Не только домик в деревне

Не только домик в деревне

Чтобы удержать молодежь на селе, необходимо создавать им приемлемые условия для работы и отдыха
В последние годы Россия превратилась из крупнейшего в мире импортера сельхозпродукции в нетто-экспортера и лидера по производству зерновых и масличных. В то же время условия жизни на селе далеки от идеальных. В ведущих аграрных регионах наблюдается депопуляция в сельской местности, а в профильных вузах — нехватка студентов на инженерные специальности, которые и должны обеспечить стране качественный рывок в АПК. О том, как создать нужные условия для селян, привлечь к работе в деревне молодежь, шла речь на заседании круглого стола по теме «Российское село: качество жизни, развитие сельской инфраструктуры», организованного МИД «ЕвроМедиа» в преддверии III Всероссийского форума «Российское село».

Проблемы развития сельских территорий пытаются решить уже не первый год. Здесь и недофинансирование отрасли, и закредитованность самих агрофирм и представителей малого и среднего бизнеса, и депопуляция на селе, и «санкционная война», и влияние природных факторов.
Со своей стороны региональные власти пытаются повлиять на ситуацию с помощью различных преференций. По данным замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольги Горбаневой, 65% регионального бюджета направлено на строительство социальной инфраструктуры. В нынешнем десятилетии выполнены работы по капитальному ремонту порядка 50 школ и детсадов, созданы более 300 фельдшерско-акушерских пунктов, более 100 спортивных сооружений. Властями поставлена задача строительства плавательных бассейнов в каждом сельском районе. Кроме того, за счет бюджета строятся разводящие сети газопроводов и водопроводов внутри поселений, дороги, ведется комплексное обустройство площадок под строительство жилья. Так, для строительства сетей в прошлом году было выделено из областного бюджета 222 млн рублей, в 2018-м — 226 млн.

«70% стоимости жилья возмещается за счет бюджета в рамках региональной программы, — сообщила Ольга Горбанева. — Это серьезная поддержка для молодежи. Средства предоставляются молодым семьям и молодым специалистам, а также сельским жителям, работающим в АПК, в соотношении 70:30 каждой из этих категорий». Это помогло улучшить жилищные условия с 2010 года более чем 4 тыс. жителей, из которых порядка 67% — молодежь.
Уровень газификации и водообеспечения сельских поселений Ростовской области хоть и растет, но все же пока не превышает 61%. Безработица на селе гораздо выше, чем в городах, а уровень заработной платы у обретших работу заметно ниже, чем у горожан. Оттого и отток сельского населения с 2010 года составил 4% (около 55 тыс. человек) от всех жителей глубинки. В одном из поселений Чертковского района Ростовской области за последние годы уехало в города более 300 человек из 690 жителей.
«Очередность по жилью на 1 января 2018 года у нас составляла около 3 тыс. человек. Хотелось, чтобы из федерального бюджета выделялось больше средств, тогда сроки нахождения в очереди заметно сократятся. Пока же молодые специалисты ожидают в очереди от 3 до 5 лет, иные же жители села — гораздо более. Кроме того, необходимо продлить сроки участия федерального бюджета в реализации ряда сельских проектов как минимум до 2025 года, а также сохранить ФЦП «Устойчивое развитие сельской территории» как самостоятельной единицы, не допуская их консолидации с другими. Иначе сама цель потеряется, средства уйдут на иные задачи и т.д. В этом случае эффективность участия госбюджета в поддержке села будет утеряна», — считает Ольга Горбанева.

Господдержка сельских территорий в прошлом году выразилась также в применении механизма предоставления единой региональной субсидии. С его помощью местные власти смогли согласно особенностям своего региона оперативно перераспределять бюджетные средства между разными направлениями поддержки аграриям без необходимости вносить изменения на уровне федерального центра. Это позволило обеспечить доведение денег до конечных получателей в более сжатые сроки и повысить эффективность использования средств федерального бюджета. Как пояснила заместитель министра, эти средства в первую очередь в 2017 году оперативно направлялись на поддержку малых форм хозяйствования.
Ранее приходилось ждать несколько месяцев получения средств, которые были необходимы в конкретный момент.
Эффект от преференций на разных сельских территориях проявляется неравномерно. К примеру, по информации заведующей сектором земельных и имущественных отношений администрации Целинского сельского поселения Нины Кобушевой, с 2012 года отмечен серьезный приток квалифицированных рабочих (порядка 9%) из дальних сел в райцентр. Это стало возможным благодаря работе сразу трех крупных агрохолдингов, нуждающихся в подготовленных кадрах. Именно они сегодня на селе становятся главными драйверами занятости населения.
В Сулинском сельском поселении есть только один агрохолдинг, зато успешно работают восемь крепких хозяйств, руководство которых старается кадрами не разбрасываться. «Нам удалось собраться и благодаря государственным пособиям при рождении второго ребенка, и более дешевому, чем в городе, жилью остановить поток уезжающих из села, — рассказал глава Сулинского сельского поселения Иван Ломатченко. — Хорошим подспорьем стало и увеличение зарплат сельским работникам культуры до 22,6 тыс. рублей».
Зато в Мясниковском районе, по признанию начальника отдела сельского хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Нерсеса Тер-Акопяна, отмечается острый дефицит агрономов и зоотехников. Сказывается близость мегаполиса, куда сельская молодежь предпочитает ехать на более высокооплачиваемую работу.

По мнению председателя Ростовского регионального отделения ОМОО «РССМ» Сергея Харахашяна, у сельской молодежи должен быть выбор места будущей работы и условий проживания, чтобы самим решать, оставаться на месте или искать счастья за пределами родного хутора. По его мнению, нынешнему поколению важны не только приемлемая зарплата и крыша над головой, но и качественный Интернет, организация досуга, культурное развитие. «В настоящее время, чтобы обработать 1 тыс. га угодий, не нужно большое количество селян, достаточно несколько человек. Остальные вынуждены будут в поисках заработка покидать село, если не найдут иных источников существования», — считает Сергей Харахашян.
Заместитель директора по научно-инновационной работе НИМИ «Донской ГАУ» Ирина Гурина также признала, что в сельских вузах имеется недобор, особенно по инженерным специальностям. То есть как раз по тем, которые должны определять вектор развития самих крупных агрохолдингов, если их руководство заинтересовано в программе импортозамещения и вытеснения иностранных конкурентов с отечественного рынка. В ДонГАУ сейчас разрабатывается концепция мелиоративно-кооперативных парков для локальных территорий, в рамках которых могли быть созданы дополнительные рабочие места.

Но без вмешательства государства проблему депопуляции села не решить. Директор Ассоциации крестьянских /фермерских/ хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Татьяна Трегубова уверена, что помимо решения традиционной проблемы доступных кредитов для аграриев им необходимо вернуть несвязанную поддержку в отрасли растениеводства и перенаправить преференции от крупных агрохолдингов мелким хозяевам, на которых во многих странах мира и держится весь АПК. Кстати, рост молочного животноводства — гордость Минсельхоза РФ — стал реальным как раз при нужной господдержке за счет высокой активности малого и среднего бизнеса на селе. Если тенденция сохранится, молодежь перестанет покидать свою малую родину и будет прилично зарабатывать на месте. По утверждению министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константина Рачаловского, примеры этому в регионе уже есть — в некоторых хозяйствах зарплата достигает 70 тыс. рублей в месяц. ||