— В России село — это основа государства. Это не только экономика и питание, но и демография, и сохранение генофонда. Поэтому развитию сельских территорий до 2025 года в Татарстане уделяется особое внимание. Вся сельская социальная сфера (больницы, детсады, школы, культурные и спортивные учреждения) в свое время находилась в ведении руководства колхозов и совхозов. Но если за годы перестройки село в России находилось в упадке, то в Татарстане с этим дела обстояли гораздо лучше. Налажена социальная инфраструктура, обустроена территория, есть дороги, практически 90% сельских поселений в республике газифицированы. Казалось бы, все в порядке. В то же время наблюдается отток населения из сел, так как разница в доходах города и деревни ощутима.
Общественный строй в 1991 году изменился, но производственные отношения остались прежними. Главы ряда районов заявляют, что у них нет ни крестьян, ни фермеров, а есть только рабочие. Товаропроизводители сегодня вынуждены 3-4 года ждать, чтобы оформить землю. Что это за деспотизм? Государство призвано регулировать эти процессы согласно новому общественному строю. Агроэкономическая политика страны должна строиться так, чтобы крестьяне были защищены законами, цена на молоко, зерно и другие продукты не опускалась ниже определенного уровня, потому что рентабельность является основой развития сельхозпроизводства, фермерства и расширенного воспроизводства. Здесь есть несколько вариантов: чтобы поддержать 25‑30% рентабельности, субсидии должны закладываться в цену на молоко, или придется умерить аппетиты торговых сетей и переработчиков.
Государство должно выработать механизм регулирования экономических взаимоотношений между тремя сторонами — сырьем, переработкой и торговлей. Чтобы изменилась производительность труда, нужны новые технологии, машины. У КФХ Татарстана рост производства составляет 27 %, по остальным формам хозяйствования — 9-11 %. Соответственно, логичнее было бы поддерживать именно этот сегмент АПК. Однако на КФХ выделяется не более 16‑18 % средств господдержки. Фермеры чистят дороги зимой, поставляют корма, косят сено, платят соседям-пайщикам достойную арендную плату. Крестьянские подворья — те же сельхозтоваропроизводители. А это третья часть населения, третья часть скота Татарстана. Если мы переведем это на валовую сельхозпродукцию, то 53,7 % производят именно фермеры и крестьянские подворья. Поэтому игнорирование малых форм хозяйствования — предубеждение чиновников. Из-за этого и уровень поддержки крупных и малых форм разный. Давайте тогда направлять средства пропорционально ВСХП! Это сейчас 16 % консолидированного бюджета направляется в малые формы. Пройдя 25-летний путь, фермеры хотят иметь надежду на завтра. Они направляют своих детей в аграрные учебные заведения, чтобы продолжить семейное дело. Поэтому забота государства относительно КФХ, ЛПХ и СПоК дает демультипликативный эффект. Ведь только финансовые или административные меры не могут являться основой для того, чтобы молодое поколение желало поступать в аграрные вузы и хотело возвратиться в село на работу.