Пить свое

Пить свое

«Винный гид России» продемонстрировал, что в стране немало отличного вина по приемлемой цене
Правительство продолжает искать пути развития для отечественного виноделия. Очередным шагом в направлении популяризации отечественного продукта стало масштабное исследование, которое впервые претендует на всеохватность, по крайней мере, в одной — бюджетной ценовой категории. Авторы «Винного гида» подчеркивают, что это исследование будет год от года все масштабнее и, в конце концов, станет своеобразной энциклопедией отечественного вина.

Стремительное возрождение отечественного виноделия и появление на полках российских магазинов все большего количества местной продукции потребовало некой инвентаризации, которая, как отмечают эксперты, давно существует в ведущих винодельческих державах, таких как Италия, Испания или Франция. Ранее подобные попытки уже предпринимались, в частности, Союз сомелье России на протяжении нескольких лет исследовал отечественные сорта, ежегодно представляя их итоги в ходе различных статусных отраслевых мероприятий. Однако по-настоящему большой продукт, в котором остро нуждалось отечественное виноделие, родился только сейчас, причем, с инициативой выступили такие серьезные структуры как Роскачество, Минпромторг и Минсельхоз.

Истина в винограде
Как отмечают авторы исследования, в российском виноделии с начала 2000-х годов идет серьезное техническое перевооружение. Производители вложили серьезные деньги в технику для переработки винограда: современные емкости из нержавеющей стали, системы холода, пневматические прессы, современные упаковочные линии. «Это все очень важно для качества, но если отнестись к отрасли более внимательно, самое красивое оборудование не сделает вино высокого уровня из винограда низкого качества. Поэтому последнее десятилетие прошло под знаком инвестиций в сами виноградники», — говорит заместитель руководителя Роскачества Илья Лоевский. Важную роль здесь сыграла и господдержка. С 2013-го в рамках госпрограммы Минсельхоза РФ дотации на развитие виноделия составили порядка 4,5 миллиарда рублей. В этом году господдержка винодельческой отрасли вырастет до 3 миллиардов рублей против 1,4 миллиарда в 2018-м. Отрасль показывает положительную динамику во многом благодаря господдержке виноградарства: за последние три года она выросла более чем в пять раз, а в этом году ее объемы вырастут еще более чем в два раза. Только в этом году виноградников было заложено на треть больше, чем в прошлом.

В последние несколько лет Министерство сельского хозяйства выделяет дотации на закладку новых виноградников в южных регионах России. Их площадь приближается к 90 тыс. гектаров. С 2016 года в Российской Федерации ежегодно собирают более полумиллиона тонн винограда. Конечно, далеко не все эти объемы идут на производство вина. В них включен и столовый виноград, и виноград, из которого готовят коньяк (в 2018 году на эти цели было направлено более 45 тыс. тонн винограда). По оценкам Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), из российского винограда в стране может производиться 150 миллионов бутылок вина объемом 0,75 литра. При этом, как сетуют авторы «Винного гида России», одним из распространенных потребительских мифов о российском вине является то, что «все виноградники в стране вырубили при Горбачеве, а вино делается из порошка и различных низкокачественных суррогатов».

Как отмечает Илья Лоевский, главной целью исследования стала попытка изменить сознание, прежде всего, отечественного потребителя, который уверен, что относительно дешевого, но в то же время качественного и вкусного вина отечественного происхождения не существует. «Если мы возьмем пакет молока за 50 рублей из России и Финляндии, то потребитель, скорее всего, возьмет отечественный продукт, потому что произвести молоко, привезти его из Европы, пройти таможенные процедуры и уложиться в эту цену, вероятно, будет сложно. В отношении вина такого скепсиса пока не существует, и при наличии бутылки за 300 рублей, скажем, краснодарского и французского происхождения, покупатель пока еще чаще выбирает второе. Мы поставили перед собой задачу объективно показать, что при небольшом бюджете на покупку наши вина ничуть не хуже импортных», — говорит Лоевский.

К столу подать не стыдно
В первый «Винный гид России» эксперты решили включить вина, чья стоимость на полке не превышает 1 тыс. рублей за бутылку, но большая часть исследованных марок стоила гораздо дешевле. Из общего бренд-листа вин (486 образцов) 212 стоят на полках магазинов до 350 рублей, еще 152 позиции продаются по цене от 350 до 500 рублей в рознице. «Пятьсот рублей — принципиально важная ценовая граница для вин на полках магазинов. Большая часть продаж, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, приходится именно на недорогие вина. До половины объема того вина, которое приобретают покупатели в России, — это вина до 300-350 рублей, а на категорию «от 500 рублей» в региональных торговых сетях приходятся фактически единичные продажи. Важно отметить, что в этой ценовой категории российским винам сейчас необходимо на равных конкурировать с импортом из достаточно известных винодельческих регионов Европы и Нового Света. А значит, вопрос соотношения цены и качества вина в этой ценовой группе принципиален для производителей», — говорит член Союза сомелье и экспертов России, руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев.

Таковых нашлось 320, а главным условием было их полностью отечественное происхождение — они должны быть сделаны из винограда, выращенного в России. Как рассказал глава Роскачества Максим Протасов, отбор вин для гида был разделен на два этапа. На первом эксперты должны были удостовериться, что вино делается из отечественного виноматериала, для чего они выезжали в хозяйства и осматривали принадлежащие им виноградники. На втором этапе профессиональные сомелье оценивали качество напитка, причем, акцент делался именно на аромат, цвет и вкус вина. «В своей работе я и мои коллеги, как правило, имеем дело с винами более высокого уровня, серьезными и дорогими ресторанными позициями. Но базовые ценности едины для любых вин. В этом исследовании от недорогих образцов мы не ждали особенной сложности букета, благородных тонов, выдержки во вкусе. Но и недорогое, так сказать, повседневное вино может быть достаточно качественным. Нас в первую очередь интересовали чистота в аромате и вкусе, отсутствие пороков, посторонних тонов, оттенков окисления, жгучих тонов в послевкусии из-за превышения порога летучих кислот. Могу сказать, что откровенно плохих образцов было гораздо меньше, чем мы ожидали», — говорит директор школы сомелье Wine People Юлиана Григорьева.
Как подчеркнул председатель Союза сомелье России Артур Саркисян, ни одна из 320 участвовавших в исследовании марок не провалилась, всеми упомянутыми в гиде винами не стыдно украсить стол. «В соответствии с российским ГОСТом хорошим считается вино, набравшее по сумме баллов не менее 71. Для «Винного гида России» был установлен более высокий минимальный балл — 78. И 211 вин получили оценку выше», — сказал по этому поводу глава Роскачества.

Как подчеркнул замглавы Минпром­торга Виктор Евтухов, «Винный гид России» станет ежегодным, а также будет расширяться и развиваться: уже известно, что в 2019 году экспертная группа оценит не менее 500 российских марок. В частности, в новый список войдут вина дороже 1 тыс. рублей за бутылку, а также будет добавлен значительный пласт производителей из регионов Северного Кавказа.