По данным Росстата, опубликованным в декабре прошлого года, в России за чертой бедности проживает 11,8 млн человек. При этом ежегодно в стране выбрасывают 18 млн тонн еды. Ею можно было бы заполнить 895 тыс. грузовиков, которые, выстроившись в колонну, заняли бы расстояние от Москвы до Владивостока. На решение этой проблемы направлен фудшеринг — практика по распределению пригодных продуктов среди людей.
День вчерашний и сегодняшний. «Фудшеринг — это элемент экономики замкнутого цикла и новый подход к потреблению продуктов питания. По сути, это способ рационально использовать ресурсы, уже вовлеченные в экономику, — объясняет исполнительный директор АНО «Фудшеринг» Александра Кумпан. — Благодаря работе фудшеринг-сервисов, пригодные продукты не выбрасываются, а перераспределяются среди людей. Тем самым снижается объем пищевых отходов, отправляемых на мусорные полигоны».
В России фудшеринг стал развиваться последние 10 лет. За это время он прошел несколько этапов, первый из которых — зарождение — начался в 2015-м и продолжался до 2019 года. В это время в стране появились первые фудшеринг-проекты в разных форматах: «Алисок», Last box, Eatme, «Фудшеринг Москва» и другие. Часть из них не набрали аудиторию и закрылись, другие переформатировались и существуют до сих пор. Особой вехой этого этапа развития фудшеринга в России стал выход в 2019 году первого в стране исследования о проблемах нерационального использования продовольствия, по сути зафиксировавшего появление фудшеринг-сервисов и модели их работы.
Второй этап пришелся на 2020-2021 годы. Эксперты называют его «пандемийной встряской», связанной с пандемией и ковидными ограничениями, из-за которых закрылись многие локальные кафе и магазины, пользовавшиеся услугами фудшеринг-сервисов.
«В результате некоторые фудшеринг-проекты лишились почти половины партнеров. Это привело к тому, что еще часть из них перестали существовать, а все недавно возникшие сильно замедлились в развитии», — рассказала Александра Кумпан.
Третий этап развития фудшеринга в России начался в 2022 году и продолжается до сих пор. Он связан с участием сетевого ритейла. С 2022 года к технологии стали подключаться крупнейшие торговые сети: X5 Group, «Вкусвилл», «Магнит». По мнению экспертов, это стало большим прорывом для всего фудшеринг-рынка и хорошим шагом в сторону нормализации процесса.
«Для бизнеса товарная благотворительность становится стратегическим инструментом устойчивого развития, способствующим укреплению корпоративной репутации, повышению лояльности клиентов и демонстрации социальной ответственности», — отмечает сооснователь и президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь», сооснователь медиапроекта «Про фудшеринг» Юлиа Назарова.
Активное участие бизнеса в фудшеринге отмечают и другие эксперты. По словам Александры Кумпан, последние пару лет практика развивается именно за счет вовлечения новых розничных точек крупных торговых сетей.
«Мы отмечаем пусть и постепенный, но устойчивый рост числа предприятий, которые проявляют интерес к развитию как розничного, так и промышленного фудшеринга, — подтверждает руководитель по экологическим проектам розничной сети «Магнит» Эдуард Костенко. — Все больше компаний понимают важность сокращения продовольственных потерь и поддержки социальных инициатив. Фудшеринг постепенно охватывает новые регионы, увеличивая доступность продуктов для большего количества людей».
Действительно, география фудшеринга расширяется: помимо традиционных Москвы и Санкт-Петербурга, сервисы по спасению еды появляются в других крупных городах — Мурманске, Челябинске, Екатеринбурге, Томске, Ростове-на-Дону, Краснодаре. В 2023 году при поддержке АНО «Фудшеринг» запустились фудшеринг-сервисы в Иркутске, Уфе и Твери.
В качестве примера активного участия бизнеса в развитии фудшеринга можно привести опыт «Магнита». Розничный фудшеринг, который развивает сеть, подразумевает адресное распределение небольших, но регулярных объемов продуктов из магазинов за один-два дня до истечения срока годности с привлечением волонтеров НКО-партнера.
«Главная цель нашего проекта — помощь социально уязвимым категориям граждан. Кроме того, фудшеринг способствует развитию волонтерского движения и помогает сократить продовольственные потери, а следовательно — объем пищевых отходов, которые отправляются на утилизацию или захоронение», — поделился Эдуард Костенко.
«Магнит» передает благополучателям практически все продукты, кроме продуктов животного происхождения. До 70% приходится на фрукты, овощи и зелень, около 30% — на бакалею, хлебобулочные изделия и другие товары.
«Самые популярные позиции у наших благополучателей в рамках фудшеринга — томаты и огурцы, зелень, картофель и шоколад. Еще мы передаем нуждающимся клубнику и другие ягоды и фрукты, включая экзотические, например, кокосы, — рассказал руководитель по экологическим проектам розничной сети «Магнит». — Почему развивать фудшеринг важно? Первое преимущество — это, конечно, социальная поддержка. Фудшеринг помогает обеспечивать продуктами питания тех, кто находится в сложной финансовой ситуации. Второе — это экологическая ответственность».
Кроме того, по его мнению, для бизнеса участие в программах фудшеринга — это возможность эффективно управлять ресурсами. Более того, такой подход улучшает репутацию компании в глазах потребителей, демонстрируя социальную ответственность и заботу о благополучии общества. Наконец, считает эксперт, активное участие бизнеса в фудшеринге создает основу для формирования устойчивых моделей потребления и производства, минимизируя потери ресурсов на всех этапах цепочки поставок.
Еще один тренд развития фудшеринга в России — рост интереса населения к ответственному потреблению.
«В последнее время люди все чаще внедряют в свою жизнь принципы рационального потребления, — отмечает Юлиа Назарова. — Этот тренд подпитывается растущим пониманием важности устойчивого развития и снижения негативного воздействия на экологию».
В свою очередь ключевую роль в развитии фудшеринга сегодня играет государство, устраняя законодательные барьеры и создавая благоприятные условия для развития благотворительности, в том числе товарной. Это включает в себя упрощение процедур, предоставление налоговых льгот и разработку нормативных актов, регулирующих деятельность НКО.
«Создание условий для развития фудшеринга — важный фактор для его масштабирования и, как следствие, основная задача при переходе к экономике замкнутого цикла. Разница между тем, что было 13 лет назад, и тем, что мы имеем сегодня, колоссальна. Изменился подход как некоммерческого сектора, так и компаний, участвующих в товарной благотворительности. Она стала более организованной и технологичной, а некоммерческий сектор — профессиональнее», — считает Юлиа Назарова.

Реализованная инициатива. Несмотря на это, число фудшеринг-проектов в России остается сравнительно небольшим. Однако есть те инициативы, которые успешно воплощаются в жизнь на протяжении многих лет.
Первой фудшеринговой организацией и самым крупным банком еды в России является БФ «Банк еды «Русь». С 2012 года фонд создает и реализует уникальные технологии и инструменты для повышения качества жизни людей и заботы об окружающей среде. С 2012-го по 2023 год «Банк еды «Русь» перераспределил более 70 млн кг продуктов и товаров первой необходимости на сумму более 12 млрд рублей, накормил 174 тыс. животных в приютах и предотвратил выбросы более, чем 290 тыс. тонн углекислого газа. В 2012 году БФ стал первым в России использовать технологию промышленного фудшеринга, начав с перераспределения крупных партий продуктов. Позже стало очевидно, что технологию нужно адаптировать под перераспределение меньших партий продуктов из магазинов у дома и кафе. Так появился розничный фудшеринг, который в России начали точечно использовать еще в 2013 году, а большие пилотные проекты запустили в 2022 году. Проект поддержали «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит».
Летом 2022 года совместно с «Банком еды «Русь» собственную программу фудшеринга стала развивать розничная сеть «Магнит». На первом этапе сбор продуктов осуществлялся в десяти дарксторах (магазинах без покупателей для комплектации онлайн-заказов) в Москве и Санкт-Петербурге. В 2023 году к проекту подключились супермаркеты и суперсторы «Магнит семейный» и «Магнит экстра» в Краснодаре, Туле, Ростове-на-Дону, Ижевске и Ельце. А в 2024 году действие проекта розничного фудшеринга расширилось до 20 городов в 19 регионах — от Воронежа до Челябинска.
«Параллельно в начале прошлого года мы запустили пилотный проект по передаче на благотворительность непродовольственных товаров. Все они пригодны к эксплуатации и безопасны, но с подходящими к концу сроками годности или незначительными повреждениями, например, небольшими сколами, царапинами или дефектами упаковки», — рассказал Эдуард Костенко.
О результатах проекта говорят цифры. Для сравнения: по итогам 2022 года «Магнит» передал на благотворительность 20 тонн продукции и помог 11,5 тыс. человек, а в 2024-м объем фудшеринга достиг уже тысячи тонн продовольственных и непродовольственных товаров, которые получили свыше 455 тыс. человек.
Еще один проект, ставший визитной карточкой фудшеринга в России, — АНО «Фудшеринг», ведущий сервис по спасению еды в стране, начавший свою работу в 2021 году. Это B2C-проект: волонтеры организации подхватывают продукты, которые не успевают реализовать магазины у дома, кафе, пекарни, и распределяют среди людей.
«Сейчас АНО «Фудшеринг» работает в Москве, Подмосковье и Мурманске, спасая по 20-25 тонн продуктов в месяц. В этом организации помогают около 450 волонтеров. Благодаря их участию в 2024 году мы спасли 300 тонн еды, распределив этот объем среди 16,7 тыс. человек. За время работы проекта в качестве некоммерческой организации объем спасенной еды составил порядка 550 тонн», — рассказала Александра Кумпан.

Преодолеть препятствия. Несмотря на уверенное развитие фудшеринга в России, он сталкивается и с некоторыми вызовами. По словам экспертов, в первую очередь это вопросы, связанные с передачей продуктов, которые подлежат обязательному контролю через систему ФГИС «Меркурий»: мясо, молочная продукция и другие товары, требующие оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов.
«При работе с большими объемами соблюдение этих требований становится весьма непростой задачей, — объясняет Эдуард Костенко. — Кроме того, в ряде регионов пока не хватает развитой инфраструктуры и партнерских организаций — федеральных или региональных НКО, которые могли бы активно участвовать в таких проектах».
По мнению Александры Кумпан, основная причина, тормозящая развитие фудшеринга в России, — экономическая. Согласно опросу ведущих торговых сетей, который провела АНО «Фудшеринг» в 2022 году, стоимость утилизации пищевых отходов ниже затрат на организацию фудшеринга в 2-3,5 раза за счет НДС.
«Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить НДС при такой передаче, а это до 20% от стоимости товара. Если еда выбрасывается, то такой обязанности не возникает, — делится она. — В результате законодательство не стимулирует бизнес переходить на экономику замкнутого цикла. Кроме того, фудшеринг требует от крупного бизнеса перестройки внутренних систем учета и обучения персонала, а значит, дополнительных инвестиций».
С ней солидарна и Юлиа Назарова, которая в марте 2020 года на встрече президента РФ Владимира Путина с предпринимателями и представителями НКО рассказала о технологии фудшеринга, напомнив о налоговых барьерах, препятствующих ее развитию. Тогда глава государства поручил внести изменения в Налоговый кодекс. С этого года компании могут передавать на благотворительность до 1% от выручки деньгами или товарами без обложения налогом на прибыль.
«Однако определенные барьеры еще сохраняются. Поэтому «Банк еды «Русь» совместно с депутатом Государственной думы Артемом Метелевым и экспертами «Технологий доверия» участвует в подготовке проекта закона о фудшеринге, предполагающего освобождение от налога на добавленную стоимость пожертвований на благотворительные цели ряда категорий продуктов. В начале осени 2024 года Правительство РФ одобрило проект законопроекта, а в декабре инициативу поддержал и глава государства. Кроме того, в феврале 2025 года в перечне поручений президента вновь обозначена задача по совершенствованию регулирования налогообложения в части НДС при передаче товаров на благотворительность. Сейчас законопроект предполагается внести на рассмотрение в Государственную думу», — рассказала сооснователь и президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь», сооснователь медиапроекта «Про фудшеринг».
Для дальнейшего развития фудшеринга, уверены эксперты, этот шаг станет одним из ключевых. Кроме того, важно внести корректировки в постановления, которые регулируют работу с ФГИС «Меркурий», с учетом специфики передачи товаров на благотворительность в рамках фудшеринга. В регионах важно развивать социально ответственные НКО, которые могут стать партнерами для крупного бизнеса, а на государственном уровне необходимо поддерживать волонтеров, задействованных в проектах фудшеринга, и проводить образовательные семинары и тренинги для представителей бизнеса и общественных организаций. Развитие в стране фудшеринга, считают эксперты, позволит решить целый ряд социальных вопросов, рационально использовать ресурсы и уменьшить отходообразование.
«Фудшеринг занимает важное место в экономике замкнутого цикла, помогая реализовать цели государственной политики в сфере сокращения отходов. Как действенный инструмент предотвращения продовольственных потерь и пищевых отходов он объединяет экологическую и социальную повестку. Всесторонняя государственная поддержка, включая устранение законодательных барьеров, позволит выстроить эффективную систему использования ресурсов на уровне страны», — подытожила Юлиа Назарова.