В феврале 2020 года на экспорт было вывезено 180 тысяч тонн маслосемян (главным образом в Турцию, у которой большой контракт по производству рафинированного дезодорированного масла), в марте в преддверии введения эмбарго — уже 326 тысяч тонн. Поставки подсолнечника на внешние рынки в этом сезоне составили 1,03 млн тонн без учета Казахстана. При этом переработчики в России заявляли, что испытывают значительный дефицит сырья и могут загрузить не более 60% своих мощностей. Под угрозой было сокращение рабочих мест на предприятиях в условиях экономического кризиса.
Евразийская комиссия пошла навстречу их пожеланиям и ввела в апреле запрет до конца сезона на вывоз сырья. После этого выросли цены и на сырье, и на сырое масло, которое Турция вынуждена была закупать для исполнения контракта. Это побудило ЕЭК рассмотреть вопрос о продлении эмбарго до осени.
Директор «СовЭкона» Андрей Сизов считает, что запрет экспорта подсолнечника принципиально не сказался на рынке из-за высокого спроса со стороны маслозаводов — после закрытия вывоза подсолнечника оживился спрос на масло. «Если говорить о более долговременных последствиях — это минус для темпов развития растениеводства: зачем им заниматься, если государство может прийти и резко поменять правила игры? Однако, полагаю, что в этом году посевы подсолнечника не будут принципиально меняться, а вот в урожае следующего года могут быть заметные подвижки», — считает эксперт.