Виктор Семенов: «Мы, как скорая помощь, у нас нет собственных задач, есть общая задача — помогать взаимодействовать бизнесу и власти на рынке»

Виктор Семенов: «Мы, как скорая помощь, у нас нет собственных задач, есть общая задача — помогать взаимодействовать бизнесу и власти на рынке»

Ассоциация отраслевых союзов АПК России (АССАГРОС) была создана весной 2000 года по инициативе ведущих продовольственных союзов России. В этом году она отмечает 20-летний юбилей.
Пора переходить на новый уровень развития, считает ее бессменный руководитель, председатель совета НО «Ассоциация отраслевых союзов АПК России» Виктор Семенов. О том, какие задачи сегодня стоят перед организацией, он поделился в интервью «Вестнику АПК». Глава ассоциации уверен, что наступило время, когда организации нужна перезагрузка. 
Виктор Семенов: «Мы, как скорая помощь, у нас нет собственных задач, есть общая задача — помогать взаимодействовать бизнесу и власти на рынке»
За два десятка лет много воды утекло, произошла масса событий, запущены ряд важных для экономики страны реформ, проектов, в том числе и в аграрной отрасли. Были реализованы судьбоносные законодательные инициативы, не последнюю роль в продвижении которых сыграла и Ассоциация отраслевых союзов АПК России. На данный момент организация объединяет практически все продовольственные союзы страны, является коллективным членом ТПП РФ, Агропромсоюза, РСПП, научно-экспертного совета при аграрном комитете Госдумы РФ и ряда других структур, защищающих интересы сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий. 

Как вы считаете, цель, ради которой создавалась ассоциация, достигнута?
Думаю, да. Перед нами стояла и стоит сейчас главная задача — это защита интересов отечественных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий. Создать подобного рода объединяющий конгломерат — это была и моя инициатива, и группы отраслевых союзов, которые почувствовали, что нужен некий рычаг в виде координационного сообщества, посредством которого они могли бы быть услышаны. С самых первых дней мы были очень активны: за эти 20 лет сложно будет найти выставку или мероприятие, где бы наша ассоциация ни принимала участие. Сейчас, возможно, страсти поутихли, но работу мы не прекращаем, наоборот, ее прибавилось. 

Изменился ли вектор работы организации за этот период? 
Если подходить объективно, то я возглавляю организацию уже 20 лет. Я также 20 лет возглавлял и комитет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию АПК, эти полномочия в прошлом году я сложил. Всему свое время. На мой взгляд,  нашей ассоциации крайне необходима сейчас перезагрузка. Нужен свежий воздух, возможно, придут молодые люди, которые наполнят новым содержанием нашу миссию. А мы будем помогать. Я бы прекрасно мог справиться с ролью наставника. Я всегда ратовал за смену поколений и свежую струю. Мы встречаем 20-летие в такой переломный момент, когда многое уже изменилось, и многие рамки, цели, для которых создавалась ассоциация — их уже нет. Ведь мир не стоит на месте, и тот, кто сегодня не хочет меняться, завтра может оказаться за бортом. Мне бы не хотелось, нажав кнопку паузы на развитии той структуры, которую мы 20 лет назад создали, потом нажать кнопку «стоп». 
Наша миссия — это повышение общественно-политического статуса отраслевых союзов АПК, содействие их участию в государственной политике, подготовке законодательных инициатив в этом секторе. Мы всегда принимали самое активное участие в выработке и принятии важнейших решений в аграрном секторе экономики. Например, в законе об обороте земель сельхозназначения или в законах об ограничении рекламы и мест продажи пива, в разработке технических регламентов на продукты питания и многих других. Немало было сделано и по выработке закона о развитии сельского хозяйства, особенно в части появления в нем статьи № 16, посвященной взаимодействию отраслевых союзов и ассоциаций с органами власти. 

Сколько и какие отраслевые союзы сейчас входят в ассоциацию?
20 лет назад свою подпись под уставом ассоциации поставили 10 союзов-учредителей. Это Российский зерновой Союз, Мясной Союз России, Союз производителей алкогольной продукции, Российский Союз производителей соков, Российский Союз пекарей, Ассоциация российских производителей крахмало-паточной продукции, Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» и многие другие. Сейчас членами организации являются 46 отраслевых союзов АПК. Последними, кто к нам присоединился, стали перерабатывающие предприятия. 

Награды, которые были учреждены ассоциацией в свое время, какова их судьба? 
В 2000 году была учреждена высшая общественная награда в сфере производства продовольствия «За изобилие и процветание России». Награда АССАГРОСа играла важную консолидирующую роль и всегда была значимой. Со всей страны выбирались лучшие из лучших. Раз в пару лет мы проводили процедуру вручения. Помню, одно из мероприятий состоялось в Государственном Кремлевской дворце. Но уже года три, как конкурс не проводится. Если 10, 20 лет назад он был весьма актуален, это было престижно, то сегодня уже другие реалии, и особой необходимости в его проведении мы пока не видим. К тому же если раньше этот конкурс пользовался вниманием на самом высоком уровне, то в последние годы чувствуется, что эта работа стала менее интересна. А без поддержки административного ресурса сложно организовывать общественный конкурс на федеральном уровне. Мы были пионерами в своем роде, сегодня ситуация в корне поменялась — появилось много других наград. Пока мы приняли решение поставить на паузу. Тем не менее, если ситуация изменится, мы постараемся ее возродить. 

Какие шаги предпринимает АССАГРОС в целях продвижения цифрового базиса в аграрном секторе экономики? 
Цифровизация — это важнейший компонент развития современного АПК. 
У аграрного сектора в этом плане скрыт колоссальный потенциал. Уверен, в ближайшие годы самый большой рывок в плане цифровизации сделает не автомобильная промышленность, а сельское хозяйство! Уже сегодня наши аграрии научились управлять целым предприятием посредством цифровых технологий. Это тепличные хозяйства, птицеводство, тракторы в поле пашут по команде, полученной со спутника. Считаю, что наша ассоциация и здесь может сыграть не последнюю роль. Например, помогая координировать нормативно-законодательную базу, которая создается государством и которая будет помогать продвижению процесса цифровизации в отрасли. 

Как пандемия коронавируса повлияла на работу союзов и ассоциации в целом? 
Пандемия перевела в ручной режим работу многих структур. И наша организация не исключение. Если возникали какие-либо вопросы, все решалось в телефонном режиме. И ведь решалось! А иногда даже быстрее, чем это было раньше при очных встречах. Это доказывает только одно: мы способны работать в любом режиме и при любых условиях.
Наши планы на ближайшие три-пять лет — это активная помощь сельхозпроизводителям в развитии экспортного потенциала, работа по формированию нормативно-законодательной базы. Планируем серьезно заняться и вопросами развития села. Я считаю, что здесь одна из самых актуальных тем — это снятие с бизнеса части социальной нагрузки. Нужно понимать: есть сельские территории, а есть сельскохозяйственный бизнес. Раньше многие считали, что это одно и то же. Это был своего рода стандарт, когда колхоз занимался и производством, и всеми социальными вопросами на селе. Нужно ослабить и грамотно скоординировать этот процесс с муниципалитетами и региональной властью. Буквально недавно в России была запущена программа комплексного развития сельских территорий. Очень своевременный документ! Главное, чтобы эта программа реально и гармонично работала. И мы можем и в этом плане внести свою лепту. У нас есть опыт, знания и огромное желание. Единственное, что нам для этого необходимо, — это перезагрузка всех механизмов нашей работы, новое осмысление и новый подход к нашей миссии. И важно не просто меняться, нужно уметь слышать рынок, видеть, что происходит в агрополитике, и четко встраиваться в эти процессы. На данном этапе нет таких ситуаций, где мы прям вот срочно нужны, как воздух, и это даже хорошо! Мы, как скорая помощь, у нас нет собственных задач, наша общая задача — помогать взаимодействовать бизнесу и власти на рынке. Если они слышат друг друга, то значит, все у них нормально, тогда и мы не будем востребованы.