Общенациональный масштаб. Самым масштабным проектом продвижения региональных гастрономических брендов стал прогремевший на всю страну Первый национальный конкурс «Вкусы России». Инициированный Минсельхозом РФ, он стартовал 7 октября 2020 года. Главной целью стало привлечение внимания к достижениям малого и среднего бизнеса в сфере АПК и помощь в создании новых точек роста сельских территорий. В общей сложности на конкурс поступило 508 брендов из 79 субъектов РФ. Наибольшее количество заявок представили Башкирия, Московская область и Татарстан. Всего было выбрано 24 победителя, в их числе бурятские буузы (позы), сыры из Подмосковья, дагестанская баранина, кологривский гусь и многие другие. Что интересно, голосование за конкурсантов получило широкое информационное продвижение на федеральном и региональном уровнях. О «Вкусах России» действительно узнали многие. В основной номинации «Нас выбирают» голоса за участников отдали более 1 млн человек. «Мы даже не ожидали, что населению будет так интересно. Порадовало и то, что активно подключились сами регионы, их главы, известные актеры, спортсмены, блогеры», — прокомментировала заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут.
По словам министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, проект позволил по-новому взглянуть на локальные российские продукты и по сути сформировать уникальную «гастрономическую карту» нашей страны. «Проведение конкурса «Вкусы России» в перспективе позволит решить ряд смежных задач. Это увеличение объемов производства продуктов питания фермерскими хозяйствами, развитие экспортного и туристического потенциала регионов страны и популяризация российских брендов, повышение их узнаваемости и востребованности у потребителей», — заявил глава Минсельхоза. Стоит отметить, что победа в конкурсе «Вкусы России» дает участникам не только репутационные преимущества, будет реализован комплекс мер продвижения локальных брендов. Важную роль в этом сыграет размещение производителей на цифровой платформе «Свое. Родное» Россельхозбанка. Кроме того, банк разместит изображения продукции, победившей в конкурсе, на своих банковских картах. «Россия — это целая гастрономическая цивилизация, и конкурс «Вкусы России» позволил каждому региону громко заявить о себе. Благодаря ему многие люди узнали свою страну «на вкус». Но меня удивил даже не сам конкурс, а то, сколько людей в нем участвовало», — прокомментировал председатель правления АО «Россельхозбанк» Борис Листов.
Поддержку победителям готовы оказывать и другие структуры. Так, член конкурсной комиссии Григорий Ивлиев, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, отметил, что региональные бренды — это именно то, что востребовано сейчас в мире в наибольшей степени и необходимо для экономики нашей страны. По его словам, Роспатент готов оказывать всестороннюю поддержку производителям. Конкурс позволил сформировать беспрецедентно масштабную карту вкусов России: впервые на общероссийском уровне собрана комплексная информация об основных продовольственных региональных брендах страны. Отметим, что дело «Вкусов России» в 2021 году продолжит конкурс «Топ-1000 культурных туристических брендов России», который в январе запустила общественная интерактивная платформа Живоенаследие.рф. Предполагается, что в список войдут не только культурные и символические природные объекты, но также гастробренды, которые могут стать точками притяжения туристов.
Региональные решения. Другими инструментами продвижения и повышения среди населения лояльности к любому бренду, в том числе к сельскохозяйственному, являются признания на престижных конкурсах. Если продукт является обладателем знака «100 лучших товаров России», то ему открываются куда большие возможности на рынке. В числе других таких конкурсов, которые сегодня у всех на слуху, — ежегодная премия доверия потребителей «Марка № 1 в России». Она существует с 1998 года и представляет собой одну из самых значимых на отечественном рынке систем оценки известности брендов и уровня доверия к ним покупателей. Другой авторитетный и старейший конкурс — «Наша марка» для производителей продуктов питания, который проводится с 1991 года на выставке «ПЕТЕРФУД». Сами выставки, кстати, тоже значительно повышают узнаваемость брендов. Помимо известных всероссийских агровыставок, регионы России ведут собственную работу в этих направлениях. Например, в Башкортостане ежегодно проходит ярмарка продуктов «Наш бренд». Здесь всегда представлены свежие и экологичные продукты питания от фермерских хозяйств и компаний-производителей не только Башкирии, но и Пермского края, Воронежской, Самарской областей и других субъектов России. В регион приезжают как уже знакомые марки, так и новые бренды, которым еще только предстоит завоевывать сердца покупателей и торговые полки магазинов. Здесь же действует проект «Продукт Башкортостана», цель которого — объединить производителей товаров с целью усиления их позиций на рынке России и за рубежом. Это товарный знак, который является добровольной маркировкой продукции, подтверждающей ее высокое качество. Такие системы сертификации действуют во многих регионах страны: «Сделано на Дону», «Сделано в Тульской области» и другие. Оригинальностью подхода к вопросам развития сельского хозяйства отличается житница России — статус обязывает. Уже много лет на Кубани действуют инфотуры по продвижению продукции АПК. Проводятся они ежегодно в рамках поручения губернатора региона Вениамина Кондратьева совместно с краевым департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя, Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия региона. «На отдых в Краснодарский край едут люди со всей страны и хотят видеть кубанские товары. Нам, безусловно, есть что предложить потребителю», — говорит заместитель губернатора Андрей Коробка. Благодаря таким выставкам, а проходят они в разных городах края, производители находят дополнительные рынки реализации продукции, а санатории, гостиницы и отели — надежных поставщиков.
Важным моментом является обучение представителей отрасли основам продвижения собственной продукции. Эта задача также сегодня успешно решается вышеупомянутым Россельхозбанком. Так, в нескольких пилотных регионах (Башкортостан, Ставропольский край, Московская и Новосибирская области) недавно запущен проект «Школа фермера». На базе ведущих аграрных вузов и действующих предприятий слушатели курса пройдут теоретическое и практическое обучение, представят работающий бизнес-план, а также смогут получить специальный кредитный продукт «Стань фермером» для запуска собственного дела и создания новых устойчивых сельхозбрендов.