Настройка регулятора

Настройка регулятора

В 2025 году исполняется 35 лет Минсельхозу РФ

Министерство сельского хозяйства РФ дня сегодняшнего формировалось в титанических сдвигах истории, когда и само государство находилось, по сути, между молотом и наковальней. За 35 лет пройден тернистый путь — прошли и достигли того, что позволило России достойно ответить на санкционное давление, диверсифицировать производство, по большинству направлений прийти к самообеспечению внутри страны. Для Доктрины продовольственной безопасности 2025 год тоже юбилейный — 15 лет со дня принятия документа.

Настройка регулятора

Время перемен. С середины 80-х, а впоследствии и в 90-е годы, которые прочно закрепились в сознании граждан как лихие годы, вопросы реформирования аграрного строя страны возникали в весьма непростых реалиях. Рушится, по сути, весь привычный уклад жизни, во всех сферах и сегментах. Закономерный ли это процесс, естественный или искусственный, не столь важно: существовать, выживать, находить решения приходилось в непривычных условиях, работать с новыми вызовами. Россия невзирая на ведущую роль топливно-энергетического комплекса всегда была и остается страной с важнейшей аграрной составляющей в структуре экономики. Однако, справедливости ради стоит отметить: уже в 70-е годы объем сельскохозяйственной продукции сокращался: согласно официальным открытым источникам в 1971-1975 годах он составлял 13% совокупного общественного продукта, а в 1981-1985 годах и вовсе 6%. Но в то же время к началу 80-х страна все еще занимала второе место после промышленности в производстве валового общественного продукта и даже пока еще сохраняла мировые лидерские позиции по производству пшеницы, которые потеряла уже к концу 80-х — 90-е.

В перестроечный и постперестроечный период отрасль, которая в силу своей социально-экономической значимости для страны всегда требует системных комплексных взглядов и решений, искала новые методы адаптации к реальности. Стоит вкратце вспомнить, с чем, собственно, Россия подошла к моменту назревшей необходимости создания сперва комитета, а потом и федерального Минсельхоза. Развал большого государства, в котором структурно и интегрировано по рельсам плановой экономики жили и производили множество республик, входящих в СССР, в 1988-1989 годы явственно высветили: продовольственная безопасность страны испытывает серьезные проблемы. Действовавшая к тому периоду продовольственная программа трещала по швам, нехватка основных продуктов питания, которую впоследствии прикрывали ввозом так называемых «ножек Буша», низкая эффективность вложений в развитие агропромышленного сектора — современные вызовы требовали нахождения путей решения выхода из сложившегося кризиса. Не стоит забывать, что сама организационная модель в силу объективных реалий требовала нового устройства. До распада Союза в 1991 году было 9 министерств и иных ведомств, курировавших в той или иной части аграрно-промышленный комплекс. В одном из интервью, опубликованном на сайте КПРФ, Виктор Хлыстун, первый министр сельского хозяйства РФ, так вспоминал этот период: «Минсельхоз СССР, Минсельхоз РСФСР, Минсельхоз нечерноземной зоны РСФСР, министерства сельского строительства СССР и РСФСР, Министерство мелиорации и водного хозяйства и так далее. В них работали более 25 тыс. человек. И мне нужно было создать на их базе одно министерство с численностью работающих 1560 человек. Из 25 тыс. — 1560! Это очень непростая проблема, ведь речь шла и о последующем трудоустройстве увольняемых людей, и выборе из них руководителей и специалистов, способных работать в принципиально новых условиях. И решить эту задачу следовало за предельно короткое время, потому что откладывать некуда, надо начинать работать. Тем более, что на первом заседании правительства мне был установлен срок представления Программы аграрной реформы не позднее 15 декабря (1991 года — прим. ред.). 15 ноября меня назначили, а через месяц я уже должен был представить весь пакет документов по коренному переустройству всей системы продовольственного обеспечения страны».

Настройка регулятора

Все с начала. Начался переход от некогда действовавшей плановой экономики к рыночной, это требовало серьезных законодательных изменений, в том числе в части землепользования, в целом земельных отношений; реорганизация колхозов и совхозов вывела в авангард вопросы развития и поддержки таких новых игроков как фермерские хозяйства, разрабатывались соответствующие законы и т. п. В начале 90-х годов даже возник такой вдохновляющий будущих фермеров лозунг «Земля — всем сельским жителям». Параллельно формировалась инфраструктура агропродовольственного рынка, возникала необходимость развития лизинга, агрокредитования — всего того, что уже сегодня является неотъемлемой частью аграрной повседневности страны. И, собственно, новый формат управления — единое министерство сельского хозяйства — задумывался как регулятор всех основополагающих процессов. Со временем регуляторная функция Минсельхоза крепла и расширялась. И сегодня именно его роль как регулятора, уже не только в части решения внутренних агропромышленных вопросов, но и экспортных связей является важнейшей. К слову, 90-е, как и последующие 2000-е годы знаменовались для российской агарной отрасли и ее участников более углубленным знакомством с опытом коллег не только некогда дружественных для СССР стран, но и иных стран Запада. Поддерживались инвестиции в агропромышленный сектор нашей страны из других мировых государств, возникали совместные предприятия, российские аграрии ездили как в рамках международных выставок, так и в частном партнерском, предпартнерском порядке знакомится с опытом из-за рубежа. Развитие международных контактов было если не ключевым, то одним из приоритетных направлений работы министерства того периода. Соответственно, приходили инвестиции, технологии, оборудование — все то, что было зачастую крайне необходимо России, утратившей в 80-е — первую половину 90-х гг. собственные отраслевые промышленные предприятия и во многом научную базу.

Настройка регулятора

Стратегия движения. В мае 1995 года в стране был одобрен по сути первый глобальный тематический документ — курс на дальнейшую работу, а именно «Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы». Происходило это в первый период либерализации экономики, когда ожидалось быстрое ее оживление, мощный приток инвестиций. Реальность вносила свои коррективы, а, соответственно, опять же, требовались поиски и новые пути решения актуальных вопросов современных вызовов социально-экономического характера.

Знаковой вехой стало принятие в 2010 году Доктрины продовольственной безопасности страны. Как отмечают в своей научной статье «Основные аспекты концепции региональной продовольственной безопасности России» группа авторов (Михаил Ксенофонтов, Дмитрий Ползиков, Яна Мельникова): «Принятая в 2010 году Доктрина продовольственной безопасности послужила содержательным основанием Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В результате ее реализации в целом по стране сельское хозяйство продемонстрировало высокие темпы роста объемов производства, произошли существенные положительные изменения в уровнях среднедушевого потребления большинства базовых видов продовольствия и в структуре рациона питания, снизилась зависимость внутреннего рынка от агропродовольственной продукции». Уже в 2017 году на тот момент премьер-министр страны Дмитрий Медведев (он будучи в 2010 году президентом РФ подписал указ о доктрине) на совещании с правительством озвучил: «Наша Доктрина продовольственной безопасности исходит из предположения о необходимости 80% самообеспечения мясом и мясопродуктами. В настоящий момент у нас 89% — это мясо и мясопродукты, которые производятся в Российской Федерации».

На данный момент согласно официальным данным большинство ключевых целей по самообеспеченности теми или иными продуктами, заложенных доктриной, страной достигнуты. Одним из исключений пока остается молочная отрасль. Министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут на проходившем в январе 2025 года Втором форуме лидеров молочной индустрии, в рамках которого состоялся XVI съезд Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), отметила, что молочная отрасль «остается одной из самых сложных с точки зрения выполнения этих целевых ориентиров» (в доктрине заложен уровень самообеспеченности на уровне 90%). Однако министр напомнила, что в стране с 2025 года начал действовать разработанный Минсельхозом национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», в котором заложены уровни достижений в том числе и для молочной отрасли: основная задача, которая стоит перед всеми сельхозтоваропроизводителями, — это увеличение объема производства продукции на 25% к 2030 году, производство молока должно достигнуть 38 млн тонн. Экспорт продукции агропрома, в который также входит и молочная продукция, должен быть согласно новому нацпроекту увеличен в 1,5 раза.  

Настройка регулятора

Михаил Черосов, руководитель ЯНИИСХ федерального научного центра «Якутский научный центр СО РАН»: 

— Создание Министерства сельского хозяйства РФ, которое стало управлять 35 лет назад, вроде бы, привычной для него отраслью, но в новых рыночных условиях, — это революционное и решение, и событие.

Огромные ресурсы и потенциал России надо было правильно использовать, в первую очередь поднять кадры, людей, всю систему на новый уровень, внедрить принципы работы и жизни, по сути на своей земле, где есть понятия «собственность», «хозяин» и «рынок».

Централизация управления, создание единого министерства позволило выстроить единую аграрную политику. Урегулировать систему субсидий по приоритетным направлениям — тоже важнейшая задача и она была решена в достаточно короткие сроки.

Наиболее знаковые достижения в аграрной сфере — это то, что уже в 2000-е годы Россия стала мировым лидером по пшенице, путь на импортозамещение привел к увеличению производства мяса, молока, овощей. Это позволяет отрасли стабильно развиваться. А в 2020-е и по настоящее время можно сказать, что достигнута устойчивость АПК в условиях санкционного давления (рекордные урожаи, развитие логистики, новые рынки сбыта).

Госконтроль за оборотом сельхозземель, развитие биоэкономики в виде роста отечественной селекции, создание ветеринарных биопрепаратов и другое, комплексное развитие сельских территорий, включая развитие кадрового потенциала, решение вопросов образования от школы до вузов и внедрения научных агротехнологий, стимулирование экспорта — все это должно привести к еще более существенной роли России в мире. А это уже по сути решение политической задачи страны, и роль Минсельхоза РФ в этом одна из ключевых.

Сравнивая 90-е годы и нынешнее время, ощущаешь разницу и понимаешь: создание 35 лет назад министерства сельского хозяйства — это было эпохальное решение.

Настройка регулятора

Максим Чекусов, директор Омского аграрного научного центра: 

— Хочется поздравить Министерство сельского хозяйства РФ с 35-летием. Мы все помним, через что приходилось проходить в перестройку, с 90-х по начало 2000-х. Но все испытания выдержаны, выстроен новый уклад работы. Важно отметить организационную функцию министерства как регулятора по всем направлениям отрасли. В стране сейчас существуют холдинги, средние предприятия, небольшие фермерские хозяйства, ЛПХ — министерство уделяет внимание любой форме собственности, контролирует продуктовую линейку, технику, на контроле экспорт. К настоящему моменту удалось обеспечить продовольственную безопасность страны, расширить экспортные возможности аграриев и зарабатывать деньги для страны. Хотел бы заострить внимание на теме дальнейшего регулирования вопросов селекции и семеноводства. Важно, чтобы ученые, работающие в области растениеводства, животноводства, имели понимание — процесс их деятельности при выводе новых сортов, пород, кроссов регулируется, что они за свои запатентованные решения получают авторское вознаграждение. В будущем хочется видеть абсолютно отточенный механизм в части Госсорткомиссии, нужна цифровая платформа для этого блока. Немало сделано для запуска полезного функционала, прозрачности процесса в обороте того же семенного материала — запущена ФГИС «Семеноводство». Очень важно, что министерство старается управлять объемами производства продукции АПК. Думаю, в перспективе этот процесс управления будем ими отлажен более активно. С 2015-го по 2019 год мне довелось работать как министру сельского хозяйства Омской области напрямую с Минсельхозом РФ. Очень актуально: команда федерального министерства большое внимание уделяла проведению совещаний, семинаров по разным отраслевым вопросам, объединяя опыт регионов. Хочу особо поблагодарить министра сельского хозяйства Оксану Лут и главу Татарстана Рустама Минниханова за возрождение важнейшего для отрасли мероприятия: в 2024 году впервые в Казани проведен съезд селекционеров и семеноводов России. Плодом таких мероприятий станут эффективные решения по созданию в будущем новых селекционных форм. Многое сделано Минсельхозом, но во многом приходится и необходимо будет меняться с учетом современных проблем и перспективных запросов развития. Но ему, уверен, все по силам. 

Настройка регулятора
Настройка регулятора