Русское меню

Русское меню

Россия уверенно наращивает экспорт продовольственной продукции
Гигантский технологический скачок, который совершило отечественное сельское хозяйство за последние 15 лет, позволил России войти в число стран-лидеров по объему экспорта продовольствия. На внешних рынках по-прежнему наиболее востребована российская пшеница, однако все большую долю в экспортном пироге забирает мясо, в основном свинина и птица. Неплохие экспортные перспективы есть также у наших овощеводов и садоводов.

Россия поступательно и уверенно наращивает не только производство сельхозпродукции, но и ее экспорт. Еще в конце прошлого года министр сельского хозяйства Александр Ткачев объявил, что доходы от продажи продукции АПК на треть превысили по стоимости в валюте продажи вооружений. В 2015 году экспорт продовольствия и сельхозсырья из России составил порядка 16 млрд долларов. И если в денежном выражении было зафиксировано некоторое падение из-за обесценивания национальной валюты, то в натуральном произошел рост. Уже в 2016 году, по оценке экспертов ИКАР, объем экспорта составит не менее 18 млрд долларов.
По данным Минсельхоза РФ, еще 10 лет назад экспорт продукции АПК не превышал 3 млрд долларов, то есть рост составляет примерно 600%. А экспорт российского зерна за последние 15 лет увеличился в 15 раз. При этом, как отмечает Александр Ткачев, большие перспективы кратного роста имеют и другие российские продовольственные товары. «Мы должны научиться экспортировать перерабатываемую продукцию с высокой добавочной стоимостью. Высокий потенциал развития экспорта имеют говядина, свинина, вино, продукты переработки зерна», — отмечает он.

Зерновое доминирование
Для отечественного сельского хозяйства 2016 год станет знаковым: впервые в современной истории Россия получила статус мировой житницы, обогнав на мировом рынке экспорта пшеницы традиционных конкурентов из США и Канады.
В минувшем сельхозгоду наша страна поставила на экспорт более 34,5 млн тонн зерна, а ключевыми факторами выхода на лидирующие позиции (год назад РФ занимала лишь третье место по поставкам пшеницы) лидерства на международный рынок стали цена, девальвация рубля и рекордный урожай зерна на юге страны (Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область). Стоит отметить, что сегодня российскую пшеницу покупают в 130 странах мира, крупнейшими потребителями являются Египет, Турция и Иран.
По данным аналитической компании «Прозерно», крупнейшим российским экспортером пшеницы является торговый дом «Риф», который экспортировал 4,4 млн тонн. Международная зерновая компания отправила за рубеж почти 3 млн тонн, а Cargill — 1,9 млн тонн. Увеличить поставки российским лидерам удалось и за счет оптимизации логистики, отметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, у крупных экспортеров заключены долгосрочные контракты с глубоководными портами, которые увеличивают мощности, что во многом обусловило новые объемы перевалки зерна. Дальнейший рост экспортных поставок отечественного зерна во многом будет обусловлен отменой экспортной пошлины на его вывоз, введенной год назад. В июле Российский зерновой союз попросил премьер-министра Дмитрия Медведева отменить экспортную пошлину на пшеницу. В письме аграриев отмечается, что прогнозные балансы говорят об отсутствии «даже теоретической возможности возникновения дефицита зерновых ресурсов для внутренних потребителей». В этих условиях сдержать обвал внутренних цен на зерно, по мнению аграриев, может только увеличение экспорта.
Русское меню
Птицеводам тесно в России
Успехи российских производителей мяса птицы за последние 10 лет позволили снизить долю импорта во внутреннем потреблении с 50 до 5%. При этом многие крупные агрохолдинги на растущем рынке запустили крупные инвестпроекты, а общий объем производства в 2015 году составил 4,5 млн тонн мяса птицы в убойном весе. Это создало порядка 300-500 тыс. тонн перепроизводства, что вынудило аграриев активнее искать пути сбыта на внешних рынках. В 2014 году экспорт мяса птицы вырос по отношению к предыдущему году на 11,6%, а в 2015-м — на 19,6% (до 68,8 тыс. тонн, по данным Минсельхоза РФ). Некоторые компании уже в этом году нарастили экспорт в десятки раз по сравнению с прошлым годом, так что к 2020-му эксперты прогнозируют рост поставок мяса птицы и субпродуктов на внешние рынки до 500 тыс. тонн. Так, активно работает в странах с преимущественно мусульманским населением «Черкизово». Компания разработала специальный экспортный бренд Dajajti и адаптировала часть технологического процесса выращивания птицы под потребности мусульманского рынка. Уже известно о поставках крупных партий мяса для Египта, Танзании и других стран. Российский сельскохозяйственный холдинг «Дамате» в начале года начал поставки мяса индейки в Евросоюз, долгосрочный контракт заключен с двумя крупными европейскими дистрибьюторами. И если продажи в Европе скорее являются символическими, то вот необъятные рынки Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии — это реальный шанс не только неплохо заработать, но и активно развивать производственное направление.
Не менее 25% всего объема планирует поставлять на экспорт «Евродон». По словам основателя компании Вадима Ванеева, основные производители индейки на мировом рынке — немцы и французы. «Они когда-то и на наш рынок поставляли замороженную индейку, но мы их вытеснили, — говорит Ванеев. — У них налажены экспортные поставки во множество стран. Но потенциал по отвоеванию рынка есть, так как их мясо значительно дороже. Мы готовы продавать нашу индейку за 3,5-4 евро, их индейка стоит 5-6 евро. Это происходит за счет того, что у них значительно дороже обходится рабочая сила и потому что у нас произошла девальвация рубля. Еще у нас пока дешевле обходятся текущие коммунальные затраты, а вот кредиты значительно дороже».

Рост на овощах
По некоторым позициям российские производители показывают просто фантастические цифры роста. Так, согласно данным Федеральной таможенной службы, рост вывоза овощей и корнеплодов составил 63,4% ($402,5 млн), поставки моркови, репы и свеклы увеличились на 3418%, или до $2,6 млн; огурцов и корнишонов — на 2302,6%, или до $1,7 млн; капусты — на 2446,8%, или до $2,4 млн. Резко — на 124,6% — до $17,3 млн — возрос экспорт российского картофеля. В овощеводстве активно работает программа по импортозамещению, многие крупные производители запустили свои проекты, поэтому цены на внутреннем рынке упали. Выход — более глубокая переработка и экспорт продукции. «Из-за девальвации рубля очень популярен на внешних рынках отечественный картофель, основные покупатели — Азербайджан, Египет, страны Средней Азии», — говорит представитель Союза картофелеводов России Татьяна Губина. Российские производители проникают и на довольно специфические рынки, доступ на которые раньше был закрыт. Так, значительный рост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии привел к тому, что они значительно увеличили закупки такого традиционного для местной кухни продукта, как рис. Крупнейший отечественный производитель риса «АФГ Националь» совершает небольшие отгрузки продукции в Китай и на Ближний Восток, но, по словам руководителя Агродивизиона ГК «АФГ Националь» Алексея Попова, у компании существуют обширные обязательства перед российскими торговыми сетями, а на экспорт идут излишки. «Рис — высокомаржинальная культура, и мы могли бы значительно нарастить ее поставки за рубеж, но для этого нам необходима более значительная поддержка государства. В частности, нужно восстанавливать мелиорационную систему страны», — отмечает он.