали пренебрегать агрохимическим обслуживанием. В почву вносится всего 69 млн тонн органики. И это притом что не так давно вносили до 400 млн тонн. Аналогично по минеральным удобрениям: 10 млн тонн вносили, а сегодня и до трех не дотягиваем.
Не проще дела обстоят с гидромелиорацией. Не так давно мы шли вровень с американцами. И у нас, и у них было по 13 млн га орошаемых и осушенных земель. Сегодня же американцы ушли далеко вперед. Доля мелиорируемой пашни у них подбирается к 40%, в Англии — к 80%. Мы же держим свои 7 с небольшим процентов, да и те лишь на бумаге. Из 4,7 млн га орошаемых земель в сельхозпроизводстве используется всего 3,8 млн га, а фактически орошается лишь 2,2 млн га. Без должного участия государства в решении этих вопросов сдвинуть ситуацию с места не получится.
К счастью, государственная аграрная политика начинает меняться, перед отраслью ставятся более конкретные задачи. У нас начала укрепляться Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, появилась полноценная программа комплексного развития сельских территорий. Каркас обеспечения продовольственной безопасности РФ стал иметь в правовом поле более четкие очертания.
Что касается госпрограммы вовлечения в оборот сельхозземель, то пока это лишь первичный, сырой проект, который только в январе этого года был представлен для оценки регулирующего воздействия. Но начало положено! Он требует доработки, и в первую очередь с точки зрения целеполагания.
В ближайшее время планируется к принятию 10 законопроектов, в том числе те, над внесением которых мы совместно с министерством сельского хозяйства ведем активную работу. Эти законодательные инициативы решают важнейшие вопросы, в том числе на направлениях установления для сельхозпроизводителей льготных тарифов на энергоресурсы, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, совершенствования оборота земель, на направлениях развития семеноводства, обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Крестьяне один на один со своими проблемами не останутся. За это мы боролись и будем бороться! Комитет Госдумы по аграрным вопросам — ваш верный соратник.
Планируемые к принятию законопроекты
1. № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий»
2. № 505883-7 «О внесении изменений в статью 6 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в части установления для сельскохозяйственных товаропроизводителей льготных тарифов на энергоресурсы)
3. № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (об основах и систематизации инвестиционной деятельности в РФ)
4. № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» ( в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части обязательных требований в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами)
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения
7. О семеноводстве
8. О внесении изменений в ФЗ «О карантине растений» (в части совершенствования регулирования в сфере карантина растений)
9. О внесении изменений в Закон РФ «О зерне» и отдельные законодательные акты РФ