Осетры выплывают из забвения

Осетры выплывают из забвения

Российскому осетроводству нужны инвестиционные кредиты и «зеленый свет» на экспорт
В 2015 году в России выращено около 2,5 тыс. тонн осетровых рыб и произведено около 50 тонн пищевой икры. С одной стороны, введение санкций не особо стимулировало рост объемов производства в этой отрасли: импорт в ней составлял не более 10%. С другой — у осетроводов есть перспективы роста на внутреннем рынке и за рубежом. Но чтобы сделать рывок в развитии, надо усовершенствовать законодательство, получить доступ к «длинным» деньгам.

Низкий старт
Советский Союз обеспечивал до 90% мировых запасов осетровых и три четверти мирового производства черной икры. Основным регионом производства был Каспий, который после 1991 года стал принадлежать пяти государствам. Сегодняшние объемы российского производства мяса осетровых составляют менее 10% от советского. Даже после строительства Волгоградской ГЭС (из-за которой было утрачено почти 100% естественных нерестилищ белуги, 80% русского осетра и 40% севрюги) улов осетровых составлял более 27 тыс. тонн. После запрещения промышленного вылова осетровых и ужесточения мер по борьбе с браконьерством отрасль стала оживать, хотя до прежних объемов ей еще очень далеко. Значительные объемы производства приходятся на южные регионы: годовой объем производства товарных осетровых в Астраханской области составляет 350-400 тонн, пищевой икры — 8-10 тонн. В Краснодарском крае работает более 50 хозяйств с общим ежегодным объемом производства 420 тонн мяса и более 3 тонн икры. В Ростовской области тоже имеется мощный потенциал для осетроводства: в 2015 году было произведено 9,2 млн штук молоди осетровых.

«Основы товарного рыбоводства в России были заложены более 35 лет назад, — рассказывает начальник Управления аквакультуры и научного обеспечения ассоциации «Росрыбхоз» Галина Павлович. — Одним из выдающихся достижений российской науки было получение гибрида белуги и стерляди, бестера, сочетающего скороспелость стерляди и высокий темп роста белуги и создание на его основе первых
культурных пород осетровых: бурцевской, аксайской и ВНИРОвской».

Первая программа по развитию товарного осетроводства «Осетр-2000» была разработана Росрыбхозом при содействии Минсельхоза РФ в 1996 году. Программа предусматривала приоритетное развитие товарного осетроводства и создание на этой основе благоприятных условий для организации высокоэффективного осетрового хозяйства России. Она и стала в свое время отправной точкой для развития отрасли, хотя прошли годы, прежде чем в ней появились инвесторы, а у инвесторов — готовая продукция.
Осетры выплывают из забвения
Нужны кредиты и корма
«В России аквакультурой практически никто не занимается в отличие от других стран, — констатирует заведующий отделом водных биоресурсов бассейнов южных морей Южного научного центра РАН, д. б. н. Елена Пономарева. — Хороший пример тут показывает небольшая Финляндия, где в условиях аквакультуры выращивается до 800 тыс. тонн семги. Преуспели в этом деле Китай, Вьетнам и другие страны. В России же в этом плане — провал. И наверстывать нужно, чтобы отстоять продовольственную безопасность. Правда, для этого предстоит развить целую отрасль, в основе которой — сложные технологии, дорогое оборудование и обучение высококвалифицированных специалистов». Многие подотрасли АПК (производство плодоовощной, молочной продукции и др.) получили хороший импульс к развитию после введения санкций. Осетроводам на этой волне практически нечем было поживиться: директор центра «Кубаньбиоресурсы», д. б. н., профессор Михаил Чебанов говорит, что доля импорта до введения санкций в отрасли не превышала 10%. «Внутренний рынок товарных осетровых пока не насыщен, при этом цена довольно высокая даже в Краснодарском крае. Здесь есть традиционный спрос на такую рыбу», — отмечает он.

Основной сдерживающий фактор развития осетроводства и производства икры — отсутствие инвестиционных кредитов. Банкиры неохотно рассматривают такие проекты, поскольку сроки окупаемости в них обычно составляют 7-8 лет. Александр Новиков, президент Союза осетроводов России и владелец ГК «Русский икорный дом», отмечает, что это очень капиталоемкое и высокотехнологичное производство. Мало того, что в стране немного желающих браться за такие инвестпроекты, получить кредит на них чрезвычайно сложно. «Для роста имеющихся производств на внутреннем рынке основным препятствием является отсутствие качественных отечественных кормов. После повышения курса валюты импортные корма подорожали в два раза. При этом, например, «Русский икорный дом» в течение последних трех лет не повышал цены, и только недавно они поднялись на 15%», — описывает ситуацию Александр Новиков.

Михаил Чебанов согласен с тем, что основным сдерживающим фактором в отрасли остается отсутствие средств для развития. «Прочие условия уже есть: технология производства товарных осетров хорошо разработана. С тех пор как мы разработали технологию определения пола рыбы с помощью УЗИ, сроки реализации проекта сократились до 2-3 лет. Именно столько необходимо для того, чтобы самки созрели и начали давать икру. К сожалению, ряд проектов, которые появлялись в последние годы, получив кредитные средства, использовали их не по назначению, дискредитировав эту отрасль. Поэтому сейчас банкиры очень настороженно относятся к новым проектам в осетроводстве», — сетует Михаил Чебанов.

Икре нужен экспорт
Надо сказать, что природные условия и научный ресурс в Южном регионе, средней полосе России вполне позволяют эффективно развивать отрасль. Елена Пономарева отмечает, что в одной только Ростовской области есть все условия, чтобы наверстать упущенное с советских времен: тут много тепла и водных ресурсов. «Здесь можно выращивать столько продукции аквакультуры, сколько сейчас выращивают по всей России, причем организовать это в течение 2-3 лет». Галина Павлович добавляет, что товарное осетроводство является экономически выгодной отраслью, что подтверждается опытом работы многих предприятий. «Одной из мер скорейшего восстановления биоразнообразия популяций азовских осетровых является создание в Краснодарском крае бюджетного учреждения «Кубаньбиоресурсы» с сохранением живой коллекции осетровых рыб, в которую вошли не только все виды азовских осетровых, но и веслонос, персидский осетр, шип и другие виды. В госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденную постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 314 включена подпрограмма № 8 «Развитие осетрового хозяйства», предусматривающая господдержку развития осетроводства в России», — говорит о перспективах Галина Павлович. А Александр Новиков напоминает, что при текущем курсе рубля, стоимости энергоресурсов и уровне оплаты труда российская икра могла бы быть сверхконкурентна на внешних рынках. «К сожалению, эту нишу сегодня занимают китайские производители. Сегодня у нашей страны отсутствуют соглашения со странами Евросоюза, которые позволяли бы экспортировать продукцию аквакультуры вообще и икру в частности. Таким образом, мы лишены весьма интересного для всех нас рынка, потому что очень важно, что до сих пор бренд русской икры хорошо знают во всем мире, и обидно, что мы не можем этим воспользоваться».