Центр продовольственной стабильности

Центр продовольственной стабильности

В России началось строительство первых федеральных оптово-распределительных центров
О необходимости создания сети оптово-распределительных центров в нашей стране говорилось давно. Но лишь в прошлом году данное понятие было закреплено законодательно, а из федерального бюджета начали выделять средства на их строительство. Превратятся ли ОРЦ в удобный механизм взаимодействия региональных аграриев и сетевого ретейла, почему ОРЦ — это больше, чем склад, и когда в России заработают первые центры, разбирался «Вестник агропромышленного комплекса».

«Пятилетка» с перспективой
В январе 2015 года в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства утверждена подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания». Напомним, что поручение Правительству РФ и органам исполнительной власти в регионах подготовить предложения по развитию сети ОРЦ Владимир Путин дал 21 апреля 2014 года. В декабре того же года в госпрограмму были внесены соответствующие изменения, а в середине 2015 года законодательно закреплено понятие «оптово-распре-делительные центры». И соответственно, их технические характеристики и параметры и т. п. В частности, в каждом из ОРЦ должно быть представлено не менее пяти видов продукции — молоко, мясо, рыба, овощи и фрукты. А также предоставляться большой спектр услуг для аграриев — от аренды павильонов с необходимой для хранения продукции температурой до мойки и сортировки товара, а также его реализации. Стимулом реализовать то, о чем говорилось давно, по мнению многих специалистов, послужили мировые санкции в отношении России, антисанкции и задачи по импортозамещению. Надо отметить, что работа такого механизма, как ОРЦ, давно апробирована в Европе и доказала свою продуктивность. Россия же начала делать шаги по реализации таких проектов гораздо позже. «На сегодня испанская сеть ОРЦ Mercasa, например, красивая сказка для российских аграриев. Она расположена в 26 городах Испании и эффективно сотрудничает и с местными фермерами, и с различными каналами сбыта. Благодаря развитой инфраструктуре агропромышленного комплекса на полках испанских магазинов преобладает именно отечественная продукция. Поэтому сегодня одним из приоритетов российской «дорожной карты» импортозамещения является реализация проектов по созданию ОРЦ», — отмечает директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
В рамках проекта планируется до 2020 года построить 15 ОРЦ в различных регионах России и увеличить мощности единовременного хранения таким образом до 4,5-4,7 млн тонн. При этом, по мнению ряда экспертов, количество запланированных в ввод ОРЦ в ближайшие пять лет не стоит считать оптимальным. И в будущем необходимо будет сеть расширять. «Конечно, нам нужно строить больше ОРЦ, поскольку данные объекты позволяют обеспечивать продовольственный баланс в регионах и перераспределять продовольственные потоки в стране», — считает исполнительный директор Национального союза производителей овощей Михаил Глушков.
И пусть полностью реализованных проектов пока нет, тот факт, что начало уже положено, не может не радовать, убеждено большинство участников аграрного рынка.
Центр продовольственной стабильности
Первая ласточка
Общий объем бюджетного финансирования по подпрограмме «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» составляет порядка 79 млрд рублей. Из них 7,4 млрд рублей выделено в 2015 году, 10,3 млрд заложено на 2016 год, 14,2 млрд — на 2017 год. При этом специалисты отмечают, что не стоит путать ни по функционалу, ни по решению глобальных задач в рамках страны ОРЦ торговых сетей с возведением федеральной сети ОРЦ. «Строительство ОРЦ торговых сетей — это отдельные проекты ретейлеров с целью снабжения продукцией своих магазинов, — рассказывает Дмитрий Востриков. — Функционально отличные проекты запускает, например, «РусАгроМаркет». Его ОРЦ проектируются как объекты оптово-розничной торговли, где аграрий сможет и сохранить, и обработать, и продать свою продукцию, заплатив лишь арендную плату. Эти проекты аналогичны французскому Rungis и испанской Mercasa».
Возведение федеральных ОРЦ основано на принципах государственно-частного партнерства: государство компенсирует 20% капитальных затрат и предусматривает субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам. Первой ласточкой федеральной сети опто-во-распределительных центров станет реализованный холдингом «РосАгроМаркет» ввод первой очереди ОРЦ в Новосибирской области, намеченный на конец 2016 года (площадь — 83 тыс. кв. м, единовременное хранение — 54 тыс. тонн). Общая же площадь данного объекта при выходе на полную мощность составит 210 тыс. кв. м, объем единовременного хранения — 136 тыс. тонн. Общий объем инвестиций в проект планируется на уровне 16,5 млрд руб. В перспективе компания построит подобные ОРЦ в Ростовской области (ввод первой очереди в 2017 г.), в Московской области (первая очередь в 2017 г.), Екатеринбурге (2018 г.) и во Владивостоке (2018 г.). Как отметил генеральный директор холдинга «РосАгроМаркет» Богдан Григорьев, инвестпроект по созданию федеральной сети оптово-распределитель-ных центров капиталоемкий и требует существенных вложений и господдержки. Сегодня финансирование всего проекта на 25% планируется осуществлять за счет собственных средств, ведутся переговоры с банками на получение кредитов.

В чем сила?
По мнению большинства специалистов, ввод в эксплуатацию новых современных ОРЦ решит ряд серьезных проблем в АПК. В частности, связанный с хранением и реализацией сельхозпродукции малых и средних агропромышленных компаний.
«Основная проблема в нашем АПК — нехватка современных мощностей и технологий хранения урожая. Если говорить о «бор-щевом» наборе, то сейчас в стране до 30-40% продукции в зимний период теряется из-за некачественных устаревших мощностей хранения. Наш целевой показатель по потерям составляет 3-7%. Он достигается благодаря современным мощностям и передовым технологиям. В результате потенциально цена на сельхозпродукцию может стабилизироваться и меньше изменяться в течение сезона. Снижая затраты на доработку, фасовку и уменьшая объем потерь, можно добиться возможности осенью или весной контрактовать сельхозпродукцию на полгода, год вперед, что сейчас, в принципе, практически недоступно на рынке», — говорит Богдан Григорьев. По предварительным оценкам, доля малых и средних сельхозпроизводителей сегодня превышает 50% от общего объема сельхозпроизводства. При этом наблюдается тенденция увеличения реализации продукции не через небольшие торговые точки, фермерские ярмарки и рынки, а через торговые сети (по неофициальным данным, свыше 70%). Как известно, выход на крупные ретейлерские продуктовые компании — процесс довольно сложный для небольших сельхозпроизводителей, а подчас и попросту невозможный. Торговые и ресторанные сети хотят видеть продукт в упакованном виде, помытом, расфасованном и т. п.
«Если фермеры и могут себе позволить решить вопрос с хранением, то осуществить какие-то дополнительные сервисы, такие как помывка или упаковка, может быть проблематично. А вот обратиться за подобной услугой в ОРЦ — хорошее решение. Сейчас пока рано говорить, насколько будет эффективна их работа, важны многие аспекты, в том числе связанные с логистикой, но все-таки от введения оптово-рас-пределительных центров я вижу даже для малых аграриев плюсы», — комментирует реализацию государственной подпрограммы руководитель ООО «Щедродар» Евгений Ким.
То, что федеральные ОРЦ станут площадкой гарантированного сбыта, где встречаются интересы производителей и оптовых покупателей, мало у кого вызывает сомнение. Наличие единой информационной системы для всех объектов федеральной сети оптово-распределительных центров — это еще один важный аспект, позволяющий аграриям решать немаловажную проблему, а именно: продавать или не продавать перекупщикам свою продукцию по установленной ими цене. На сайте ОРЦ в он-лайн-режиме будут отражаться закупочные цены, которые готов предложить ОРЦ сельхозтоваропроизводителям. « ОРЦ — альтернативная система реализации продукции. По нашим прогнозам, которые подкреплены и Минсельхозом РФ, в перспективе примерно 25% продукции будет реализовываться через оптово-рас-пределительные центры. У фермера будет выбор, отдать свою продукцию перекупщику, попытаться самому продать или реализовать через ОРЦ. Кроме того, доставлять свою продукцию на опто-во-распределительные центры аграрий может либо самостоятельно, либо через созданную при каждом ОРЦ логистическую компанию», — отмечает Михаил Глушков. Однако омрачить данную радужную перспективу для малых хозяйств могут объемы принимаемой ОРЦ продукции. Точные цифры пока не называются. Но эксперты предполагают, что минимальная партия того же картофеля будет составлять не меньше 200 тонн. Впрочем, выход из данной ситуации есть для небольших КФХ — консолидировать свои возможности, идти по пути развития кооперации. Второй вопрос, который волнует многих: по какой цене ОРЦ будут принимать продукцию, не будет ли она вновь невыгодной для фермеров?
В частности, председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова высказывает по этому поводу опасения: «Строительство оптово-распределительных центров с государственной поддержкой явно не поможет развитию альтернативной кооперативной системы движения продукции от поля до прилавка. Считаем неэффективной и несвоевременной мерой данный тип государственных выплат. В программе участвуют крупные девелоперы и ретейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения цен или роста услуг для малых производителей. Средства, выделенные на данную программу, должны быть перераспределены на направление развития сельскохозяйственной потребительской кооперации». Впрочем, найдется немало экспертов, которые не разделяют ее тревогу. «Речь идет не о сиюминутном извлечении выгоды, а о долгосрочном развитии целой отрасли, — парирует Богдан Григорьев. — Каждый участник нашего ОРЦ видит стоимость и прозрачность услуги. Мы зарабатываем не от того, что как можно дороже продаем услуги, мы зарабатываем от трафика, оборота больших объемов и грузопотоков. Наша цель — сотни тысяч, а то и 1-1,5 млн тонн в год оборота продукции и небольшая маржа с большего объема. Небольшие трейдеры также смогут работать на нашей площадке. Это нормально, но они должны быть прозрачными и эффективными. Одни производят, другие торгуют. Это даст возможность эффективным хозяйствам развиваться быстрее. Сейчас фермеру диктуют условия посредники. А получая услуги по понятной цене в ОРЦ, он может свободные средства тратить на расширение основного производства».
По мнению Михаила Глушкова, идея строительства оптово-распределительных центров никак не противоречит идее развития как производственной, так и потребительской кооперации. Кроме того, считает эксперт, занижать цены при закупках опто-во-распределительным центрам, напротив, невыгодно: «У тех, кто сегодня строит ОРЦ, есть опасения по поводу наполняемости собственных центров, поскольку речь идет о больших объемах. Поэтому занижать цену им нельзя, иначе к ним никто ничего не повезет». Еще одна важная задача, которая стоит сегодня в аспекте функционирования ОРЦ, — это разработка механизмов для отслеживания целевого использования продовольственных оптово-распреде-лительных центров. В настоящее время в Министерстве сельского хозяйства РФ рассматриваются различные механизмы, в том числе осуществление контроля через инвестиционное соглашение или через создание ассоциации по мониторингу работы ОРЦ.