Господин ван Оттердайк, насколько, по-вашему, связана широко обсуждаемая проблема избыточного потребления (особенно в богатых странах) с этим огромным количеством излишков продовольствия и нехваткой его в бедных государствах?
Здесь я скорее бы говорил о том, что недостаток продуктов питания в некоторых регионах может быть отдаленно связан с избыточным потреблением и излишками продовольствия в других. И эта взаимосвязь довольно сложна. Да, данные подтверждают, что в богатых странах, где распространено излишнее потребление пищи и ожирение, выбрасывают больше всего продуктов питания. А в самых бедных территориях, где люди испытывают жесткую нехватку продовольствия, практически не бывает «продуктового мусора». Но мы не можем просто взять излишки у одних и отдать их тем, кому они нужны. Это не будет устойчивой практикой — ни в экономическом, ни в экологическом, ни в политическом, ни в социальном плане.
И как же тогда разорвать порочный круг?
Решение кроется в укреплении локальных систем продовольственного обеспечения. В то же время многие предприятия пищевой индустрии сегодня уже испытывают серьезные сложности, из-за чего затрудняется дальнейшее повышение их производительности. Поэтому, чтобы добиться продовольственной безопасности в этих условиях, потребуется, во-первых, увеличение производства продукции АПК, во-вторых, уменьшение потерь и, в-третьих, более продуктивное использование природных ресурсов. Если все звенья этой цепочки станут эффективнее работать, продовольственная безопасность существенно вырастет там, где это необходимо. С продовольственными излишками можно бороться путем сокращения чрезмерного производства продуктов питания, чтобы высвободившиеся производственные ресурсы могли быть использованы более значимым и полезным способом.
Какие усилия в этом направлении предпринимаются (или должны предприниматься) со стороны государств и всемирных организаций?
Правительства, конечно, должны разработать соответствующую национальную политическую стратегию на долгосрочную перспективу. Это поможет развивать устойчивые системы продовольственного обеспечения в их странах с учетом местных особенностей.
Что касается ФАО, то мы разрабатываем такой важный инструмент, как стратегия устойчивых продовольственных систем. Также помогаем различным государствам составить описание своей продовольственной системы, выявить пробелы и слабые стороны, выработать необходимые политические механизмы, чтобы усилить позиции, особенно мотивируя частный сектор и облегчая ему условия работы, что способствует значительному росту эффективности управления и работы.
Недавно вы выступали на специализированной выставке Upakovka-2018 в Москве, где также затрагивались все эти проблемы. Каким образом упаковка продукции влияет на решение проблем?
На самом деле упаковочная промышленность — один из самых главных факторов, помогающих предотвратить пищевые потери и утилизацию продуктов. Ведь именно упаковка предназначена для того, чтобы перевозить, защищать от повреждения и уберегать от порчи продовольственные товары. Кроме того, она содержит информацию о пищевой ценности и сроке годности, и если потребитель правильно воспринимает эти данные, это также поможет предотвратить появление пищевых отходов.
Ярмарка упаковки на семинаре Save Food, организованная компанией «Мессе Дюссельдорф», показала, что производители упаковочных материалов становятся все более осведомленными о своей роли в решении проблемы пищевых потерь и отходов и о создании устойчивой системы продовольственного обеспечения. Кстати, на семинаре были презентованы несколько очень интересных упаковочных решений — качественных и инновационных, позволяющих сократить потери.
Почему же тогда производители не бросаются стремительно переходить на этот вид упаковки? Конечно, такой вопрос лучше задавать экспертам, но я думаю, что сложности здесь вполне обычные: инвестиционный потенциал, краткосрочная рентабельность, экономическая ситуация, национальная политика, рыночные и потребительские требования...