К 90-м годам в нашей стране насчитывалось порядка 4,5 млн пчелосемей, к 2019 году количество колоний пчел сократилось до 3 миллионов. Опасность потерять пчелу как вид заключается не только в том, что люди останутся без полезной натуральной продукции, ею производимой. Благодаря пчеле опыляется более 75% сельхозкультур и свыше 90% дикорастущих растений, так что вклад этого насекомого в продовольственную обеспеченность более чем очевиден.
Химия: быть или не быть? По информации, опубликованной ОНФ, на прямую линию с президентом Владимиром Путиным в прошлом году поступило более 300 обращений на тему гибели пчел, связанной с обработкой пестицидами сельхозугодий. Проблема, конечно, не нова. Ежегодно в различных регионах пчеловоды сталкиваются с подобной ситуацией. Но 2019-й стал своего рода катализатором накопившихся нерешенных задач по этому направлению. Масштабы озвученных в прессе цифр о гибели пчелосемей в прошлом году впечатляют: разные источники, опираясь на данные Минсельхоза РФ, РНСП и Национальной ассоциации пчеловодов, озвучивают от 3%, 25% и даже до 50% (подобные расхождения, кстати, на данном этапе развития отрасли пока не удивительны, реестры пчеловодов формироваться в регионах стали относительно недавно, как, впрочем, и планы размещения пасек, и кочевые карты). Среди пострадавших — пасеки как минимум из 30 регионов страны.
В чем причина? Аграрии не предупредили заблаговременно об обработке полей и о способе обработки, механизм самого оповещения неэффективен, нет обоюдного понимания и слаженного взаимодействия между сельхозпроизводителями и пчеловодами, класс применяемых препаратов и избыточность их использования, отсутствие локальных зон для перемещения пасек в случае обработки поблизости полей химикатами? Это всего лишь толика насущных вопросов, которые всколыхнула ситуация с массовой гибелью пчел и решению которых должен способствовать федеральный закон «О пчеловодстве в РФ», принятый этим летом в первом чтении.
«У пчеловодства и пчеловодов есть сегодня две ключевые проблемы. Это постоянная потрава пчел из-за бесконтрольного применения химикатов при обработке полей. Вторая — то, что не выстроена система по реализации продукции пчеловодства. В советское время, например, помимо частных скупщиков, были заготовительные конторы. Пчеловоды знали, что государство заинтересовано в продукции. А сейчас что? В итоге получается, что весь сезон пчеловод волнуется, как бы его пчел не потравили, а по окончании сезона — куда девать полученный продукт. Но, конечно, самая страшная проблема — это все-таки первая: применение пестицидов и инсектицидов. В Европе, например, запрещено использование ряда неоникотиноидов, а у нас нет», — рассказывает хозяин племенной пасеки Сергей Афанасенко.
Сергей Тастан, председатель правления Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края, разделяет мнение о необходимости инициировать запрет импорта, оборота и применения глифосата, неоникотиноидов на территории РФ, исходя из законодательной практики ЕС. «Это одно из предложений, которое уже направлено отраслевым сообществом в Министерство сельского хозяйства», — говорит эксперт. Кроме того, он убежден, что надо делать упор на вариативность и популяризировать биоподход.
«Мы за внедрение адаптивной интегрированной системы земледелия с применением химических, биологических препаратов, органоминеральных удобрений и стимуляторов роста, — пояснил Сергей Тастан. — Уже довольно активно продвигаем в Алтайском крае практику использования биопрепаратов, в нашем регионе это уже не точечный, а более распространенный опыт. И он доказывает на конкретных примерах применения в наших хозяйствах биологических средств защиты, что эта идея дееспособная. Результаты хорошие. До конца года мы будем делиться наработанным опытом с другими регионами страны, показывать, рассказывать. По этому направлению мы внесли ряд предложений в качестве поправок к проекту ФЗ № 965697-7 «О пчеловодстве в РФ».
Кроме того, в качестве поправки к 12-й статье о предотвращении отравления пчел пестицидами и агрохимикатами внесено предложение по гармонизации нормативно-правовых актов с учетом плана размещения пасек и кочевых карт на основе севооборота. «В целях охраны здоровья человека, медоносных пчел и источников медосбора запретить применение средств химизации 1-2-го класса опасности в радиусе 7 километров от границ населенного пункта и стационарных пасек с применением биологических средств для производства экологических и органических продуктов питания». К слову, в первом варианте законопроекта нет определений «стационарная пасека» и «кочевая пасека», и эти понятия эксперты также предлагают внести в законопроект.
То, что надо пересматривать перечень применяемых в сельском хозяйстве препаратов, убежден и Олег Кобец, директор хозяйства «Брянский сад», специализирующегося и на интенсивном садоводстве, и на пчеловодстве.
«Это, безусловно, хорошо, что сегодня приступили к рассмотрению федерального закона «О пчеловодстве». Вообще все, что делается в сторону поддержки пчеловодства, — важный шаг для сохранения отрасли. Но в этом вопросе необходимо найти паритет между сельхозпроизводителями и пчеловодами. Очевидно же, что сегодня растениеводство полностью подразумевает применение стимуляторов роста, пестицидов и гербицидов. И от этого мы все равно никуда не денемся. Наверное, вместо того, чтобы запрещать такие препараты, надо посмотреть на этот вопрос по-другому: пересматривать класс применяемых препаратов, чтобы это был не второй, а может быть, 3-4-й классы? Мне кажется, в проработке законопроекта как раз эта часть наиболее существенна», — размышляет Олег Кобец.
Предупрежден — значит вооружен. В апреле этого года за подписью первого заместителя министра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова вышел документ, в котором говорится, что в целях неукоснительного соблюдения норм ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», а также СанПиН 1.2.2584-10 Минсельхоз РФ просит организовать в текущем году работу по обязательному оповещению владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел перед обработкой посевов пестицидами. Ответственные за проведение таких работ должны не позднее чем за три дня оповестить об этом через сформированные реестры пчеловодов (а к этой работе регионы в последнее время включились весьма активно, впоследствии на их основе будет создан единый федеральный реестр), пчеловодческие организации, официальные органы управления АПК и СМИ. «На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием «Обработано пестицидами», содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ и уборки урожая», — указывается в документе.
Эта позиция уже нашла отражение в федеральном законопроекте «О пчеловодстве в РФ», который был одобрен в первом чтении летом этого года. Подобные предписания — конечно, важный шаг в сторону защиты пчеловодов. Но тщательная проработка и усиление еще впереди.
На проведенном ОНФ в конце сентября круглом столе «Прямая линия. Продолжение» председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев подчеркнул, что пока законопроект «О пчеловодстве в РФ» носит односторонний характер и приоритет отдается аграриям. «То есть аграрии предупреждают, а пчеловоды — или успели спрятаться, или не успели, — говорит он. — Между тем должен быть паритет интересов».
«Да, нужно ограничить количество применяемых гербицидов, снизить количество обработок, но не менее важно повысить ответственность за нарушения. Все должно быть четко прописано и неукоснительно соблюдаться. И тут встают очень важные вопросы: а кто будет следить за нарушениями, кто будет это контролировать и кто защитит пчеловодов? Я по своему опыту работы скажу: с небольшими хозяйствами, фермерами проще достигнуть понимания, а вот что делать с агрохолдингами — вот это вопрос. Пока нет ни жестких наказаний, ни контролирующего органа. Ведь если сельхозпроизводители не будут придерживаться норм и правил, не будут нести серьезную ответственность за их нарушение, то что бы мы ни придумывали, воз будет и ныне там», — считает Сергей Афанасенко.
Ранее за безопасным обращением агрохимикатов в АПК следил Россельхознадзор. После вступления в 2011 году в силу поправок в закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» ведомство было лишено контрольно-надзорных функций в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. С прошлого года тема возврата полномочий Россельхознадзору зазвучала вновь. Впрочем, в законопроекте «О пчеловодстве» прописано, что контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Кто именно — Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор — в решении этого вопроса окончательная точка пока не поставлена. Принятие такого решения наверняка займет достаточно времени. Для примера: закон о виноградарстве и виноделии в РФ был принят в декабре 2019 года, в июне 2020-го он вступил в силу, а 19 сентября текущего года утверждено постановление о том, что регулировать сферу производства вин будет Минсельхоз России, соответственно, контрольно-надзорные функции возложены на Россельхознадзор.
Но вернемся к закону о пчеловодстве. В предложениях, направленных экспертным сообществом на рассмотрение, можно найти механизм, который бы позволил решить еще один тревожащий ряд пчеловодов момент. Например, если в регионе земли сельхозназначения освоены полностью, что называется, нет ни одного свободного клочка земли, куда в таком случае перемещать пасеку, где искать пчеловоду те самые «буферные» зоны? Новый законопроект (поправки) предусматривает установить особый режим землепользования касательно лесных ресурсов.
«На основании статьи 38 п. 2 ФЗ № 471 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование» подготовить изоляционные пункты на период обработки пестицидами для пчелохозяйств на землях лесных ресурсов и особо охраняемые природные территории в рамках действующего законодательства», — говорит Сергей Тастан.
В целом, надо отметить, что в новом законопроекте учтено не менее 15 федеральных нормативно-правовых актов, сам законопроект содержит 16 статей — от основных понятий до охраны племенной продукции пчеловодов, перевозки пчелиных семей и т.д. Законопроект принят в первом чтении, но экспертам еще предстоит потрудиться не меньше, чем самая трудолюбивая пчела, на защиту которой они встали.