Дефицит кадров в российском АПК достиг критической отметки — профессии в агросекторе теряют престиж, а квалифицированных специалистов катастрофически не хватает. Спасти ситуацию пытаются сообща: бизнес вкладывается в стажировки, вузы обновляют программы, а государство подключает профориентацию со школы.
Кто накормит страну? Нехватка кадров в отрасли оценивается уже более, чем в 200 тыс. человек согласно проекту рекомендаций к парламентским слушаниям Комитета Госдумы по аграрным вопросам на тему «Развитие кадрового потенциала АПК: законодательные аспекты, роль государства и бизнеса». По данным исследования платформы «Авито. Работа», спрос на рабочие вакансии в агросекторе зимой-2024/2025 вырос на 226%, что втрое превышает показатели прошлого года. Несмотря на это уровень зарплат в аграрной отрасли все еще ниже по сравнению с другими секторами экономики. Самый высокий спрос на рынке наблюдается на агрономов, ветеринаров, инженеров и технологов. Есть и совершенно новые направления, которым еще не обучают в российских вузах.
«Сейчас мы ищем кандидатов на вакансию специалиста по удаленному мониторингу предприятий. В сферу его ответственности входит анализ работы сельхозпредприятий и отслеживание производственных процессов. Ни один вуз не обучает такой профессии. Поэтому мы готовы взять специалистов без опыта и всему научить, как начинающих, так и тех, кто задумывается о смене деятельности», — отметила Оксана Сыченко, директор по персоналу «Авангард-Агро».
Эксперты указывают на несколько ключевых факторов, влияющих на ситуацию в агропромышленном комплексе: старение населения в селах и миграция молодежи в города затрудняют восстановление кадрового штата в небольших населенных пунктах. Престиж работы в сельском хозяйстве остается низким, что требует активной популяризации профессий на государственном уровне. Чтобы заинтересовать молодежь, необходимо развитие среднего специального образования и повышение качества образовательных программ. Не менее важна и поддержка сотрудников со стороны работодателей. «Со своей стороны мы обеспечиваем наших специалистов достойной зарплатой, прозрачная и понятная система оплаты труда. Наш ориентир — рыночный уровень оплаты труда на входе, а ее дальнейшее увеличение зависит от повышения квалификации и развития карьеры, как горизонтального, так и вертикального», — рассказала Оксана Сыченко.

Почва для роста. С 2025 года в рамках национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» Министерство сельского хозяйства России запустило федеральный проект «Кадры в АПК». Основная его задача заключается в обеспечении агропромышленного комплекса квалифицированными специалистами не менее чем на 95%. По данным Минсельхоза РФ, сегодня в отрасли занятость насчитывает около 6 млн человек.
Министерство активно работает над созданием комплексной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса, охватывающей все уровни образования — от агроклассов до высших учебных заведений. В 74 регионах России создано порядка 200 агроклассов, где учащиеся изучают основы агрономии, животноводства и современных агротехнологий, а также получают практические навыки работы в сельском хозяйстве.
В марте 2025 года министр сельского хозяйства Оксана Лут, министр просвещения Сергей Кравцов и министр высшего образования и науки Валерий Фальков подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на модернизацию подготовки кадров для агропромышленного комплекса.
В рамках соглашения Минсельхоз создаст комиссию для развития агротехнологического образования с участием представителей всех трех министерств. Комиссия разработает рекомендации по организации агротехнологических классов и проведению профессиональных конкурсов для педагогов. Министерства просвещения и высшего образования окажут поддержку Минсельхозу в этих инициативах. В частности, Минобрнауки рассмотрит возможность предоставления преференций выпускникам агротехклассов и сельскохозяйственных колледжей при поступлении в вузы.
Также, согласно федеральному проекту «Кадры в АПК» для работодателей, принимающих на стажировку целевиков и практикантов, предусмотрены компенсации. Это не только стимулирует предприятия к сотрудничеству с учебными заведениями, но и создает дополнительные возможности для студентов, желающих получить практический опыт в аграрной сфере.
Эксперты подчеркивают, что самым острым вопросом стала устаревшая система подготовки специалистов. Многие учебные заведения не успевают адаптировать свои программы к быстро меняющимся требованиям рынка.
«Отрасль за последние несколько лет развивается очень стремительно, и академическая программа учебных заведений не всегда успевает подстраиваться под новые реалии. Поэтому молодые специалисты приходят в компанию с базой теоретических знаний и очень многое осваивают непосредственно на практике уже на рабочем месте», — рассказал генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.
В результате выпускники не всегда обладают необходимыми навыками, что делает их менее привлекательными для работодателей. Как отмечают в пресс-службе «Мираторга», уровень подготовки студентов не позволяет считать выпускника агровуза полноценно готовым к работе специалистом с учетом передовых технологий и уникальности производственных проектов в АПК.
Для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами работодатели инвестируют в профориентацию, начиная со школьной скамьи: открывают агроклассы, организуют стажировки и поддерживают образовательные инициативы. Компания «Мираторг» уже реализует кадровую программу «От парты до зарплаты», направленную на работу с детьми сотрудников, школами в регионах и профильными учебными заведениями.
«Мы ставим своей целью показать перспективы работы в сельском хозяйстве, развенчать миф о колхознике на синем тракторе — это современная отрасль, в которой огромное количество накопленных знаний и интересная работа. Мы стремимся, чтобы школьники, начиная уже с 7-го класса, делали выбор в сторону сельского хозяйства и пошли в аграрный вуз совершенно осознанно», — рассказали в пресс-службе агрохолдинга.
В школах создаются агроклассы с видеоуроками, экскурсиями и практическими занятиями. Для студентов колледжей и вузов доступны стажировки с полным сопровождением: наставничество, оплата, жилье и транспорт. Особое внимание — подготовке управленцев. Cтуденты высших учебных заведений проходят интенсивы в академии «Мираторга», получая навыки для старта карьеры с позиции линейного менеджера.
Работа со студентами окупается: еще до выпуска они погружаются в профессию и получают необходимый опыт. «Мы наблюдаем значительный рост интереса к нашим программам: за прошлый год количество стажировок удвоилось, а количество заявок увеличилось в три раза», — отмечает Андрей Недужко. Он добавляет, что проект стажировок демонстрирует свою эффективность, так как 30% студентов, прошедших практику, остаются работать в компании. Кроме того, «Степь» предлагает своим сотрудникам множество возможностей для самореализации, включая корпоративный спорт и получение второго высшего образования за счет компании.

Учись и работай. В условиях острой нехватки квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе Россия делает ставку на системное взаимодействие государства, бизнеса и образования. Федеральный проект «Профессионалитет», запущенный в 2022 году, становится ключевым инструментом этой стратегии: он трансформирует систему среднего профессионального образования, максимально приближая ее к реальным запросам отрасли. Студенты проходят практику на реальном производстве и затем гарантированно трудоустраиваются в штат организаций-партнеров.
Сельское хозяйство вошло в топ-3 отраслей «Профессионалитета» по наибольшему количеству созданных кластеров. Всего в 40 регионах России создано 49 кластеров, в которых свои усилия объединили 252 колледжа и 358 работодателей агропромышленного комплекса. На данный момент в кластерах сельскохозяйственной отрасли по программам «Профессионалитета» обучается 38,3 тыс. студентов, из них более 7 тыс. заключили договора о целевом обучении. Кроме того, проект способствует обновлению материально-технической базы образовательных организаций. Как отмечает пресс-служба Минпросвещения России, на развитие инфраструктуры кластеров сельскохозяйственной отрасли в рамках «Профессионалитета» направлено более 8,6 млрд рублей, из которых 4,9 млрд — государственное софинансирование, а 1,7 млрд рублей — инвестиции партнеров. Эти средства позволяют колледжам создать реальную производственную среду, где студенты могут практиковаться на оборудовании, аналогичном тому, что есть у работодателей. Так выпускники получают и теоретические знания, и практические навыки для успешной работы в агропромышленном комплексе.
В год 85-летия системы СПО в России ее развитие обещает быть успешным на фоне цифровизации и внедрения новых технологий в агропромышленный комплекс. В пресс-службе Минпросвещения рассказали, что департамент активно обновляет систему, создавая новую модель подготовки специалистов, соответствующую современным требованиям рынка труда. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» разработана инновационная образовательная технология, которая включает цифровые ресурсы и программы, способствующие углубленной практической подготовке на современном оборудовании.
В условиях быстрого развития агропромышленного комплекса специалисты должны обладать цифровыми компетенциями. Выпускники колледжей получают навыки, необходимые для работы в современной экономике, включая умение обращаться с современным оборудованием и программным обеспечением. На сегодняшний день разработано 196 образовательных модулей, ориентированных на формирование цифровых навыков, что делает выпускников востребованными в высокотехнологичных отраслях. В 2024 году внедрено еще шесть дополнительных модулей, которые можно будет интегрировать в любые учебные программы. Среди них два универсальных: «Основы применения искусственного интеллекта и нейронных сетей в профессиональной деятельности» и «Основы применения графических редакторов и редакторов видеоконтента в профессиональной деятельности», а также один модуль, специально разработанный для АПК, — «Применение технологий цифрового земледелия».
В Анапском сельскохозяйственном техникуме начал работу кластер виноградарства и виноделия. Будущие специалисты проходят оплачиваемую стажировку на предприятиях флагманов отрасли, таких как «Абрау-Дюрсо», «Фанагория» и «Кубань вино». За два года производственную практику здесь прошли более 270 студентов. Они включаются в полный цикл работы: от приемки винограда и первичной переработки до участия в технологическом процессе изготовления тихих вин. Кроме того, студенты работают лаборантами по технохимическому контролю качества, получая ценный профессиональный опыт. Образовательный процесс выстроен таким образом, чтобы максимально соответствовать производственным сезонам винодельческой отрасли.
В Краснодарском крае на базе Ладожского многопрофильного техникума успешно развивается образовательный кластер «Росток Кубани» — пример эффективного сотрудничества колледжа и бизнеса.
«Одним из ключевых достижений кластера стало обновление материально-технической базы: открыты новые лаборатории и ремонтная станция площадью 700 кв. м, возведенная за счет компании в размере 35 млн рублей, что позволяет студентам не только получать теоретические знания, но и отрабатывать практические навыки на современном оборудовании», — отмечает директор учреждения Раман Иконников.
Обучение ведется с учетом потребностей реального производства: в преподавании участвуют специалисты предприятия, а учебные модули адаптированы под отраслевые задачи. Для этого дополнительно добавлены направления подготовки «Выполнение работ по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и «Проведение компьютерной диагностики автомобилей». Все студенты официально проходят практику с трудоустройством и доставкой к месту работы. Дополнительные меры поддержки — целевые договоры, бесплатное жилье и питание — делают обучение доступнее для студентов и повышают интерес к рабочим профессиям.

В Корочанском сельскохозяйственном техникуме развивается модель дуального обучения, при которой 70% учебного времени учащиеся проводят на предприятиях агрохолдинга «Зеленая долина». Здесь под руководством наставников они осваивают практические навыки и быстрее адаптируются к условиям будущей профессии. В 2024 году на базе техникума при поддержке губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова и правительства региона был запущен уникальный проект — мобильный профориентационный офис «Агропрофессионалитет». Этот чудо-автобус оборудован цифровыми технологиями, включая виртуальную реальность и 3D-моделирование, что делает профориентацию для школьников и студентов не только полезной, но и увлекательной. Инициатива направлена на формирование осознанного профессионального выбора и популяризацию аграрных специальностей среди молодежи.
В рамках «Профессионалитета» Алтайский ГАУ создал собственный образовательно-производственный кластер. На базе вуза открыт колледж агропромышленных технологий, где готовят специалистов по восьми востребованным направлениям. Программы разрабатываются совместно с предприятиями-партнерами, а обучение включает практику на производствах, мастер-классы, чемпионаты профмастерства и другие меры. Владимир Плешаков, врио ректора университета, отметил, что вуз активно работает и со школьниками: более 5000 учащихся Алтайского края уже приняли участие в профориентационном проекте «Поколение АГРО». Эксперт уверен в успехе федерального проекта. «Полученные профессиональные знания, умения, практический опыт и навыки для обучающегося приобретают личностную значимость и становятся интересными для него по своему содержанию за счет приложенных усилий и полного понимания их места в его профессиональной деятельности, корпоративной и социокультурной средах», — подчеркнул Владимир Плешаков.
Текст: Дина Нелидина