На вывоз

На вывоз

Как меняется структура российского агроэкспорта

Экспорт агропродукции — направление, в котором Россия уверенно бьет собственные рекорды. В начале марта президент РФ Владимир Путин отметил, что наша страна стала четвертой в мире по экспорту агропродукции, а по некоторым позициям и вовсе выбилась в лидеры, например, по экспорту пшеницы. Российская агропродукция сегодня поставляется примерно в 150 стран, однако сфера экспорта не остается статичной, а меняется и совершенствуется. «Вестник» выяснил, как именно.

Быть в тренде. Как отметил в декабре 2023 года заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин, выступая на V Ежегодной стратегической сессии «Российской агроэкспорт 2023-2024: тренды, вызовы и новые возможности», за последние пять лет экспорт зерновых увеличился на 79%, продукции масложировой отрасли — почти в три раза, рыбы и морепродуктов — на 33%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — на 55%, мясной продукции — в 4,4 раза, а молочной — почти в 1,5 раза.

Что касается 2023 года, то среди продуктовых драйверов роста экспорта оказались пшеница, сухое молоко, баранина, горох, ячмень, кукуруза и свинина. Возобновился и экспорт баранины, которые, как отметил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов, увеличился в 7,5 раза — до 7 тыс. тонн.

Основные тенденции развития российского экспорта эксперты обсудили 5 февраля на пленарном заседании «Новые реалии продаж. Точки роста экспортных возможностей» 31-й Международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2024».

Заместитель директора Федерального центра «Агроэкспорт» Андрей Кучеров отметил ряд трендов, которые, по его мнению, могут определять экспортные стратегии компаний в 2024-м и последующие годы.

«Мы видим, что экспортеры начинают задумываться о механизмах долгосрочного закрепления на экспортных рынках. Компании стали активнее заниматься развитием собственной инфраструктуры и дистрибуции на территории зарубежных стран. Важным направлением также стало создание брендов под конкретные экспортные рынки», — отметил он.

Другим трендом стало то, что качество и конкурентоспособность российских товаров сохраняются на прежнем уровне. Заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалева отметила, что проведенные в 2023 году веерные испытания показали, что уровень фальсификата остается на невысоких значениях, притом что количество качественных товаров выросло.

Одновременно с этим развиваются системы, связанные с сертификацией и совершенствованием компетенций в области производства и экспорта халяльной и органической продукции. В 2023 году орган по сертификации «Роскачество-Халяль» прошел процедуру аккредитации в Росаккредитации, и сейчас идет работа по признанию российского сертификата халяль в ряде мусульманских стран, среди которых Малайзия и Индонезия. Кроме того, в прошлом году Росаккредитация заключила соглашение с Центром по аккредитации стран Персидского залива (GAC), и благодаря этому удалось запустить процедуру совместной аккредитации сертифицирующих органов в сфере производства халяльной продукции. Как отметил заместитель руководителя Росаккредитации Александр Соловьев, задачи на текущий год — заключить соглашения с Ираном, Индонезией, Таджикистаном, Малайзией и Узбекистаном.

Еще один тренд — качественная трансформация экспорта молочной продукции, которая, по оценкам экспертов, произошла в 2023 году.

Выступая на пленарной дискуссии «Россия на молочной карте мира 2030» Первого форума лидеров молочной индустрии, Дмитрий Краснов отметил, что сейчас драйвером стал экспорт сухих молочных продуктов, в том числе на дальние рынки, в то время как раньше основной прирост происходил за счет поставок готовой продукции в страны ближнего зарубежья. По итогам прошлого года отгрузки из России сухого молока увеличились почти в 6 раз, а молочной сыворотки — в 2 раза. Изменилась и география продаж, которую пополнили рынки дальнего зарубежья.

«Крупные покупатели — это Китай и Монголия, но на географической карте экспорта появились и такие страны, как Филиппины, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бангладеш, Вьетнам, Оман. Готовятся контракты с Таиландом, Малайзией, Сингапуром, Ираком. По сухому обезжиренному молоку к покупателям присоединился Алжир, по сухому цельному молоку — Египет и Тунис», — рассказал Дмитрий Краснов.

На вывоз

Рука помощи. Эксперты уверены: успешное развитие рынка экспорта — во многом заслуга инструментов поддержки. Вице-президент Российского экспортного центра Алексей Солодов в своем выступлении в рамках «Продэкспо-2024» отметил, что все более важной становится тема продвижения российских товаров.

«Российский экспортный центр реализует маркетинговые инициативы по продвижению, основанные на страновых особенностях и привлечении покупателей, в том числе с участием российских спортсменов и деятелей искусства», — отметил эксперт.

Другой инструмент — это продвижение зонтичных брендов.

Как отмечают игроки рынка, в экспортном направлении очень ощутима поддержка государства. С одной стороны, это деловые миссии Федерального центра «Агроэкспорт» в зарубежных странах: в прошлом году таких миссий было девять. С другой стороны, создаваемая центром Библиотека экспортера, которая продолжает расширяться. Кроме того, за рубежом развивается сеть представителей Минсельхоза. Как результат — в 2023 году при поддержке сельхозатташе заключено более 80 контрактов.

Агрокурс — на Азию. Одним из основных рынков для экспорта российской сельхозпродукции является Китай.

Как отметил в начале февраля помощник президента РФ Юрий Ушаков на брифинге по итогам телефонного разговора российского лидера Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином, поставки российской агропродукции заняли второе место в структуре экспорта РФ в КНР, сообщил ТАСС.

«Была акцентирована важность диверсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества за счет наращивания поставок в Китай российской сельхозпродукции. По имеющимся у нас сведениям, товары агропромышленного комплекса уже вышли на второе место в номенклатуре российского экспорта», — процитировали Ушакова РИА Новости.

Кроме того, с конца февраля рынок Китая открылся для российских экспортеров свинины. По данным Россельхознадзора, работа в этом направлении проводилась на протяжении более семи лет, а в феврале 2024-го Главное таможенное управление КНР зарегистрировало три российских предприятия по производству свинины и разрешило экспорт свиноводческой продукции из России в Китай с 28 февраля. Как сообщили в пресс-службе Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза РФ, по оценке Национального союза свиноводов, Россия может поставлять в Китай до 200 тыс. тонн свинины ежегодно.

Россия активно поставляет свою продукцию и в другие страны Азии. Среди них Индия. По данным «Агроэкспорта», товарооборот продукции АПК между Россией и Индией в последние годы демонстрирует значительный рост. В 2022 году показатель увеличился на 58%, в том числе российский экспорт вырос в 2,4 раза, а в январе — ноябре 2023-го экспорт российской сельхозпродукции в Индию увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 52%. Всего за 11 месяцев сюда было поставлено более 1,1 млн тонн продовольствия. При этом основной продукцией, экспортируемой из России в Индию, является подсолнечное масло: РФ — самый крупный поставщик этого продукта в республику. Кроме того, сообщили в пресс-службе «Агроэкспорта», по состоянию на начало декабря 2023 года Индия стала лидером по физическому объему закупок российского соевого масла.

Экспорт нашей продукции АПК в 2023 году вырос и в направлении ОАЭ: за это время он увеличился на 72% в стоимостном выражении, а физический объем поставок вырос в 2,8 раза по сравнению с 2022 годом, до 902 тыс. тонн, сообщили в пресс-службе «Агроэкспорта». В 2023-м основной категорией экспортируемой из России в ОАЭ продукции АПК стали зерновые культуры. Объединенные Арабские Эмираты также входят в число покупателей российской мороженой рыбы, а еще наша страна наращивает поставки сюда зернобобовых культур.


В сторону Африки. Перспективное для российского экспорта сельхозпродукции направление — страны Африки. Это касается как в целом всей страны, так и отдельных ее регионов. Например, в 2023 году в девять раз по сравнению с аналогичным периодом вырос экспорт в страны Африки продукции АПК Ростовской области. Об этом в июле прошлого года сообщил губернатор региона Василий Голубев.

«В нынешнем году экспорт продукции АПК уже значительно превышает прошлогодний: в африканские страны он увеличился в девять раз. Помимо зерна, африканцы покупают у нас животное и растительное масло, летательные аппараты, котельное оборудование, механические устройства. Востребованы также минеральные продукты», — сказал губернатор Ростовской области.

20 февраля министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев на встрече с Владимиром Путиным сообщил, что Россия завершила поставки пшеницы в шесть беднейших стран Африки, и общий объем гуманитарной помощи составил 200 тыс. тонн зерна. В 2023 году экспорт российской агропродукции в Алжир вырос на 20%, сообщили в пресс-службе «Агроэкспорта», а за последние пять лет стоимостный объем экспорта продукции АПК в Алжир вырос почти в 5 раз. Ключевым экспортируемым сюда продуктом является пшеница, которой по итогам 2023 года в Алжир было направлено 2,5 млн тонн, а выручка от экспорта пшеницы увеличилась на 52%. Благодаря этому республика заняла четвертое место среди ведущих покупателей российской пшеницы. Помимо этого, по данным пресс-службы «Агроэкспорта», Алжир занимает второе место среди крупнейших импортеров отечественного соевого масла, а в ноябре прошлого года после 2,5-летнего перерыва возобновился экспорт ячменя.

Экспорт российской продукции АПК достиг рекордных отметок и в направлении поставок в Египет: в 2023 году — $9 млрд.

На вывоз
На вывоз

Смелые перспективы. Эксперты сходятся во мнении, что у российского экспорта есть большие перспективы для развития, и это справедливо для самых разных его направлений.

В рамках V Ежегодной стратегической сессии «Российский агроэкспорт 2023-2024: тренды, вызовы и новые возможности» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин отметил, что уверенно смотреть в будущее позволяет объем обрабатываемых и залежных земель. Благодаря этому Россия может поставлять тот объем зерна, который необходим странам-партнерам.

«Россия осуществляет производство сельхозпродукции в 12 природно-климатических зонах и имеет уникальную возможность — второй такой страны в мире нет — компенсировать потери в одной из зон за счет результатов другой. Второй в истории урожай зерна, полученный в текущем сезоне, во многом благодаря этому и состоялся», — пояснил эксперт.

Другое перспективное направление российского экспорта — масложировая продукция. По оценке Масложирового союза России, в сезоне 2022/2023 Россия поставила на внешние рынки рекордные 3,85 млн тонн подсолнечного масла — на 26% больше, чем в 2021/2022, а в наступившем сезоне 2023/2024 потенциал экспорта оценивается выше 4 млн тонн, сообщил исполнительный директор союза Михаил Мальцев.

Развитие экспорта мясной продукции также имеет большой потенциал.

«В 2023 году российский экспорт мяса, субпродуктов и готовых мясных изделий приближается к 800 тыс. тонн. По оценкам, к 2030 году для удовлетворения растущего спроса в мире необходимо нарастить производство мяса на 14%, а к 2040 году — на 30%, или на 100 млн тонн. Россия — одна из немногих стран, у которых есть реальный потенциал с учетом природно-климатических условий, кормовой базы и накопленного инвесторами опыта и далее наращивать производство и экспорт», — рассказал руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

По словам генерального директора Национального союза птицеводов Сергея Лахтюхова, экспорт в последнее время является основным источником привлечения инвестиций в птицеводческую отрасль.

«Например, в Бразилии доля экспорта к объему производства мяса птицы — примерно 30%, в США — около 20%. Нужно ли нам стремиться к такому балансу? Я считаю, обязательно. Это не только выведет страну в число ведущих поставщиков на мировом рынке, но и позволит гарантировать обеспечение продовольственной безопасности благодаря наличию системного экспорта, который в случае чего позволит демпфировать возможные риски на внутреннем рынке, сохранив ключевые экспортные направления», — резюмировал он.