Движущий фактор
В России, согласно данным федеральной службы статистики, число сельскохозяйственных производителей в течение последних нескольких лет сокращается. Если в 2012 году их было 58,1 тыс., то в 2016-м — 57,9 тыс. единиц. При этом возросло количество микропредприятий — с 38 тыс. до 40,9 тыс. в 2016 году. Значительно стало меньше крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предприятий — с 312,5 тыс. единиц в 2012 году до 215,2 тыс. в 2016-м.
Уменьшилось и число людей, занятых в сельском хозяйстве. Если в 2013 году в АПК трудились 4,22 млн человек, то в 2015-м их было на 124 тыс. меньше. На общем миллионном фоне это сокращение кажется незначительным. И если для развитых стран, где рост ВВП обеспечивается в основном за счет технологического процесса и инноваций и сокращение штата сельского хозяйства может и вовсе ничего не значить, то для России, где система управления и кадровый потенциал, пожалуй, центральные факторы модернизации АПК, это сокращение специалистов существенно. На современном этапе развития российских сельхозорганизаций можно с уверенностью сказать, что именно от профессионализма сотрудников зависят эффективность агропромышленного производства и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Только специалисты с высокой производительностью труда, с хорошим уровнем образования, заинтересованные и трудолюбивые способны обеспечить успех своему предприятию.
Хорошо работать — хорошо жить
Подготовку специалистов для АПК сегодня осуществляют 54 подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ вуза. Согласно их данным, за 15 лет численность студентов снизилась на 38%, и эта динамика сохраняется. Если в 2014 году в аграрных учреждениях обучались 388 тыс. студентов, то в 2015-м их было уже 350 тыс. человек. Однако позитивные изменения тоже есть. По данным Минсельхоза РФ, возрос качественный показатель обучения: высшее образование в 2015 году в аграрных вузах страны получили 97 тыс. молодых специалистов, а в 2014-м — всего 78,8 тыс. Это особенно актуально, если учитывать, что в настоящее время из общего числа руководителей сельскохозяйственных организаций высшее образование имеют около 70%. При этом лишь у немногих есть агрономическое образование, почти 20% руководителей получили экономическую или управленческую специальность, а еще около 23% — непрофильное образование.
Механическое сокращение объемов подготовки специалистов не лучшим образом сказывается на кадровой комплектации предприятий АПК. Усугубляет проблему и то, что около половины выпускников учебных заведений не работают по специальности. По данным учебных заведений, на предприятиях АПК остаются трудиться всего 30% обучавшихся сельскохозяйственным специальностям.
«Я окончил в 1993 году Ивановский институт по специальности «агроном». Тогда с нашего курса из 100 человек пришли работать в сельское хозяйство всего трое, — говорит директор ООО «Ручейки» Игорь Кузьма. — На мой взгляд, сегодня мало что изменилось. Престиж сельского работника сильно упал. Молодежи мало рассказывают о том, чтобы хорошо жить, нужно так же и работать».
В соседнее село — на дискотеку
На процессы привлечения квалифицированных кадров в сельское хозяйство негативное влияние оказывают условия жизни на селе, плохо развитая инфраструктура, а также небольшая оплата труда. Крепких хозяйств, способных платить достойную зарплату, катастрофически мало, поэтому сельская молодежь по-прежнему стремится на более высокие заработки в города. «Недавно я разговаривала со специалистом, который, работая на сельхозпредприятии, сменил за год пять домов. В одном текла крыша, в другом провалился пол, газа, отопления и воды не было ни в одном из них, а в семье — маленький ребенок, — рассказывает генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Для АПК» Наталья Лунина. — Это говорит о том, что профессионалов на селе еще не научились ценить». Отсутствие экономической стабильности в аграрном секторе, нехватка финансовых ресурсов у хозяйств влекут за собой высокую сменяемость руководителей и специалистов, старение кадров.
Но эксперты сходятся во мнении, что вскоре ситуация изменится, и уже сейчас наметились положительные тенденции, направленные в сторону стабилизации положения сельских работников. Связаны они с тем, что все чаще в российские деревни заходит крупный аграрный бизнес, который в состоянии обеспечить рост заработных плат и создать привлекательные условия для трудоустройства. Да и многие небольшие хозяйства, наращивая обороты, находят возможность для материального стимулирования работников.
«Всего несколько лет назад средняя зарплата молодого специалиста в селе составляла 7-10 тыс. рублей, сегодня это 25-30 тыс. рублей благодаря развитию крупных производств, — отмечает проректор по непрерывному образованию Мичуринского государственного аграрного университета, доктор педагогических наук Елена Симбирских. — Кроме этого жилье в черте города стоит значительно дороже, чем в сельской местности. Это касается и приобретения, и аренды домов. Таким образом, при практически одинаковой заработной плате в городе и в селе городской специалист тратит на проживание больше, чем его деревенские коллеги. Современная молодежь тоже, видимо, это понимает, так как по сравнению с 2015 годом число выпускников, желающих трудоустроиться в сельской местности, возросло в два раза».
Ветеринары в моде
По данным Минсельхоза РФ, среди студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, наиболее востребованы такие специальности, как «сельское, лесное и рыбное хозяйство», «ветеринария и зоотехнология», «экономика и управление». Это подтверждают и эксперты ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж»: «ветеринария» остается одной из самых популярных специальностей в колледже, за ней идут «механизация сельского хозяйства», «агрономия», «технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Также эксперты отмечают повышенную потребность предприятий и организаций в специалистах среднего звена для сельского хозяйства. Согласно данным Минсельхоза РФ, укомплектованность агрономами, ветеринарами и зоотехниками на отечественных сельхозпредприятиях составляет около 89-91%. Часто требуются инженеры и экономисты, укомплектованность 93 и 92% соответственно. «Если семь лет назад были преимущественно востребованы специалисты свиноводства, лет 5 назад — птицеводства, то с 2013 года возрос спрос на профессионалов молочного животноводства, и он сохраняется по сей день, — говорит Наталья Лунина. — Связано это с возросшим за последние 2-3 года интересом со стороны государства к молочной индустрии. Самой дефицитной специальностью, особенно в молочном животноводстве, является ветеринарный врач, ведь строится, реконструируется много молочных ферм. Еще одна востребованная сегодня специальность — инженер по молочному оборудованию. Появляется интерес к специалистам по мясному скоту. Но тут пока нет жестких требований к персоналу, работодатели с удовольствием рассматривают кандидатов из молочного животноводства». Спрос на агрономов по кормопроизводству, по словам Натальи Луниной, каким был, таким и остался, эти люди сегодня востребованы так же, как и семь лет назад. Возрастает интерес к профессионалам в овощеводстве закрытого и открытого грунта, в семеноводстве овощных, зерновых и зернобобовых культур.
Кто такой агроном
Сегодня работодатели ждут от молодых специалистов теоретических знаний по предмету, практических навыков, умения работать в команде. Но на деле чаще всего выпускники обладают лишь базовыми знаниями. «Кадровый вопрос — один из наболевших в АПК, — комментирует ситуацию Нурадин Адаев, генеральный директор ООО «Орел-Агро-Продукт». — Часто человек оканчивает агрофак и не знает, как расшифровывается слово «агроном». Это элементарные знания: от латинского «агро» — «земля», «ном» — «закон». Агроном должен стать в хозяйстве главным специалистом, от которого зависит урожай, а значит, и в целом эффективность компании». Эксперты отмечают, что сегодня трудовым аграрным рынком правит кандидат, а не работодатель. Высококлассный специалист сегодня выбирает, где и на каких условиях он будет работать. Часто работодатели, стараясь привлечь достойного кандидата, предлагают ему не только высокую зарплату, но и служебное жилье и другие привилегии. «На выставке «Агроферма-2016», проводя традиционную подиумную дискуссию, посвященную карьере в животноводстве, агровузы обвинили нас в дискредитации существующей системы высшего профессионального образования, — рассказывает Наталья Лунина. — А все потому, что к участию в дискуссии мы пригласили «Институт молока». Это некоммерческая организация, которая предлагает практическое обучение на базах ведущих российских молочных индустриальных и фермерских хозяйств выпускникам агровузов. Понятно, что если есть предложение, то есть и спрос». Пока данный пример отражает еще одну общую тенденцию кадрового рынка АПК.
Предприятия готовы за свой счет дообучать выпускников вузов практическим навыкам и современным технологиям, потому что заинтересованы в высококлассных специалистах. Но большинство экспертов уверены: такая ситуация на трудовом рынке АПК сложилась не по вине высшей школы. По их мнению, это последствия развала, который произошел в начале 90-х годов прошлого века.
«В 70-80-х гг. преподаватели были практиками, все они были задействованы на производстве, в колхозах, а сейчас теорию, может быть, преподают и хорошо, но практических советов маловато», — говорит Игорь Кузьма.
Теория и практика
Согласно мнению экспертов, система образования в России на высоком уровне, сейчас необходимо просто восполнить недостаток практических знаний. Российские государственные образовательные учреждения в настоящее время стараются оперативно и максимально восполнить эти пробелы и эффективно удовлетворить требования работодателей. Сегодня они активно налаживают коммуникации с потенциальными работодателями, договариваются о стажировках для своих студентов и организуют получение практических навыков на этапе обучения. Тесным взаимодействием, или, как это сейчас называется, социальным партнерством, с предприятиями сегодня могут похвастаться практически все высшие и средние учебные заведения. Во многих аграрных вузах и сузах действует дуальная система, когда 50% образовательного процесса происходит на производстве. Например, студентов, обучающихся по специальности «ветеринария» в Александровском колледже во время практики ведут наставники местной крупнейшей молочно-товарной фермы.
Трудоустройство выпускников для большинства образовательных учреждений — важный и завершающий этап образовательного процесса. В аграрных вузах в соответствии с постановлениями Минобразования России действует методика мониторинга трудоустройства выпускников. Сбор данных проводится с помощью личных и дистанционных опросов выпускников. В большинстве образовательных организаций функционируют службы содействия трудоустройства выпускников. Например, в Мичуринском ГАУ успешно функционирует Центр прогнозирования рынка труда и содействия трудоустройству. Он информирует студентов о наличии рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса не только Тамбовской, но и Липецкой, Воронежской, Волгоградской, Московской и Тульской областей. Кроме того, информация о вакансиях постоянно обновляется на сайте университета и передается в дирекции институтов. Также сегодня выпускники могут самостоятельно воспользоваться различными автоматизированными системами содействия трудоустройству, расширяющими поиск границ работодателей и соискателей.
Бонус для всех
Для того чтобы предприятия сельского хозяйства не испытывали нехватки высококвалифицированных кадров, вопрос соответствия ожиданий работодателей и качества молодых специалистов решать нужно всем участникам и регуляторам рынка, уверены специалисты. Начинать подготовку следует на этапе обучения в школе: помогать молодым людям определиться с выбором своего профессионального пути, образовывать специализированные агроклассы, делать акцент на молодежи, желающей работать в сельском хозяйстве, обустраивать село, создавать условия для труда и отдыха и именно таких привлекать в аграрные образовательные учреждения. Предприятия, в свою очередь, должны ставить более четкие условия и требования к принимаемым на работу специалистам, становиться прямыми заказчиками для учебных заведений. Целевые договоры на подготовку специалистов с предусмотренной возможностью практики должны составлять не 20%, как сейчас, а хотя бы 50%. Среди механизмов государственно-частного партнерства, способных мотивировать бизнес-структуры, эксперты называют отмену налогов на средства, затраченные на обучение персонала, создание некой системы преференций предприятиям АПК, принимающим активное участие в практической подготовке учащихся.
А молодым людям еще до поступления в вуз следует думать о том, кем они хотели бы стать на самом деле. Аграрное образование не самое простое, чтобы тратить на него время и силы, не планируя работать на производстве.