Тема развития М2М — информационного взаимодействия между разного рода устройствами — не нова, и с течением времени трансформировалась в концепцию интернета вещей, IoT (Internet of things). С этой концепцией напрямую связано то явление, которое крупнейшие ИТ (Microsoft, Oracle и др.) и сельскохозяйственные (Bayer, Syngenta и др.) компании называют «сельскохозяйственной революцией 4.0». Она предполагает широкомасштабное использование самых разнообразных датчиков, которыми можно оснастить технику, поля, работников. Получаемые с этой массы датчиков данные помогают хозяйству работать более эффективно — обрабатывать землю, сеять, удобрять, защищать от вредителей и болезней, собирать урожай и так далее. Анализ таких данных может подсказать, что делать в той или иной ситуации, — это своего рода система поддержки принятия решений. Это более эффективно, чем работать, надеясь на авось, на хорошую погоду и на «календарь огородника». Зарубежные хозяйства, взявшие на вооружение технологии интернета вещей, показывают в плане урожайности заметно более высокие достижения, чем отечественные сельхозтоваропроизводители, работающие по старинке.
Да, сейчас наиболее перспективными выглядят несколько технологических стандартов для интернета вещей, в числе которых NB-IoT. Существуют альтернативные технологии, работающие в нелицензируемом спектре, так что использовать этот частотный ресурс можно практически бесплатно. NB-IoT же, разработанный консорциумом 3GPP, может быть развернут на базе имеющейся сети оператора сотовой связи, а для этого частотного ресурса необходимы лицензии. В общем и целом эти стандарты нацелены на решение похожих задач, и технологии, соответственно, также похожи, хотя свои плюсы и минусы у каждой из них, конечно, есть. Стандарты предлагают хорошую автономность датчиков — 3‑4 года, некоторые заявляют о 10 годах работы (хотя реальность таких сроков, если честно, вызывает сомнения). Но вот открытость частотного ресурса — серьезный фактор. Благодаря этому в нем уже работают некоторые компании-провайдеры. И поэтому, когда мы в процессе реализации одного проекта, локализованного за Уральскими горами, попробовали в работе обе технологии, оказалось, что из-за помех в сети в нелицензируемом спектре качество передачи было достаточно низким — вплоть до 50% потерь. Между тем даже в сельском хозяйстве есть критические области потери сигнала, в ответственные моменты они могут быть очень критичными и сказываться на достоверности данных.
Да, традиционный маркетинг здесь вряд ли будет эффективен. Необходимы вполне конкретные примеры и расчеты, наглядно показывающие, какой будет экономия в общем случае. Например, на юге России, в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях хорошо развито растениеводство. Мы можем показать, что программно-аппаратное решение на базе интернета вещей может помочь экономить, например, на удобрениях, и на средствах защиты растений (СЗР), а это очень весомые статьи затрат. Датчики влажности, кислотности, температуры почвы предоставят данные для оптимизации этой работы и в результате обеспечат лучший урожай при меньших затратах. К примеру, на поле увеличилась влажность — это сигнал к росту риска возникновения поражения урожая грибком, и необходимо вмешательство с помощью СЗР. Но одно поле расположено выше, и его почва сохнет быстрее, а другое ниже, и оно будет сохнуть дольше. Соответственно, потребность в СЗР разная. Или, например, разный уровень инсоляции полей предполагает разные оптимумы для уборки урожая. В общем, практическая применимость концепции интернета вещей в сельском хозяйстве очевидна. Мы собираемся предложить рынку мощную платформу — от датчиков до аналитической системы, и она поможет дать ответы на базовые вопросы: когда лучше полить, когда, куда и сколько внести удобрений, какие меры защиты нужны, когда лучше собрать урожай, как обеспечить эффективную логистику. А какие именно тут задействованы технологии, фермеру будет не так уж важно. Главное, что они будут работать.
Конечно, в разработке таких платформ необходим внешний консалтинг. Мы консультируемся с профильными агрономами, в том числе и с работниками тех самых хозяйств, которые решили принять участие в этом пилотном проекте. Это решение рождается по сути на стыке совершенно разных областей знаний — телекоммуникаций, разработки аналитических систем и непосредственно агрономии в конкретной отрасли. Наша задача — объединить компетенции этих специалистов и выработать хорошее рабочее решение.
Планируется, что IoT-продукт у нас будет существовать в трех ипостасях. Первая — это как раз коробочное решение, предварительно настроенное и готовое к использованию. Вторая — полностью индивидуальное внедрение, предполагающее большой объем работы по настройке и доработке продукта под потребности клиента. Такой вариант, думаю, будет востребован крупными заказчиками. И третий — своеобразный синтез первых двух, нечто среднее между коробкой и индивидуальным внедрением. То есть у нас есть базовый продукт, и клиент может, используя необходимый набор модулей, собрать решение под свои потребности.
Кстати, коробочные продукты мы планируем предложить не только сельскому хозяйству. Например, сейчас ведется работа по созданию коробки для рынка транспорта и логистики, отчасти на базе уже имеющихся в нашем портфеле M2M-решений для этой сферы. Там будет не только контроль местоположения транспорта и расхода топлива, но и, например, состояния груза, температуры рефрижератора, возможности поиска решений по оптимизации грузопотока и многое другое.
Телекоммуникационные операторы решают вопросы с внедрением, как правило, покупкой компаний, которые занимаются системной интеграцией. В текущем году мы купили часть компании «Техносерв», занимающей высокие позиции в рейтинге по своему сектору (топ‑5). У нас есть также ИТ-дистрибьютор — компания «Палмер», также входящая в топ-листинг по своей сфере. Кроме того, внутри компании есть команда, которая занимается непосредственно цифровыми инновациями, «большими данными» и так далее. Комбинируя усилия этих специалистов, мы планируем и развивать продукт, и заниматься его внедрением.