Карта вкусовых сокровищ

Карта вкусовых сокровищ

В России действует целый ряд проектов по продвижению региональных гастрономических брендов
На российском сельскохозяйственном рынке сегодня большое число качественной и уникальной по своим характеристикам продукции, в которой традиции и самобытность регионов страны сочетаются с передовыми производственными технологиями. Потенциал роста популярности таких сельхозбрендов в масштабах РФ огромен. Осознавая этот факт, власти и само отраслевое сообщество разрабатывают и активно используют всевозможные инструменты по продвижению отечественной сельхозпродукции. 

Общенациональный масштаб. Самым масштабным проектом продвижения региональных гастрономических брендов стал прогремевший на всю страну Первый национальный конкурс «Вкусы России». Инициированный Минсельхозом РФ, он стартовал 7 октября 2020 года. Главной целью стало привлечение внимания к достижениям малого и среднего бизнеса в сфере АПК и помощь в создании новых точек роста сельских территорий. В общей сложности на конкурс поступило 508 брендов из 79 субъектов РФ. Наибольшее количество заявок представили Башкирия, Московская область и Татарстан. Всего было выбрано 24 победителя, в их числе бурятские буузы (позы), сыры из Подмосковья, дагестанская баранина, кологривский гусь и многие другие. Что интересно, голосование за конкурсантов получило широкое информационное продвижение на федеральном и региональном уровнях. О «Вкусах России» действительно узнали многие. В основной номинации «Нас выбирают» голоса за участников отдали более 1 млн человек. «Мы даже не ожидали, что населению будет так интересно. Порадовало и то, что активно подключились сами регионы, их главы, известные актеры, спортсмены, блогеры», — прокомментировала заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут.

По словам министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, проект позволил по-новому взглянуть на локальные российские продукты и по сути сформировать уникальную «гастрономическую карту» нашей страны. «Проведение конкурса «Вкусы России» в перспективе позволит решить ряд смежных задач. Это увеличение объемов производства продуктов питания фермерскими хозяйствами, развитие экспортного и туристического потенциала регионов страны и популяризация российских брендов, повышение их узнаваемости и востребованности у потребителей», — заявил глава Минсельхоза. Стоит отметить, что победа в конкурсе «Вкусы России» дает участникам не только репутационные преимущества, будет реализован комплекс мер продвижения локальных брендов. Важную роль в этом сыграет размещение производителей на цифровой платформе «Свое. Родное» Россельхозбанка. Кроме того, банк разместит изображения продукции, победившей в конкурсе, на своих банковских картах. «Россия — это целая гастрономическая цивилизация, и конкурс «Вкусы России» позволил каждому региону громко заявить о себе. Благодаря ему многие люди узнали свою страну «на вкус». Но меня удивил даже не сам конкурс, а то, сколько людей в нем участвовало», — прокомментировал председатель правления АО «Россельхозбанк» Борис Листов.

Поддержку победителям готовы оказывать и другие структуры. Так, член конкурсной комиссии Григорий Ивлиев, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, отметил, что региональные бренды — это именно то, что востребовано сейчас в мире в наибольшей степени и необходимо для экономики нашей страны. По его словам, Роспатент готов оказывать всестороннюю поддержку производителям. Конкурс позволил сформировать беспрецедентно масштабную карту вкусов России: впервые на общероссийском уровне собрана комплексная информация об основных продовольственных региональных брендах страны. Отметим, что дело «Вкусов России» в 2021 году продолжит конкурс «Топ-1000 культурных туристических брендов России», который в январе запустила общественная интерактивная платформа Живоенаследие.рф. Предполагается, что в список войдут не только культурные и символические природные объекты, но также гастробренды, которые могут стать точками притяжения туристов.

Региональные решения. Другими инструментами продвижения и повышения среди населения лояльности к любому бренду, в том числе к сельскохозяйственному, являются признания на престижных конкурсах. Если продукт является обладателем знака «100 лучших товаров России», то ему открываются куда большие возможности на рынке. В числе других таких конкурсов, которые сегодня у всех на слуху, — ежегодная премия доверия потребителей «Марка № 1 в России». Она существует с 1998 года и представляет собой одну из самых значимых на отечественном рынке систем оценки известности брендов и уровня доверия к ним покупателей. Другой авторитетный и старейший конкурс — «Наша марка» для производителей продуктов питания, который проводится с 1991 года на выставке «ПЕТЕРФУД». Сами выставки, кстати, тоже значительно повышают узнаваемость брендов. Помимо известных всероссийских агровыставок, регионы России ведут собственную работу в этих направлениях. Например, в Башкортостане ежегодно проходит ярмарка продуктов «Наш бренд». Здесь всегда представлены свежие и экологичные продукты питания от фермерских хозяйств и компаний-производителей не только Башкирии, но и Пермского края, Воронежской, Самарской областей и других субъектов России. В регион приезжают как уже знакомые марки, так и новые бренды, которым еще только предстоит завоевывать сердца покупателей и торговые полки магазинов. Здесь же действует проект «Продукт Башкортостана», цель которого — объединить производителей товаров с целью усиления их позиций на рынке России и за рубежом. Это товарный знак, который является добровольной маркировкой продукции, подтверждающей ее высокое качество. Такие системы сертификации действуют во многих регионах страны: «Сделано на Дону», «Сделано в Тульской области» и другие. Оригинальностью подхода к вопросам развития сельского хозяйства отличается житница России — статус обязывает. Уже много лет на Кубани действуют инфотуры по продвижению продукции АПК. Проводятся они ежегодно в рамках поручения губернатора региона Вениамина Кондратьева совместно с краевым департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя, Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия региона. «На отдых в Краснодарский край едут люди со всей страны и хотят видеть кубанские товары. Нам, безусловно, есть что предложить потребителю», — говорит заместитель губернатора Андрей Коробка. Благодаря таким выставкам, а проходят они в разных городах края, производители находят дополнительные рынки реализации продукции, а санатории, гостиницы и отели — надежных поставщиков.

Важным моментом является обучение представителей отрасли основам продвижения собственной продукции. Эта задача также сегодня успешно решается вышеупомянутым Россельхозбанком. Так, в нескольких пилотных регионах (Башкортостан, Ставропольский край, Московская и Новосибирская области) недавно запущен проект «Школа фермера». На базе ведущих аграрных вузов и действующих предприятий слушатели курса пройдут теоретическое и практическое обучение, представят работающий бизнес-план, а также смогут получить специальный кредитный продукт «Стань фермером» для запуска собственного дела и создания новых устойчивых сельхозбрендов.