Один в поле не воин

Один в поле не воин

Как задачу государственной важности решает каждый из нас
Весной 2020 года аграрии нашей страны, как и представители других отраслей экономики, столкнулись с ограничениями из-за пандемии коронавируса. Тем не менее отечественный АПК сумел не только адаптироваться к возникшим вызовам, но и активно включиться во всеобщую борьбу с ее последствиями и приступить к формированию позитивной информационной повестки. #МыдляВасбезвыходных» — под таким хештегом стартовала всероссийская отраслевая акция, в рамках которой тысячи фотографий и видеороликов от тех, кто обеспечивает продовольственную безопасность страны, заполонили соцсети. Более того, многие из них еще и пришли на помощь врачам, поддержав их вкусной и натуральной продукцией.

Сельское хозяйство не было официально признано пострадавшим от пандемии COVID-19, но корректировки в работу отрасли ситуация с распространением коронавируса все же внесла. По словам министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, сельскохозяйственная отрасль по итогам 2020 года сохранит положительную динамику развития. Конечно, прирост прогнозируется небольшой. «Но именно он позволит отчасти компенсировать снижение в других отраслях и в целом поможет быстрее восстановиться отечественной экономике», — считает министр.

«Сельскохозяйственную отрасль вряд ли можно назвать существенно потерпевшей в результате пандемии. Тем не менее изменения в цепи поставок, а также в первую очередь падение покупательской способности и, следовательно, спроса оказали влияние на состояние рынка и агропредприятий», — подтверждает старший менеджер центра компетенций в АПК КПМГ в России и СНГ Людмила Зуева. — Из отраслей сельского хозяйства больше всего негативные последствия от коронавируса ощутили на себе мясо-молочная и аквакультурная суботрасли, поставщики для сегмента HoReCa, а также производители органической продукции.
Падение курса национальной валюты, пришедшееся на начало карантина, с одной стороны, поддержало растениеводов в связи с большими объемами экспорта, с другой — ограничило отрасли, существенно зависящие от импортного сырья: мясную, молочную отрасли (комбикорма, аминокислоты, семенной материал и т.п.). Кроме этого, несмотря на казалось бы неэластичность спроса на продукты повседневного потребления, такие как молоко и мясо, упало потребление производных с более высокой добавленной стоимостью, например сметаны, йогурта, мясного филе, морепродуктов: в период неопределенности и сокращения доходов население отдало предпочтение более «классическому» потреблению и сберегательной модели поведения».
Ограничения COVID-19, по словам эксперта, существенно отбросили назад отечественную отрасль органической продукции. В частности, те компании, которые находились в процессе конверсии земель. В большей степени это связано с проблемами сертификации, вызванными закрытием границ и невозможностью провести оценку площадей иностранными сертифицирующими органами.

«Сейчас, когда прошло уже полгода с введения карантина, можно наверняка сказать, что компании адаптировались под изменившиеся условия и сделали это достаточно быстро (перестройка работы, обеспечение безопасности и непрерывности производства), однако потребительский спрос пока не восстановился, и вряд ли стоит ожидать его восстановление в ближайшее время. Особенно сейчас, когда все только и говорят о второй волне, — говорит Людмила Зуева. — В мае этого года, в самый разгар карантина, мы проводили опрос среди компаний агросектора и пытались выяснить, как ситуация с коронавирусом отразилась на деятельности компаний. Не исключено, что на тот момент отрасль еще не ощутила всех последствий, так как у кого-то еще были длинные контракты на поставки, а население скупало продукты длительного хранения и тем самым подстегивало рост расходов на питание (если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года, расходы на питание в мае 2020-го возросли более чем на 10%). Тем не менее большинство компаний не ожидали существенного влияния пандемии на свою доходность и не планировали менять масштабы производства или в целом корректировать свою стратегию. Надо сказать, что в нашем опросе в большей степени принимали участие крупные холдинги. Однако могу предположить, что, как и в любой кризис, самой уязвимой прослойкой бизнеса является МСП. Они наиболее чувствительны к изменениям на рынке и более зависимы от влияния сопутствующей инфраструктуры. В данном случае для поддержки МСП отрасли велика роль государства и банковской системы (которая в нашей стране тоже не очень оперативна в формировании продуктов под новую ситуацию на рынке)».
Один в поле не воин
Фермерская продукция прямо к вам домой. Действительно, большинство экспертов говорят о том, что наиболее пострадавшими являются именно представители малого бизнеса, которые теряют каналы сбыта. Это объяснимо и закономерно, однако есть и положительные примеры, когда фермеры смогли выработать новые принципы работы и даже найти новые ниши.
Например, Юрий Гармаш из поселка Ульт-Ягун Сургутского района (ХМАО — Югра) быстро сориентировался — организовал доставку товаров к дверям подъездов и даже увеличил прибыль. 
«Наше КФХ работает чуть больше 10 лет, занимаемся выращиванием и разведением КРС, организована переработка мясной и молочной продукции. При ферме работает собственный магазин «Деревенька», куда за покупками обычно приезжали люди из Сургута, Нижневартовска, а также кафе, — рассказывает он. — На самом деле в онлайн мы вышли еще два года назад, организовали группу нашего магазина в «Вайбере» и осуществляли доставку продукции при заказе от 1000 рублей бесплатно, в пригороде — от 2000 рублей. В прайс-листе группы — молочная продукция, деликатесы и колбасы, мясо, полуфабрикаты, консервы, овощи... Но когда ввели ограничения из-за пандемии, жизнь нашего чата в «Вайбере» ощутимо активизировалась. Группа резко увеличилась — на 700-800 человек и достигла почти 3 тысяч, спрос на услуги начал расти, не угасает он и сегодня.
Конечно, возникли и сложности. Бизнес у нас семейный, я сам с супругой занимался доставкой, работали и работаем без выходных до позднего вечера. Кроме того, со всей серьезностью мы относимся к соблюдению санитарных норм: проводим обработку автотранспорта, соблюдаем дистанцию, оплата у нас бесконтактная, а клиентов просим забирать заказ только в маске и перчатках. 

Таким образом, та схема работы, которую мы выбрали заранее, помогла нам не только справиться в последствиями пандемии, но и укрепить свои позиции. Теперь мы однозначно будем развивать именно такую форму работы и увеличивать объемы заказов».
И таких историй большое число по всей стране. Например, сервис по доставке фермерских продуктов на дом был запущен в апреле в Республике Башкортостан. Изюминка сервиса «Органика24» в том, что фермер сначала указывает минимальную партию товара. Первый покупатель согласовывает с ним дату, время и место доставки. Затем предлагает соседям, например, в чате дома присоединиться к закупке по готовой ссылке. Когда набирается нужная общая сумма, фермер привозит продукты прямо к подъезду. А тот самый первый покупатель получает 5% от всей суммы закупки.
Один в поле не воин
Продбезопасность гарантируем. Сохранение положительной динамики стало возможным благодаря силе и стойкости характера представителей отрасли. Именно фермерам, аграриям, работникам заводов и производств пришлось выкладываться на все 200%, чтобы на полки магазинов вовремя поступало продовольствие. 
Несмотря на режим самоизоляции, посевная кампания этой весной началась раньше обычного. «Аграрии, полагаясь на свою закалку, не пошли на самоизоляцию, а вовремя занялись подготовкой к посевным работам и их проведением. В итоге в Республике Татарстан собрано свыше 5 млн тонн зерна, из них около 1 млн тонн получено именно КФХ. Фермеры в большинстве своем самодостаточны и готовы к самоотверженному труду. Этим и объясняются успехи АПК нашей страны. Например, получить такой урожай КФХ могли только при внесении достаточного количества удобрений и средств защиты растений, на их закупку действуют субсидии от регионального и федерального минсельхозов. Но из 4 тыс. фермерских хозяйств эти субсидии получили только 10-12%, при этом банковская система из-за пандемии запоздало сработала с их выдачей. То есть люди самостоятельно закупили все необходимое, осознавая, что продовольственная безопасность — их задача», — отмечает председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. 

Готовность трудиться не покладая рук продемонстрировали представители отрасли по всей стране. И сделали они это в рамках всероссийской акции #МыдляВасбезвыходных, запущенной Минсельхозом РФ в апреле 2020 года. 
«В акции участвуют те, кто в условиях сложной эпидемиологической ситуации трудится в полях на посевной, работает на животноводческих фермах, в теплицах, производит продукты питания, чтобы в магазинах и на столах россиян было достаточно качественных и доступных продовольственных товаров», — сообщается на сайте ведомства. 
К флешмобу присоединились работники сельского хозяйства всех регионов России — от Дальнего Востока до Северо-Запада. Первыми подключились аграрии Московской области, такие сельхозпредприятия, как «Альдини», «Братья Чебурашкины», Danone, а также ветеринарные врачи Подмосковья. «Все сельхозпроизводители и труженики села Подмосковья работают для вас без выходных. Оставайтесь дома в период изоляции, не переживайте: продуктов хватит на всех», — говорил министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин. 
Сегодня по упомянутому хештэгу на фотографиях в различных социальных сетях можно увидеть, как в напряженный период трудились трактористы и комбайнеры на полях Краснодарского края, пчеловоды на пасеках в Дагестане, животноводы в Якутии, как шла закладка яблочных садов на Ставрополье, сбор клубники в Крыму, вылов рыбы в Севастополе, сбор овощей на Урале и многое-многое другое. 
Один в поле не воин
Помощь рядом. Работников сельского хозяйства отличают чувство единства, сопереживание, готовность поддержать нуждающихся в трудную минуту. Поэтому сотни крупных предприятий и небольших КФХ по всей стране старались помогать другу другу, а также самым главным героям битвы с коронавирусом — врачам. 
«В нашем хозяйстве работы стало в разы больше — часть работников выпала из процесса, но производство не могло остановиться, ведь поля сами собой не засеются, а животным не объяснишь, что происходит в мире. Как и большинство, мы оперативно перестроили свою работу и наладили онлайн-сбыт и организовали курьерскую доставку нашей продукции», — рассказывает генеральный директор животноводческого предприятия из Калужской области «Экоферма Джерси» Антон Гудов. — Конечно, государство оказало нам поддержку, например с выплатой заработной платы, но из-за перехода на «удаленку» сильно осложнился процесс получения финансирования от банков — по факту средства на весенне-полевые работы мы получили только в августе. И здесь хочется сказать спасибо поставщикам семенного материала, топлива, ведь они вошли в наше положение и дали отсрочку. 
В свою очередь, мы приняли решение помочь медикам, передав сотрудникам Калужской городской больницы скорой медицинской помощи экологически чистые молочные продукты нашего производства — всего 40 кг сыра и 100 литров молока. Потому что понимали, что помощь в такой ситуации должна быть всеобщей, поддержка нужна всем». 
Согласен с ним и фермер из Бокситогорского района Ленинградской области Кирилл Шештанов — глава кролиководческого хозяйства «КроШ». «Мы пережили пандемию без особых проблем: государство помогло финансово с обеспечением заработной платы работников, ограничений по передвижению у фермеров не было, поэтому все в КФХ шло своим чередом. Конечно, при ферме у нас есть и магазин. Поэтому, как и многие, мы организовали доставку нашей продукции клиентам на дом, спрос был большой, люди оставляли много положительных отзывов за удобство такой формы работы», — делится он. 

В самый разгар пандемии, когда врачам было особо тяжело, они были заперты в «красных» зонах, фермеры Бокситогорского района оказали им посильную поддержку. Можно сказать, что организатором помощи стал именно Кирилл Шештанов. «Я понимал, в каких условиях приходится работать врачам, закономерно мне пришла мысль поблагодарить их за самоотверженный и рискованный труд, — говорит он. — С этой идеей я обратился к фермерам нашего района и нашел небывалый отклик. В течение нескольких недель мы все вместе доставляли в моноинфекционный центр Бокситогорского района фермерскую продукцию и готовые блюда, приготовленные из нее». 
И таких неравнодушных фермеров и хозяйств по стране огромное число. Подмосковный сельхозпроизводитель «АИСФеР» безвозмездно направил в больницы Воскресенска и Домодедова, где находились пациенты с подозрением на коронавирус, и в несколько детских домов и домов-интернатов 12 тонн сливочного масла высшего качества.
Один в поле не воин
Агрокомплекс «Иванисово» оказал благотворительную помощь медикам ЦМСЧ-21 ФМБА России в городе Электросталь. Несколько недель персонал больницы бесплатно получал более 100 кг свежих овощей от электростальского тепличного предприятия.
Татарстанский завод «Азбука сыра» присоединился к республиканскому движению «Помощь рядом» и бесплатно поставлял продукцию в больницы Казани. Более того, эта компания закупила для нужд Министерства здравоохранения Татарстана три французских аппарата ИВЛ и один японский бронхофиброскоп. 

Глава КФХ «КОМРАТ» Ольга Дмитрогло привезла в Центр имени Бакулева, один из корпусов которого перепрофилировали для лечения коронавирусной инфекции, 100 кг меда с собственной пасеки. 
Овощеводческое хозяйство «Дары Ордынска» из Новосибирской области также внесло свою посильную лепту в борьбу с распространением коронавирусной инфекции: предприятие передавало пенсионерам, многодетным семьям и потерявшим работу людям тонны различных овощей, не считая продуктовых наборов. Помогли даже новосибирскому зоопарку, ведь посетителей не было, и возникли сложности с кормлением животных.
Все эти примеры демонстрируют искреннюю благодарность медработникам за их самоотверженный труд, способность представителей отрасли АПК объединяться в трудные времена, ведь благие дела дают стимул работать и развиваться дальше.