По данным исследования компании Grant Thornton (международная организация, объединяющая независимые аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые фирмы. — Прим. «Вестника»), проблема с обеспечением кадрами сельхозпредприятий России важнее, чем преодоление административных барьеров и доступность кредитных средств. На первое место ее ставит каждый второй из опрошенных аграриев. В ситуации, когда продуктовая безопасность и, соответственно, максимальное импор-тозамещение в АПК являются критериями политической жизнеспособности государства, подготовка кадров для села становится одной из первоочередных задач. При этом сами участники системы агро-образования отмечают, что для успешного решения ее проблем необходимы совместные действия аграрных вузов, сельхозпредприятий и государства (в том числе и в первую очередь — Минобрнауки РФ). Представители высшей аграрной школы считают, что уровню подготовки специалистов явно не идет на пользу частая смена содержания и требований государственных образовательных стандартов, как для вузов, так и для средних специальных учебных заведений. Авральная разработка профессиональных стандартов не способствует качеству специалистов на выходе. На уровень подготовки кадров серьезно влияет стабильное недофинансирование аграрных вузов в течение более чем 10 лет. Несмотря на бесконечные реформы, качество подготовки выпускников школ снижается с каждым годом. А если учитывать низкую мотивацию и, как следствие, невысокий конкурс при зачислении, можно сделать вывод, что в сельхозвузы по окончании школы идут в основной массе далеко не отличники.
Аграрии-практики говорят о том, что вузовские программы не всегда соответствуют потребностям современных сельхозпредприятий. Найти же специалиста, владеющего современными знаниями, новыми сельхозтехнологиями и к тому же иностранным языком, практически невозможно, а именно такие специалисты сегодня необходимы передовым экспортно-ориентированным производствам. Учитывая эти факторы, Минсельхоз РФ запланировал в текущем году разработать в рамках госпрограммы поддержки и развития агропромышленного комплекса подпрограмму «Кадровое обеспечение АПК». Для ее реализации в системе агрообразования есть необходимый потенциал. Сегодня в системе профильных агровузов трудится почти 18 тыс. научно-педагогических работников, среди которых более 3 тыс. докторов наук и профессоров. На базе ведущих образовательных организаций, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ, сформированы центры прогнозирования и мониторинга научно-технологического развития АПК по таким направлениям, как растениеводство, мелиорация, животноводство, технологии точного земледелия и другим. Для освоения и распространения инновационных разработок в отрасли планируется создать автоматизированные базы данных по обеспечению удаленного доступа студентов, специалистов АПК и сельхозтоваропроизводителей к информации о научных исследованиях, передовом опыте, результатах внедрения инновационных технологий.
Теги:
образование|