Погода нашептала

Погода нашептала

Засуха, пожары и наводнения не повлияли на рост урожая зерновых в России
В текущем году урожай зерновых, по прогнозам Минсельхоза РФ, составит 118 млн тонн, что почти на 5 млн тонн больше, чем в предыдущем сельхозсезоне. Показатели по средней урожайности в регионах тоже выше, чем годом ранее (33,2 против 32,1 ц/га). На результаты жатвы не повлияли ни дождливое лето, ни лесные пожары, ни рост цен на ГСМ. Аналитики ожидают также рост экспорта за счет привлечения таких важных потребителей, как Бангладеш, Иран и Саудовская Аравия.

Большая коса
По состоянию на 18 сентября 2019 года, по данным Минсельхоза РФ, в стране было намолочено 100,8 млн тонн зерновых (в 2018-м — 90 млн тонн) с общей площади 36,3 млн га. Большую часть этого каравая составила пшеница — 69,2 млн тонн против 62,9 млн тонн за аналогичный период 2018 года при средней урожайности 33,2 ц/га (32,1 ц/га годом ранее). В Российском зерновом союзе окон­ча­тельные данные по урожаю предсказывают на уровне 128 млн тонн. По мнению президента РСЗ Аркадия Злочевского, ситуация выглядит вполне оптимистично, но на рекорд надеяться не приходится. Сбор пшеницы ожидается до 78 млн тонн (первоначально планировали 82 млн тонн из-за засухи в ряде ключевых зерновых регионах страны).
Безусловные отечественные лидеры и в этом году не снизили своих темпов развития. Многолетнее соревнование с микроскопическим преимуществом у кубанцев выиграли хлеборобы Ростовской области, собравшие 11,173 млн тонн ранних зерновых, показав лучший результат в России (на 8% больше, чем в прошлом году). По утверждению вице-губернатора области Виктора Гончарова, более 90% собранной пшеницы относится к продовольственному классу. «Не соответствующей ГОСТу пшеницы вообще нет. А значит, аграрии смогут получить хорошую цену за свой урожай», — заметил он. На Кубани валовой сбор составил 11,1 млн тонн. При этом опять же традиционно средняя урожайность чуть ли не вдвое превышает общероссийскую — до 61,3 ц/га (рекордсмены собирали по 80 ц/га). В Ставропольском крае, пострадавшем от засухи, собрали 8,3 млн тонн при средней урожайности 35,1 ц/га. «Намолот в целом соответствует уровню прошлого года, а вот качество зерна выше. 87% ставропольского каравая — это продовольственная пшеница», — рассказал губернатор края Владимир Владимиров.
«Рост урожайности ведущих хозяйств юга России последних лет связан с использованием элитных семян, наращиванием доли химических удобрений на гектар, а также с более совершенной техникой, — считает аналитик Арина Барсукова. — В макрорегионе за последние годы перезапущены сразу несколько семеноводческих и кукурузнокалибровочных заводов. Лучшие же хозяйства в этом сезоне засеяли поля семенами, выведенными в Национальном центре зерна».

Фронтальная атака
Впрочем, на фоне успехов растениеводов на юге серьезные проблемы в этом сезоне возникли у поволжских зерновиков, в третьем российском регионе по сбору этого вида продукции.
«В этом сезоне для Поволжья все было несвоевременно, — рассказал директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов. — В июне стояла засуха, в июле, когда надо было заниматься уборкой, шли дожди, что привело местами к полеганию и осыпанию зерновых, снижению клейковины. Осадки в пять раз превышали норму в Поволжье и ЦФО».
Из-за засухи и последующих дождей сразу в 15 субъектах Федерации был введен режим чрезвычайной ситуации. В частности, эта мера действовала на части территории Башкортостана, Пермского края, Удмуртии и Ульяновской области. Председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по АПК Владимир Варламов признавался, что «ситуация весьма серьезная, в поле не заехать: трактора, тяжелая техника тонут».
Специалисты оценили потери урожая в Поволжье до 1 млн тонн и до 11 млрд рублей. Даже собранное зерно получено с достаточно низкой клейковиной.
С другой стороны, в Сибири ЧС вводилась уже из-за ситуации с пожарами, бушевавшими на территории нескольких миллионов гектаров. Заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов заметил, что из-за засухи в некоторых хозяйствах региона урожай пшеницы снизился в 10 раз. Но на общие итоги уборочной кампании поволжско-сибирский провал не особенно сказался. Ряд аналитиков подчеркивают общие положительные результаты уборки. «В этом году посевная прошла по плану. В частности, наблюдалось расширение площадей под яровой пшеницей на 100-150 тыс. га, под ячменем — на 150-200 тыс. га, под кукурузой — на 180-200 тыс. га. Однако слишком высокие температуры и дефицит осадков в Поволжье, южном и черноземном районах негативно отразятся на валовом сборе зерновых культур. В то же время в восточных регионах страны отмечалось повышенное количество осадков, в результате чего в отдельных местах проявляются признаки переувлажнения. Данный фактор также скажется на урожае. По нашим ожиданиям, общий урожай составит порядка 123,4 млн тонн, в том числе 79,3 млн тонн пшеницы, 18,7 млн тонн ячменя, 12,7 млн тонн кукурузы», — считает Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).

Вывозной режим
Поскольку в последние годы зерновой экспорт вслед за углеводородным и оружейным составил топ отечественного «вывоза», к нему приковано особое внимание Правительства РФ. Согласно оценке министра сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева, аграрный комплекс РФ в этом году достигнет целевого показателя по экспорту в 24 млрд долларов, предусмотренного в нацпроекте «Экспорт продукции АПК» (в прошлом году — 25,8 млрд). По его раннему прогнозу, экспорт зерна в 2019-2020 годах достигнет 45 млн тонн (в 2018-2019 годах — 43,3 млн тонн, из которых пшеницы — 35,2 млн тонн). В «СовЭконе» прогнозные цифры гораздо скромнее — 41,9 млн тонн, из которых 31,4 млн тонн пшеницы. У ИКАРа — 42,5 млн тонн. Со своей стороны Минсельхоз США оценил экспорт пшеницы на уровне 36 млн рублей. По данным Минсельхоза РФ, среди основных покупателей российского зерна с большим отрывом, помимо Турции, лидирует Египет (8,7 млн тонн), далее следуют Иран (2,5 млн тонн), Саудовская Аравия (2,1 млн тонн), Вьетнам (2,1 млн тонн) и Судан (2 млн тонн).
«За последние два сезона горизонты нашего зернового экспорта расширились как в западном, так и восточном направлении. Такие изменения были обусловлены неурожаями в Европе, в частности во Франции и Австралии, наблюдавшимися в течение двух лет подряд. В новом сезоне российское зерно ожидает жесткая конкуренция с урожаем в европейских государствах, поскольку у них прогнозируется хороший валовой сбор пшеницы и ячменя», — считает Дмитрий Рылько.
При этом новые горизонты российского экспорта могут расшириться за счет смягчения карантинных норм импортеров, увеличивших ввозной барьер для зерна, поврежденного клопом-черепашкой (с 0 до 0,5%). По мнению экспертов, это позволит нарастить общий экспорт на 3-4 млн тонн. Только в Саудовскую Аравию это должно увеличить его дополнительно на 500 тыс. тонн. Ранее эта страна покупала в России только ячмень. Одним из основных препятствий экспорта пшеницы было требование этой страны по полному отсутствию в экспортируемых партиях зерен, поврежденных клопом-черепашкой.
«При показателе пораженного зерна в 0,5% мы сможем смело заходить на саудовский рынок, так как на юге можно сформировать партии пшеницы, доля пораженных зерен в которых может составлять 0,1-0,2%, — считает Дмитрий Рылько. — За последние годы проведена большая работа для того, чтобы защитить посевы от клопа-черепашки, и это дало результат». Всего королевство ежегодно импортирует не менее 3,3 млн тонн пшеницы. Основные перспективы они связывают по-прежнему с египетским и турецким рынками, а также с покупателями из Ирана и Бангладеш.