В ожидании большого клева

В ожидании большого клева

Россия готовит флот и масштабные проекты переработки для возвращения статуса рыбной державы

Российские рыболовы в 2024 году снизили поставки — сказались как объективные причины, так и недоинвестированность отрасли, нехватка кадров, истощение промысловых районов. Чтобы выйти на показатели, близкие к советским, нужно обзаводиться высокопродуктивными судами, строить перерабатывающие мощности, оптимизировать логистику и пользоваться господдержкой.

После распада СССР наша страна утратила доминирующее положение на морях и океанах — за короткий срок вылов рыбы и морепродуктов сократился практически вдвое с 10-11 млн тонн, которые на пике добывались советскими моряками. Специалисты называли этому целый ряд причин, среди которых — разрушение рыбоперерабатывающей промышленности, сокращение населения и резкое падение его доходов, деградация флота, а также общее катастрофическое снижение уровня государственного менеджмента, которое в конце 80-х — начале 90-х годов было характерно для многих отраслей народного хозяйства.

В ожидании большого клева

Не утонули. Несметные водные богатства, а страна не потеряла в результате перестройки выхода ни к одному из доступных ранее крупных водоемов, и неплохой задел, оставленный советским государством России, все же дали возможность рыбодобывающей отрасли худо-бедно существовать, однако в течение продолжительного времени была нацеленность на вылов дешевой рыбы, не дающей пространства для модернизации, а ценные дары моря уходили за бесценок на рынки богатых стран Азии и в США. А сколь ни богаты были российские моря и океаны, варварское использование этого ресурса нивелировало его объемы. В частности, губительным было хаотическое распределение квот, которыми заведовали региональные власти. Они нередко использовали серые схемы, из-за чего процветало кумовство и браконьерство, квоты в своих руках, в основном, держали так называемые квотные рантье — они не имели ни флота, ни перерабатывающих мощностей, а просто сдавали их в аренду непосредственно морякам. Естественно, такая схема делала невыгодными долгосрочные инвестиции, что в итоге привело к низшей точке падения в 2004 году, когда впервые за долгие годы общая добыча рыбы и морепродуктов упала ниже 3 млн тонн. Увеличение вылова рыбы и морепродуктов началось с 2005 года, когда в отрасли стали потихоньку наводить порядок. Одно из новшеств — распределение квот по историческому принципу. Этот принцип означает, что государство, опираясь на заявки работающих на рынке промысловых компаний, закрепило за ними право на добычу рыбы и морепродуктов на долгосрочный период. Согласно закону «О рыболовстве», принятому в 2004 году, сначала такое право закрепили на пять лет. С 2009 года, признав опыт успешным, механизм распределения квот по историческому принципу продлили на десять лет.

Важной вехой развития отрасли на современном этапе стало принятие в 2014 году госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», которая, в частности, предполагала выход на самообеспечение рыбой и рыбопродуктами на уровень 85% к 2030 году. Программа предусматривала значительные инвестиции в модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки, то есть, если кратко, добывать больше, а перерабатывать глубже, в том числе на экспорт. А основным стимулом для инвестирования был сделан принцип «Хочешь добывать — вкладывай». Была утверждена важнейшая для развития отрасли Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года. В этом документе предусмотрели в том числе и обновление флота для рыбной промышленности: было намечено построить до 2035 года 1640 рыбопромысловых судов. Общими целями стратегии были определены создание конкурентоспособного производства, решение вопросов импортозамещения. Но главное, стратегия дополнила и расширила практику обновления рыбодобывающего флота с помощью инвестиционных квот, или, как их называют сами рыбаки, «квот под киль», введенную в 2017 году. Именно инвестквоты стали в отрасли основным источником финансирования нового рыболовецкого флота РФ. В 2022 году президент РФ Владимир Путин сформулировал задачи для комплекса на ближайшие годы. «Это, прежде всего, развитие собственной производственной, ресурсной базы и за счет этого насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом высококачественной продукции, подчеркну, продукции, доступной для граждан с разным уровнем доходов. Существенно должна вырасти доля товаров глубокой переработки, и бы хотелось, чтобы доля таких товаров была ощутима и в экспорте. Это означает не только дополнительные доходы, но и то, что новые рабочие места будут создаваться у нас, в России, а не где-то там, за бугром», — отметил президент.

Еще одна задача, поставленная Владимиром Путиным, — это снижение зависимости от зарубежных технологий, комплектующих, сервисных услуг. Для этого, по его мнению, у страны есть все возможности и, прежде всего, громадный потенциал российских ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. «Будем развивать здесь, у нас, дома, передовые компетенции, вести перспективные НИОКРы, сокращать путь от идеи, конструкторского замысла до их внедрения в реальное производство», — пообещал российский лидер. Не менее важно, по его мнению, стимулировать дальнейший приток инвестиций в рыбную отрасль, строить и модернизировать перерабатывающие заводы, улучшать всю сопутствующую транспортно-логистическую, инженерную, социальную инфраструктуру, повышать качество жизни людей в регионах Дальнего Востока, Севера и Арктики, на Балтике, Черном, Азовском и Каспийском морях, в других наших традиционных центрах рыбной индустрии. «И конечно, один из наших ключевых, стратегических приоритетов — обновление промыслового флота, строительство современных, хорошо оснащенных, надежных судов для рыболовецких компаний, отвечающих высоким экологическим требованиям, способных вести добычу рачительно, без ущерба экосистемам, тому богатству, которое мы должны передать будущим поколениям», — заявил Владимир Путин.

В ожидании большого клева

Ловись, рыбка. В целом же можно констатировать, что развитие отрасли стабилизировано и свою основную функцию по обеспечению населения рыбой и рыбопродуктами она выполняет. Потребление рыбы в стране стабильно растет, составив к 2024 году 21,9 кг на человека в год, а показатель самообеспеченности этим продуктом в России в 2024 году составил, по оценке Минсельхоза России, около 163,7%. За последние годы цифра вылова рыбных ресурсов стабилизировалась вокруг цифры 5 млн тонн. В 2023 году добыли больше, в 2024-м — меньше. Если говорить о конкретных цифрах, то, согласно данным Росрыболовства, рыбаки РФ в 2024 году выловили 4,88 млн тонн рыбы и других водных биоресурсов, что на 8% меньше, чем в 2023 году. Что касается производства рыбной продукции, его объем в прошлом году составил 4,3 млн тонн, что на 4% меньше, чем в 2023 году. Россия продолжает лидировать по вылову минтая — это главный рыбный продукт страны и одна из немногих позиций, которая выросла в 2024 году. Вылов минтая российскими рыбаками по итогам 2024 года составил около 2 млн тонн, чуть больше, чем в 2023 году. «Минтай — главная рыба России. По нашим оценкам, по итогам года на него пришлось около 40% от всего российского вылова», — подчеркнул президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Также неплохо в 2024 году складывалась ситуация с такими промысловыми видами как иваси, кальмар, сельдь, камбала. А вот с более ценными породами рыб ситуация чуть менее радужная. Так, председатель Рыбного союза Александр Панин отмечает, что ежегодные колебания по объемам вылова, например, тихоокеанских лососей связаны с особенностями циклов нагула рыбы. Ранее руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что вылов лососевых видов рыб в России по итогам 2024 года составил около 250-260 тыс. тонн — в два раза меньше, чем в 2023 году. По итогам 2023 года Россия стала первой в мире по добыче лосося — объем вылова превысил 600 тыс. тонн. Четвертый год подряд снижается вылов северной трески в Баренцевом море, что объясняет серьезное подорожание этой рыбы. С 2021 года российская квота на вылов северной трески снизилась с 385 тыс. тонн до 194 тыс. тонн в 2024 году. В 2025 году общий допустимый улов установлен еще меньше — 144,4 тыс. тонн. Помимо этого, предполагается ввести ограничения на промысел в двух акваториях Дальнего Востока, что тоже скажется на количестве тресковых в этом году на внутреннем рынке и поставках на экспорт, считает Панин. Вылов пикши и палтуса в сравнении с прошлым годом снизился на 20%.

В ожидании большого клева

Что нам стоит рыбзавод построить. Российская рыбная промышленность в настоящий момент находится в стадии активной модернизации, считает Илья Шестаков. Помимо фундаментальных изменений в системе квотирования и строительства флота это также создание перерабатывающей, логистической и портовой инфраструктуры. Илья Шестаков не раз подчеркивал: в результате этой работы Россия получит один из самых современных рыбодобывающих флотов в мире. Глава ведомства отмечает, что когда принималось решение об инвестиционных квотах, флот был устаревший — средний возраст судов выходил за пределы 30 лет. «Флот был некомфортабельным для работы рыбаков. Объемы глубокой переработки составляли чуть более 10% улова. И других механизмов, которые могли бы стимулировать инвестиции компаний в масштабную модернизацию, не было», — объяснял причины появления «квот под киль» Илья Шестаков.

По данным на конец прошлого года, механизм инвестиционных квот позволил вывести на промысел водных биоресурсов уже 34 судна. В рамках первого этапа, который продлен до 2026 года, в настоящее время строится более 100 судов, в том числе 41 краболов.

На втором этапе инвестиционных квот предполагается строительство до 30 рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов, порядка 8 современных рыбоперерабатывающих заводов, а также реализация ряда других проектов для создания современной рыбной индустрии. Илья Шестаков в ходе Восточного экономического форума говорил, что механизм инвестиционных квот позволил привлечь в отрасль 270 млрд рублей, в том числе на Дальний Восток — более 200 млрд рублей. Эксперты отмечают, что следующим этапом модернизации будет более активное строительство перерабатывающих заводов (с углублением переработки) и улучшение логистики. Совокупная валовая выручка предприятий перерабатывающей отрасли увеличилась с 94 млн восемь лет назад до 2 млрд руб. по итогам 2023 года, пишет в своей авторской статье Александр Панин. «Все это говорит о том, что, с одной стороны, в отрасли проходят процессы консолидации и обеления. С другой — долгосрочные негативные тренды в части повышения расходов и снижения доходности бизнеса не улучшают инвестиционную привлекательность сектора и не способствуют накоплению свободных денежных средств, достаточных для реинвестиций в обновление производства и строительство новых современных комбинатов по производству современной, востребованной рынком продукции, в том числе в сегментах полуфабрикатов и готовой еды. По итогам же 2023 года объем инвестиций в рыбопереработку достиг 13 млрд руб., поднявшись на 16% к показателю 2022-го. Всего за 2017-2023 годы вложения рыбопереработчиков в развитие бизнеса выросли почти в три раза», — отмечает эксперт.

Илья Шестаков отмечает, что государство заинтересовано в реализации крупных инвестпроектов в отрасли, правительство прорабатывает их отраслевую поддержку. «Мы надеемся, что бизнес пойдет в строительство рыбоперерабатывающих заводов, которые будут производить готовую продукцию. Механизмы поддержки могут быть разные, если увидим целесообразность, будем вырабатывать такие решения», — отметил глава Росрыболовства в интервью порталу Fishnews.

Александр Панин отмечает, что отрасли в не хватает стимулирующих мер. «Основные меры помощи сейчас — это субсидирование железнодорожного тарифа на перевозку продукции и послабления рыбакам по проектам инвестиционных квот. В то же время для более активного развития рыбного сектора ему совсем не помешало бы субсидирование ставок по инвестиционным кредитам, а также топлива, покупки оборудования и запасных частей, перевозок в принципе, не только железной дорогой. Отмена экспортных и импортных пошлин, заморозка маркировки и биржевой истории тоже хорошо поддержали бы рынок», — советует эксперт.

В ожидании большого клева