Туристы уходят в поля

Туристы уходят в поля

Сокращение возможностей для зарубежного отдыха с лихвой компенсируется аграрным туризмом

Четверть миллиона туристов посетили объекты сферы АПК и пищепрома, поддержанные грантами Минсельхоза РФ. Агротуризм — востребованное направление, поэтому поддержка со стороны государства здесь как нельзя кстати. Участников этого рынка с разных регионов нашей страны объединяет желание развивать свое дело, рассказывая о нем всем, кому интересно. 

Лавандовая ферма Viva Lavanda (Крым). Дмитрий и Татьяна Калинины, инженер и врач из Челябинска, организовали в Крыму (Бахчисарайский район) лавандовую ферму. Здесь же производят терапевтическое эфирное масло и гидролат лаванды. При этом работа организована по «органическим» принципам (предприятие — член Союза органического земледелия). Также предприятие стало привлекательным местом для туризма — этому способствует как красивая природа этих мест в сочетании с красивейшими видами лавандового поля, так и «ароматная» направленность работы фермы.

Туристы уходят в поля

«Основное наше предложение для туристов — это «ароматная экскурсия», которая длится полтора-два часа. В ее ходе мы рассказываем не только об истории лаванды, в том числе советской и российской ее частей, но и о мифах, о легендах, которые связаны с лавандой, — рассказывает Татьяна Калинина. — Плюс в экскурсии есть и элементы творчества. Например, проводим мастер-класс по флорентийскому саше. Также в ходе экскурсии проводится такое интересное действие, как аромадегустация, сценарий для которой нам разработал Никитский ботанический сад. А мы уже облекли его в интересную для восприятия форму. В ходе аромадегустации наши гости узнают, почему лавандовое масло пахнет так, а не иначе. Тут используем изоляты, которые составляют основу лавандового масла. Рассказываем людям, как лавандовое масло может быть натуральным. Проходит мероприятие в расслабленной обстановке — за чашечкой лавандового чая, посетители участвуют в этом с большим удовольствием». С этой экскурсией ферма в прошлом году на всероссийском конкурсе «Маршрут года» завоевала Гран-при. «Лавандовые поля — это основа нашего туристского предложения, но задача наша в более глобальном виде — это креативный туризм. В нем информативная часть сочетается с эмоциональной и чувственной, впечатлениями, которым по силам удержать внимание гостей и погрузить их в эту атмосферу фермерской жизни, — делится Татьяна Калинина. — Мы ведь работаем круглый год, а лаванда цветет, к сожалению, лишь пару месяцев. Поэтому мы предлагаем такие экскурсии, которые рассказывают об эстетике фермерской жизни, пытаемся воспитать в людях чувство прекрасного, любовь к земле, к фермерству, показать, что этот труд не всегда представляет собою нечто некрасивое и грязное, а наоборот, это очень атмосферная работа. Говорим о преимуществах органического земледелия, о пользе для земли, для человека, о нашем принципе «здоровая почва — здоровый человек». Само собой, мы никаких пестицидов и другой агрохимии не используем. Кроме того, у нас есть семейные экскурсии, предложения для детей с родителями — они захватывают не только собственно нашу лавандовую ферму, но и конюшню, где дети в том числе учатся обходиться с животными. И мы целенаправленно не занимаемся прокатом, а рассказываем о лошади как о животном — как найти с ней контакт, как за ней ухаживать, как ее тренировать, что она любит, что она не любит, чего боится, как с ней контактировать. Это интересно как детям, так и взрослым». На ферме круглый год работает сувенирная лавка, в которой трудятся крымские мастера, производящие сувениры на тему лаванды. На ферме еще есть фермерский дом, построенный из кело, сухостойной сосны — живые деревья в ходе его строительства не пострадали. «Пока мы его не сдаем, мы ждем немножко большего потока туристов. И задача в свете нашего основного направления, креативного туризма — погружать наших гостей в фермерскую жизнь, давать возможность в ней принимать участие, расслабляясь и отвлекаясь от суеты и городских проблем, — говорит хозяйка фермы. — Кроме того, сейчас мы готовим еще один формат для туристов — «ароматная тропа». Это будет аудиоэкскурсия по ферме, предлагающая посещение нескольких зон фермы с аудиосопровождением. В том числе предполагается посещение фотозоны, где можно сделать очень красивые кадры с лавандовыми мотивами».

Как сообщила Татьяна Калинина, изначально их с мужем ферма создавалась вовсе не ради туризма. «Мы врачи, и лаванда, как и масло из нее, нам интересна для использования в собственных целях. Но в процессе развития оказалось, что ферма интересна для гостей. Их становилось все больше и больше, и мы тратили на общение много времени. Поэтому пришли к тому, что нужно сделать уже целенаправленный и централизованный туризм, — рассказывает она. — 2023 год по сути стал для нас первым в этом направлении. Если говорить о коммерческой составляющей, то пока туризм, конечно, не является основным источником дохода. Но в будущим, наверное, он сможет конкурировать с лавандовым маслом, которое является для нас флагманским продуктом». По словам предпринимателя, государственная поддержка агротуризма — хорошая инициатива. «Но у нас пока не получается пользоваться этими инструментами. Дело в том, что наше юридическое лицо имеет челябинскую «прописку», а работа по лаванде и агротуризму ведется в Крыму. На самом деле для работы именно в таком формате появляются новые инструменты, например, единый налоговый счет, который делает налогообложение независимым от «прописки», — пояснила Татьяна Калинина. — Тем не менее развитие предприятия планируется, для чего будут привлекаться, наверное, и внешние инвесторы. Конечно, придется решать множество проблем, и острейшая из них — кадровая, ведь в туристской сфере, а также в сфере гостеприимства (мы ведь рано или поздно планируем сдавать гостевой дом) наблюдается острый дефицит квалифицированных работников».

Туристы уходят в поля

Сыроварня «Шаакен Дорф» (Калининградская область).

«Шаакен Дорф» — семейная фабрика по производству сыра, марципана, шоколада, конфет и зефира — открылась в тщательно отреставрированном здании замковой конюшни, построенной еще в конце XIX века. Ее особенность в том, что любой желающий может посмотреть на процесс производства пищевой продукции своими собственными глазами через панорамное стекло. И конечно, продегустировать продукцию. Как рассказал Александр Чуев, руководитель предприятия, поток этот растет.

«Особенность нашей работы по турист-
скому направлению — постоянные изменения. Нельзя сказать, что посетителей интересует какой-то конкретный аспект нашей работы — мы стараемся разнообразить программы и постоянно предлагаем новые «точки интереса», — говорит он. — Шоколад мы производим уже 10 лет, первый сыр мы сделали 6  лет назад, а 5 лет назад открыли первый свой торговый зал, из которого видно, как делают сыр. И на самом деле те моменты, которые мы хотели изначально сделать, в итоге на 90% не подошли. К примеру, собирались расставить столики, обустроить зону дегустации в стиле ресторана. А потом поняли, что люди тянутся сюда не за этим. К тому же пришлось бы выделять отдельное время посещения для шумных и эмоциональных детских групп, которым такие экскурсии очень интересны».

Туристы уходят в поля

Параметры работы с туристами постоянно меняются, подстраиваются. К примеру, в пандемию обязательной стала дезинфекция рук, и сейчас этому никто не удивляется, а для сферы туризма это важно. «Ограничили и размеры групп: большие группы, как оказалось, плохо воспринимают информацию, многие теряют интерес. Теперь у нас максимум 45 человек. А многие готовы платить больше, но ходить индивидуально, — делится Александр Чуев. — Также постоянно меняется и наш подход к организации дегустации. Сейчас мы производим 15 видов сыра, несколько видов шоколада, зефира, марципана. Предлагаем гостям попробовать не только то, чего они ожидают, но и продукты, которые они до сих пор не пробовали, но которые, как нам кажется, имеют большой потенциал. Ведь вкусы даже у одного и того же человека могут меняться в зависимости от множества факторов. А у нас в ассортименте есть несколько продуктов, про которые некоторые наши дети и внуки уже не знают. Например, делаем крыжовник в шоколаде и довольно необычный продукт — ревень в шоколаде. Людям очень нравится».

Изначально идеи развивать туристское направление у предпринимателя не было — занимались прежде всего производством. Для развития канала реализации продукции открывали фирменные магазины в Калининграде. «Намучились с ними за два года, — рассказывает он. — Открыли магазин здесь, в месте производства, в 30 километрах от Калининграда, поработали над позиционированием. И люди к нам поехали. Помогло, наверное, что рядом с нами есть полуразрушенный замок, который тоже начал раскручиваться как туристский объект. Замок и наше производство — это уже полноценный туристический маршрут».

Вкладывая в развитие туристской составляющей, в компании не ждали мгновенной отдачи. «Результат здесь ты получишь в лучшем случае года через два, — уверен Александр Чуев. — Есть и поддержка со стороны государства — Минсельхоз Калининградской области в этом плане реально помогает. Мы брали несколько грантов на развитие, и все их выполнили благополучно, прошли все проверки, а они вполне серьезные. Но я бы не советовал пользоваться инструментами государственной поддержки, если бизнес еще по сути не начался. Не стоит брать грант, чтобы купить себе котел или поставить камеры созревания».

Туристы уходят в поля

«Био-Хутор Петровский» (Ростовская область). Хозяйство «Био-Хутор Петровский» в Неклиновском районе Ростовской области — в числе пионеров направления органического агропроизводства в стране. Здесь выпускают широкий ассортимент органических продуктов — разные виды хлеба, сухари, цельнозерновую муку, хлопья, крупу и др. Как рассказала Дарья Соловьева, директор по коммуникациям компании «Био-Хутор Петровский», в развитии бренда предприятию помогает агротуризм.

«Для нас развитие сельского туризма стало драйвером развития бренда, то есть это был осознанный маркетинговый ход, — говорит она. — В самом начале мы понимали, что предприятие у нас достаточно уникальное. «Био-Хутор» — один из первых на юге России производителей органической продукции. Мы одни из первых. Еще в 2010 году, когда о законе об органическом земледелии еще даже никто не слышал и соблюдение правил органического производства было добровольным, мы одни из первых в стране отказались от использования пестицидов, агрохимикатов и начали создавать свою собственную технологию по выращиванию органических культур. И уже 14 лет мы занимаемся органикой. Ниша это достаточно узкая, и так как предприятие относительно небольшое, серьезных бюджетов на продвижение не было. И мы понимали, что нужно действовать нестандартно, креативно и интересно и продвигать ценности органического сельского хозяйства, поэтому решили пригласить туристов к нам и показать процесс органического производства полностью — в формате «от и до». Тем более что у нас и на самом деле полный цикл производства — от поля до готовой продукции. Мы делились опытом в рамках деловых мероприятий, к нам приезжали иногда журналисты, и мы видели интерес со стороны людей. Нам говорили — ой, у вас так интересно, у вас такая местность красивая. Так и родилось это новое для нас направление — агротуризм, который мы развиваем с 2021 года».

Помимо экскурсий на предприятие, здесь ежегодно проводят фестиваль, единственный в своем уникальном формате, фестиваль органической продукции и сельского туризма «Хутор Фест». В этом году он пройдет 24 августа уже в четвертый раз.

«Однако мы даже на старте не рассматривали это направление как источник дохода, — поясняет Дарья Соловьева. — У нас перед туристическим направлением стоят две основные задачи. Во-первых, это популяризация органического земледелия. Люди даже не верили, что можно работать без пестицидов и других химикатов и что-то вырастить. Вторая задача — это продвижение нашего собственного бренда. Мы даем возможность нашим сельским туристам попробовать уникальные виды хлеба. Например, наш хлеб «Тонус» — без муки и дрожжей, только из пророщенного зерна. Мы рассказываем о пользе цельнозерновой муки, даем возможность самим приготовить хлеб в русской печи на дровах и тут же горячим его съесть. Даем возможность собрать яйца на органической ферме. Проводим два мастер-класса. Так, благодаря уникальным продуктам, уникальным технологиям, красивой местности сложился наш туристический продукт».

Туристы уходят в поля

Задачи заработать на этом направлении не ставили изначально. «Когда создавали прайс-лист, наша основная задача была окупить затраты, которые необходимы для запуска этого направления. В дальнейшем мы получили грант в 2022 году, а в 2023-м начали его реализацию, — говорит директор по коммуникациям. — Это грант от министерства сельского хозяйства на строительство органического отеля. Запустить его мы планируем уже в текущем году. И конкретно этот проект уже ориентирован на окупаемость и возврат инвестиций».

Интерес к агротуризму растет, уверена Дарья Соловьева. «Во-первых, это новое интересное направление даже для такого традиционно аграрного региона, как Ростовская область, — считает она. — Очень большой интерес вызывает возможность прикоснуться к процессу производства натуральной чистой продукции, увидеть своими глазами производственные цеха, просто погрузить руки в зерно, увидеть огромные машины, которые убирают поля, испечь хлеб своими руками. Первый год мы начали с небольшого количества экскурсий, а позже о нас узнали, и приезжать стало уже большое количество людей. Так мы и пришли к задаче запуска агротуристического кластера, в частности нашего отеля. Это расширит географию и позволит создать круглогодичный туристический продукт, чтобы гости могли у нас бывать не только в высокий сельскохозяйственный сезон — с весны по конец октября».