Пищевая промышленность России — динамично развивающаяся отрасль, ежегодно прирастающая на 6-7%. При этом федеральное правительство ужесточает контроль за качеством продуктов питания, их экологической составляющей и последующей утилизацией. В 2024 году внесены изменения в ряд технических регламентов и ГОСТов как внутри страны, так и на территории Таможенного союза.
В 2023 году отечественная пищевая отрасль продемонстрировала уверенный рост — 5,9% в сопоставимых ценах, а производство напитков выросло на 1,4% по сравнению с показателями годичной давности. По данным исследования аналитической компании INFOLine «Производство продуктов питания и напитков РФ в 2024 году», заметный рост наблюдается в сегменте минеральных вод (+16,4%) и продуктов для детского питания (+21,7%), сыров (+16%) и растительных масел (+16%).
Эксперты INFOLine объясняют эту динамику стабилизацией производственных процессов и увеличением натурального объема производства по ключевым категориям товаров. Кроме того, значительное влияние оказал уход международных брендов и последующая локализация их производственных мощностей внутри России, а также масштабная кампания импортозамещения среди крупных российских игроков.
С данным трендом связан и прошлогодний рост производства оборудования для пищевой промышленности сразу на 27,5% (до 128 млрд рублей).
По данным заместителя директора «Росспецмаша» по направлению «Пищевое машиностроение» Романа Саломатина, основная мера стимулирования спроса в сегменте оборудования для пищевой промышленности связана с постановлением правительства № 823. В 2023 году бюджет на пищевое машиностроение составил 1,3 млрд рублей, на 2024 год — 2 млрд рублей.
Наибольшая часть пришлась на долю оборудования для производства муки, круп и комбикормов (52% рынка) и оборудование для заведений общественного питания. На втором месте — оборудование для молочной промышленности (47%), а также упаковки и розлива.
Эта тенденция сохраняется и в 2024 году. По данным Росстата, показатели первого полугодия продемонстрировали продолжение роста пищевого сегмента на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство напитков выросло еще более — сразу на 9,7%.
Самые высокие показатели зафиксированы в производстве сахара (41,7%), сыров (11,9%), маргарина (8,2%), кондитерских изделий (7,9%), муки (7,8%).
Несложно предположить, что отечественный рынок успешно импортозамещает продукцию зарубежных мукомолов, например, турецких, кондитеров (Франция и Германия), сыроваров (Нидерланды, Франция, Швейцария).
Особенно важен рост производства переработанной и консервированной рыбы, ракообразных и моллюсков — на 3,8%, до 2,1 млн тонн. После 2022 года именно этот сегмент вызывал наибольшую обеспокоенность в правительстве страны, омываемой тремя океанами с огромным собственным рыболовным флотом.
Вместе с ростом пищевого сектора федеральное правительство особое внимание уделяет безопасности продуктов питания и их экологической составляющей. Эта тенденция не только России, но и всех стран ЕАЭС, которые на специальном заседании коллегии Евразийской экономической комиссии определили согласование техрегламентов, действие которых с нынешнего года будет обязательно на территории всех стран блока.
С 2024 года вступили в силу изменения в технические регламенты Таможенного союза о безопасности пищевой продукции, рыбы и рыбной продукции, масложировой продукции, мяса птицы и продукции его переработки, пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств и др.
Изменения устанавливали новые требования к содержанию остаточных количеств ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных) и их метаболитов в пищевой продукции, пищевой продукции из аквакультуры животного происхождения, масложировой продукции, продукта убоя птицы и продукции из мяса птицы.
С 10 июля вступил в силу техрегламент о безопасности алкогольной продукции, который содержит обязательные требования к продукции, выпускаемой на территории стран ЕАЭС, а также требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
Коллегия комиссии определила переходный период — 18 месяцев с даты вступления в силу изменений. В течение этого времени допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории ЕАЭС пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными указанными техрегламентами. При этом обращение такой продукции на рынке союза допускается в течение срока годности, установленного ее изготовителем.
«Установление переходного периода окажет позитивное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности. Обеспечиваются достаточные сроки для постепенной подготовки изготовителей, уполномоченных изготовителями лиц и продавцов (поставщиков) пищевой продукции животного происхождения к соблюдению новых требований к товарам, внесенным в техрегламенты в сфере безопасности пищевой продукции, в части установления максимально допустимых уровней остаточного содержания в ней ветеринарных лекарственных средств», — добавили в пресс-службе ЕЭК.
В России из более чем 100 новых ГОСТов сразу шесть касаются производства напитков: пиво и пивные напитки, медовухи, кальвадос, напитки медовые и слабоалкогольные спиртованные. Это коснется и столь любимых молодым поколением энергетиков. Всего же 35 новых ГОСТов относятся к категории «пищевые продукты». Кроме того, с 1 марта 2024 года была введена обязательная маркировка для производителей и импортеров упакованной воды. «На сегодняшний день реалии таковы, что каким бы высоким ни был уровень профессиональных знаний сотрудника пищевого предприятия, уже через несколько лет эти знания будут неактуальными или устаревшими, — считает исследователь Юлия Саввина. — В соответствии со статьей 3 закона об обязательных требованиях, как правило, пересмотр нормативов и требований в России должен осуществляться каждые шесть лет: «Нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации».