Владимир Ситников, министр сельского хозяйства Ставропольского края:
— На мой взгляд, эффективными в Государственной думе смогут быть лишь те депутаты, у которых за плечами есть успешный опыт работы в сельском хозяйстве. Нужны именно практики. Любое предприятие — это детище его руководителя. Чтобы успешно двигаться вперед, необходимо быть универсальным специалистом: зоотехником, агрономом, экономистом и финансовым аналитиком в одном лице. Важно быть управленцем и иметь смелость нести бремя ответственности перед теми, кто тебе поверил. Нужен характер. И, конечно, безграничная любовь к своему делу. Душа должна по-настоящему болеть за отрасль, как бы пафосно это ни звучало. Я бы выделил три основные проблемы, на которые нужно обратить внимание депутатам следующего созыва. Первая связана с тем, что сельхозугодья подлежат особой охране, при этом ни в одном юридически значимом документе нет сведений о них. Это приводит к тому, что пастбища распахиваются, пашни зарастают мелколесьем и т. д. Необходимо внести изменения в законодательство, предусматривающие включение в кадастровый паспорт земельного участка и документы о праве собственности сведений о видах сельскохозяйственных угодий: пашнях, сенокосах, пастбищах, залежах, землях, занятых многолетними насаждениями — садами, виноградниками и другими.
Вторая проблема заключается в том, что действующим законодательством установлены сроки аренды только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В отношении земель указанной категории иных форм собственности сроки аренды не определены. То есть теперь можно арендовать земли хоть на три дня — в сельском хозяйстве это недопустимо! Два года назад такая норма существовала у нас в крае и составляла 10 лет, потом право устанавливать минимальные сроки аренды у субъектов отняли. Считаю, это право необходимо вернуть. И третья проблема. В настоящее время сделки с землей сельхозназначения фактически стали отдельным направлением бизнеса. В итоге вместо того, чтобы подвергаться обработке и радовать всех хорошими урожаями, сельхозугодья кочуют от одного собственника к другому. На мой взгляд, было бы логичным установить хотя бы трехлетний срок после приобретения земельной доли, в течение которого любые манипуляции с землей невозможны. В этом случае мы защитимся от псевдоарендаторов и будем рационально использовать наш главный ресурс.
Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России:
— Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в России состоялись две большие, глобальные отрасли — птицеводческая и свиноводческая. Работающие в них компании смогли обеспечить продукцией жителей страны и теперь выходят на экспорт. Поэтому отечественным аграриям не за что критиковать политику государства в сфере АПК. Если и были допущены ошибки, то незначительные; плюсов больше.
Вместе с тем в сегодняшней Думе много депутатов, которые не являются специалистами в АПК. Они шокируют избирателей своими заявлениями и прививают им потребительские фобии, связанные с качеством продукции, сроки ее хранения и т. д. У таких депутатов не научно-техническое, а архаичное мышление. Для них главное не забота о здоровье потребителей, а желание пропиариться, скомпрометировать современные технологии.
К счастью, есть и противоположные примеры. В нынешнем созыве работают депутаты, которые помогли уравновесить взаимоотношения производителей с торговыми сетями. В принятом законе о торговле решены не все вопросы, но появилась дискуссионная площадка, благодаря которой ситуация изменилась в лучшую сторону. Раньше предприятия, выпускающие пищевые продукты, фактически кредитовали торговлю и месяцами ходили «по адову кругу» в стремлении вернуть свои деньги. Сегодня они получают их гораздо быстрее и имеют возможность планировать свои экономические и бизнес-задачи. Считаю, что на ближайшие три-четыре года задача номер один для развития экономики и установления социального равенства — принятие программы дополнительной поддержки населения, особенно той категории, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Финансирование производства уже дало результаты (продукция АПК выпускается в избытке, она поставляется за рубеж), теперь нужно найти способы профинансировать потребление, иначе вся финансовая цепочка разрушится, капитализация компаний начнет ухудшаться. Другая приоритетная задача — переориентирование аграрных проектов на увеличение локализации продукции. Средства сегодня необходимо выделять не на строительство ферм, а на производство кормов, витаминов.
Вадим Ванеев, генеральный директор группы компаний «Евродон»:
— Россия — страна с редчайшими возможностями для аграрной сферы экономики. 50% мирового чернозема, треть запасов воды, равнинный ландшафт и благоприятный климат — далеко не в каждом государстве есть такие условия для животноводства. Так где же среди мировых лидеров российские компании? Почему среди мировых брендов нет российских? Нашей стране как никогда нужны крупные агрохолдинги, вертикально интегрированные структуры, способные вести эффективную конкурентную борьбу на внутреннем и внешнем рынке и выпускать продукт с экспортным потенциалом. Что для этого нужно отечественному производителю? Длинные деньги и комплекс мер государственной поддержки, которые сделали бы развитие АПК приоритетным направлением экономики. Об этом и стоит позаботиться депутатам, собирающимся работать следующие пять лет.
Евгений Корчевой, директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш»:
— Сегодня в Госдуме нужны депутаты, которые разбираются в аграрной проблематике, болеют за судьбу отрасли. Не теоретики, а практики. Честные, бескорыстные, опытные. Не сторонники излишне либеральных идей, считающие, что в экономику не нужно вмешиваться — она сама будет развиваться, а нам следует продолжать качать нефть. Имея достаточно полномочий, народные избранники должны влиять на решения, принимаемые правительством, контролировать расходование средств, выделяемых на поддержку сельхозтоваропроизводителей, бороться с коррупцией и использованием серых схем. С новым составом Думы представители АПК связывают много надежд. Дальнейшая судьба сельхозмашиностроения зависит от развитии науки и образования, устойчивости доходов предприятий отрасли и равных условий конкуренции, снижения процентной ставки по инвестиционным кредитам и удешевления энергоресурсов. Тогда мы сможем внести весомый вклад в замещение импортной сельхозтехники, а также поставлять наши машины за рубеж.
Артем Екушевский, генеральный директор группы компаний «Белый двор»:
— В первую очередь российский АПК нуждается в людях с государственным мышлением. Нельзя не заметить, что сегодня многое делается для агропромышленного комплекса в масштабах страны. И основная задача на следующие пять лет — как минимум удержать заданный вектор движения, а лучше — развить достигнутый успех. Депутаты, которым предстоит работать в новой Думе, должны понимать, что АПК — это не только производство сельхозпродукции, но и развитие инфраструктуры села. Обязательно ли это должны быть «люди от земли»? Наверное, нет. Однако они должны иметь четкое представление о том, как работает комплекс АПК не только в разрезе России, а с учетом наших довольно стабильных позиций на мировом рынке. От следующего созыва нижней палаты парламента аграрии ждут принятия законов, которые обеспечивают защиту производителей и повышение качества продукции для того, чтобы мы имели конкурентное преимущество не только в виде санкций. Депутатам следует проводить время не только на Охотном ряду и в кабинетах министерств, но и в регионах, чтобы быть в курсе проблем АПК и стараться оперативно их решать.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ»:
— На мой взгляд, на текущий момент АПК не нуждается в смене лоббистов. Благодаря массированной господдержке аграрная сфера и так чувствует себя существенно лучше экономики в целом. Более того, ее дальнейшая подпитка, в том числе в ущерб другим отраслям, уже грозит падением производительности труда. В целом же сейчас в сельском хозяйстве России наблюдается устойчивый процесс импортозамещения на фоне сочетания эффекта от девальвации, господдержки и эмбарго. Само собой, сказываются более короткий инвестиционный цикл и относительно низкая капиталоемкость отрасли. За минувший год промпроизводство в АПК выросло на 3%, при этом промпроизводство в целом сократилось на 3,4%. Импортозамещение в аграрном секторе положительно влияет и на структуру российского экспорта. Если в 2014 году на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в денежном выражении приходилось около 3,8%, то по итогам 2015-го — уже 4,7%. Крупнейшие экспортеры — производители зерна. Сегодня на зарубежные поставки приходится около 65% отечественного рынка овощей закрытого грунта и до 70% фруктов. Таким образом, данные сегменты сохраняют высокий потенциал. Рынки мяса и молока, напротив, перенасыщены, и потенциал импортозамещения на них практически полностью исчерпан. А значит, наращивание поддержки этих отраслей, особенно с учетом дефицита бюджета, экономически необоснованно. Что касается принятия дополнительных законов, то для АПК явилось бы позитивным снижение экспортных барьеров. В частности, положительно на прибылях соответствующих производителей сказалась бы отмена экспортных пошлин на зерно.
Юрий Паршуков, директор Зернового союза Ростовской области, директор по сельхозпроектам ОАО «Региональная корпорация развития»:
— В Думе нужны профессионалы, которые знают сельское хозяйство не поверхностно, а изнутри и видят его перспективы. Приоритетного внимания требуют многие отрасли АПК, но я бы выделил молочную. Это не только экономический, но и социальный проект. Он, во-первых, является локомотивом перерабатывающей промышленности, во-вторых, служит стимулом к развитию растениеводства, так как оказывается востребованным целый ряд кормовых культур, в-третьих, удерживает на селе людей, гарантируя стабильные занятость и заработок. Анализируя нынешние федеральные программы, я прихожу к выводу, что они не всегда учитывают специфику конкретных территорий. Например, во времена СССР была принята программа по орошению 420 тыс. га земель сельхозназначения, рассчитанная на Ростовскую область. Именно благодаря ее адресности регион получил возможности для развития и овощеводства, и кормовой базы. Такие же программы нужны и сейчас. Еще одна актуальная тема — деньги для АПК, которые должны доставаться крестьянам, а не банкам. Сегодня до 70% от всего объема господдержки приходится на субсидирование процентной ставки по кредитам и только 30% — на финансирование конкретных проектов. Согласитесь, это явно ненормальная ситуация, которую нужно менять, в том числе при участии депутатов. Само собой, народным избранникам следует принять самое активное участие в практической реализации программы импортозамещения в АПК. Спору нет: российские аграрии способны предложить альтернативу зарубежным овощам и фруктам. Но для этого необходимо вывести на качественно новый уровень работу селекционных центров, чтобы они обеспечили наши хозяйства отечественным семенным материалом; пока он в больших объемах поставляется из других стран. При этом очень важна связка селекционеров с бизнесменами, которые возьмут на себя продвижение новых сортов на рынок.