Экономический кризис, вызванный пандемией, ударил по многим отраслям. Агропромышленный комплекс не стал исключением. Однако многим предприятиям удалось не только выработать эффективную модель работы в непростых условиях, но и увеличить производственные обороты. «Вестник АПК» провел опрос среди руководителей крупных агропредприятий и выяснил, как, по их мнению, надо развиваться в условиях экономического кризиса и сохранить прибыльность.

Алексей Попов, руководитель агродивизиона холдинга «АФГ Националь»: 
— В любых условиях важно постоянно работать не только над снижением издержек и оптимизацией затрат, но и над качеством продукции. Именно качество обеспечивает преимущество как на внутреннем, так и на внешних рынках, что особенно важно для высококонкурентных и экспортно ориентированных ниш, таких как крупы.
Мы нацелены на интенсивный рост урожайности риса и зерновых культур за счет эффективного применения современных аграрных технологий и использования высокоурожайных сортов. Развитие селекции и семеноводства дает нам возможность оперативно подстраиваться под требования рынка по части потребительских предпочтений и регулярно расширять ассортимент продукции.
Мы постоянно работаем над освоением новых рынков сбыта и укреплением позиций на существующих, в основном за счет расширения представленности в торговых сетях. Конечно, федеральному ретейлу удобнее работать с крупным поставщиком, однако по ряду нишевых продуктов супермаркеты зачастую готовы предоставить свои полки и небольшим производителям. В первую очередь это относится к товарам категории фреш, экопродуктам или товарам ограниченного спроса (например, спаржа, артишоки и пр.). За время пандемии усилился тренд на интернетизацию розничной торговли. Все больше людей покупают продукты онлайн, поэтому настала пора активнее осваивать интернет-площадки и маркетплейсы.



Александр Жигалко, генеральный директор АО «Племенной форелеводческий завод «Адлер»:
— Племенной форелеводческий завод «Адлер» — предприятие непрерывного цикла, и в условиях, которые сложились в 2020 году в связи с пандемией коронавируса, нам было важно, несмотря на продолжительный карантин, сохранить уникальное племенное стадо форели, выдержать без сбоев четкий рабочий ритм и найти пути для стабилизации экономических показателей. Сейчас уже можно сказать, что в основном нам удается решить эти задачи.
Мы тщательно проанализировали и сократили наши расходы, в первую очередь за счет содержания органов управления хозяйством. Предприятие работает над увеличением географии поставок наших основных видов продукции. Икру «на стадии глазка» хозяйство направляет в 30 регионов России. 15 тонн рыбопосадочного материала (мальков адлерской форели) в этом году принимают рыбные хозяйства Карелии. Начинаются поставки рыбопосадочного материала в Мурманскую и Ленинградскую области. Развиваем сотрудничество с Белоруссией и другими странами Таможенного Союза, с азиатским регионом: с Киргизией и Таджикистаном. Расширяем ассортимент готовой продукции: в этом году значительно увеличилась продажа замороженной потрошеной рыбы. 
Экономического успеха нельзя добиться без технологии. В этом году мы приобретаем аппарат для получения триплоидов, то есть бесполой форели. У таких рыб темпы роста и набора веса значительно выше при сохранении качественных показателей, что позволит нам конкурировать с зарубежными поставщиками рыбной продукции. Большие надежды возлагаем и на решение Правительства РФ вопроса о льготном налогообложении племенных хозяйств, что позволит нам вместе с другими предприятиями АПК обеспечивать продовольственную безопасность страны.


Жанна Гусак, директор производственной фирмы «Ныда-ресурс»:
— Сейчас для всего мира и нашей страны наступил непростой и напряженный период. Не стала исключением и отрасль АПК, а потому предприятиям нужно по-новому строить свою работу. Мы с самого начала определили для себя стратегию в условиях экономического кризиса следующим образом: нужно искать новые ниши и ни в коем случае не останавливаться. Если предприятие остановится, то уже не сможет эффективно развиваться в это непростое время. 
Я уверена, что нужно создавать новые рабочие места, разрабатывать более простые и доступные технологии и ориентировать производство все более не на премиум-группы, а на среднего потребителя, делать свою продукцию более доступной. Нужно привлекать и местное население. Мы, например, задействуем местных жителей в сборе ягод и ловле рыбы. У них это получается очень здорово, а мы таким образом даем работу тем, кто в ней нуждается, и сами испытываем от этого положительное влияние.
И, конечно, в такое непростое время особенно значима слаженная работа коллектива. Экономический кризис — то самое время, когда важно участие каждого члена команды. Никто из руководителей нашего предприятия, например, минувшим летом не взял отпуск. Несмотря на то, что каждый мог уехать отдыхать, все остались на работе. Благодаря этому в конце августа нам удалось открыть мини-завод по глубокой переработке оленины, рыбы, дикоросов. К этому мы шли четыре года. 

Минрафик Садыков, директор ООО «Девелей»:
— Агропромышленный комплекс, как и многие другие отрасли, также затронул экономический кризис, и риски здесь, безусловно, велики, но ситуация представляется не такой критичной, как в других сферах. 
Отмечу, что пищевая продукция всегда будет востребована. Что бы ни произошло, люди всегда ели и будут есть. В кризисные периоды люди готовы отказать себе практически во всем, кроме еды, а доля бюджета на еду постоянно растет. Если в прошлом году она превышала 44% совокупного бюджета, то в 2020-м явно превысит 50%. Это, впрочем, не значит, что люди станут покупать больше еды, чем раньше. Приведем пример для сегмента HoReCa. В связи с массовым закрытием всех заведений общественного питания и отелей доля пищевой промышленности снижается за счет крупного канала сбыта — уменьшается спрос из сегмента HoReCa.
Логистика. Здесь проблемы возникают не только из-за закрытых границ России и других государств, пострадавших от распространения коронавируса, но и внутри страны. Предприятия, во-первых, испытывают трудности с экспортом продукции, а во-вторых, возникают сложности с дистрибуцией товара по территории РФ из-за введения пропускного режима в регионах. Грузовому транспорту приходится тратить больше времени в пути по причине санитарных проверок на границах регионов и пунктах досмотра. 
Тем не менее отрасль производства продуктов питания — одна из тех, которые продолжают работать в прежнем объеме, в то время как другие предприятия прекращают свою деятельность вовсе. Однако реалии производства здесь тоже изменились, и это привело к ряду проблем, с которыми сталкиваются многие организации пищевой промышленности. Предприятия всеми способами пытаются преодолеть сложный период: перестраивают бизнес-процессы, изменяют объемы, технику и методику производства, пересматривают финансовые потоки организации и ждут окончания кризиса.