Артак Камалян: «В период ограничений важно было не допустить возникновения барьеров и перебоев во взаимной торговле, дефицита продовольствия на рынке Союза»

Артак Камалян: «В период ограничений важно было не допустить возникновения барьеров и перебоев во взаимной торговле, дефицита продовольствия на рынке Союза»

С первых недель пандемии Евразийская экономическая комиссия направила усилия на урегулирование проблем, выработку мер по обеспечению экономической стабильности и противодействию распространения коронавирусной инфекции.
О том, как обеспечивалась стабильность агропромышленного комплекса государств ЕАЭС и почему важно объединение усилий всех стран, «Вестнику АПК» рассказал член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленного комплекса Артак Камалян.

Артак Каджикович, какие меры по сохранению устойчивости общего аграрного рынка государств Союза были необходимы в период распространения новой коронавирусной инфекции?
Уже 14 апреля 2020 года члены Высшего Евразийского экономического совета провели рабочую встречу, посвященную выработке решений по противодействию пандемии и нивелированию ее экономических последствий. Было принято Распоряжение Евразийского межправительственного совета, предусматривающее комплекс мер по обеспечению эффективного функционирования ЕЭС, поддержания макроэкономической стабильности, создания условий для дальнейшего экономического роста, в том числе в сфере АПК. 
В качестве срочных мер в условиях пандемии было обеспечено оперативное взаимодействие уполномоченных органов и экономических операторов государств-членов в целях организации поставок товаров первой необходимости во взаимной торговле с учетом балансов производства и потребления, налажена бесперебойная работа транспорта и грузовых перевозок.
Кроме того, проведена рабочая встреча членов Совета по агропромышленной политике, на которой обсуждены вопросы по обеспечению продовольственной безопасности в условиях пандемии и определены проблемы, требующие незамедлительного решения в рамках Союза. В целях создания условий для восстановления и обеспечения дальнейшего развития общего аграрного рынка планируется широкое внедрение цифровизации торговли, начата подготовка рекомендаций по формированию системы учета производства и обращения сельхозтоваров для ведения мониторинга продовольственной безопасности ЕАЭС, в том числе предложений по совершенствованию методологических подходов к формированию прогнозных балансов спроса и предложения на сельскохозяйственные товары в рамках ЕАЭС. 

Что было самым сложным в период ограничений, вызванных пандемией, при взаимодействии государств ЕАЭС для обеспечения потребностей в продовольствии? В чем в этот период заключалась роль ЕЭК?
Основной задачей для отраслевых министерств и Комиссии в период ограничений было не допустить возникновения барьеров и перебоев во взаимной торговле, дефицита продовольствия на рынке Союза и создать условия для устойчивого развития общего аграрного рынка государств-членов ЕАЭС. 
Сложность при взаимодействии государств-членов ЕАЭС и Комиссии в это время заключалась в необходимости выработки и принятия важных решений в короткий промежуток времени. В этой ситуации проводимые агропромышленным блоком Комиссии мониторинг и анализ рынка продовольствия, координация взаимодействия и регулярные консультации с министерствами сельского хозяйства государств-членов, а также своевременно принятые государствами-членами и Комиссией решения позволили поддержать стабильность на агропродовольственном рынке Союза.
Так, по инициативе государств-членов в качестве оперативной меры реагирования в целях стабилизации ситуации на внутреннем рынке, предотвращения спекулятивного ожидания, а также увеличения объемов взаимной торговли государств-членов Союза мы принимали решения по установлению временного запрета на вывоз из стран Союза отдельных видов продовольственных товаров (репчатый лук, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков, обрушенное гречневое зерно, готовые пищевые продукты из гречки, дробленые и недробленые соевые бобы, семена подсолнечника). Такой запрет действовал по 30 июня нынешнего года. Также Комиссией был утвержден перечень товаров критического импорта (картофель, лук, чеснок, капуста, морковь, перец, рожь, рис длиннозерный, гречневая крупа, соки и готовые продукты для детского питания), в отношении которых с 1 апреля по 30 июня 2020 года предоставлялась тарифная льгота в виде освобождения от ввозных таможенных пошлин при импорте в государства-члены ЕАЭС. 
Сегодня эти меры уже не действуют, но стоит вопрос разработки предсказуемого механизма реагирования при такого рода форс-мажорных ситуациях. 

В ЕЭК разрабатывается карта развития агроиндустрии Евразийского экономического союза. Какие возможности она даст игрокам аграрного рынка стран ЕАЭС? 
Учитывая общую заинтересованность развития в Союзе партнерских отношений и кооперации, Комиссия выступила с инициативой формирования информационного ресурса, который будет содержать сведения о реализуемых и перспективных для реализации в странах Союза проектах в сфере АПК. Ресурс, который мы называем «картой развития агроиндустрии Союза», будет включать крупные проекты, направленные на решение вопросов импортозамещения и насыщения общего аграрного рынка товарами союзных стран. Сюда же войдут кооперационные проекты, предполагающие межгосударственное взаимодействие, взаимные поставки сырья или готовой продукции, разработку инновационных технологий.
Актуальность карты развития агроиндустрии Союза будет определяться ее использованием при проведении консультаций государств-членов Союза, выработке совместных мер по развитию взаимодействия по чувствительным сельскохозяйственным товарам и организации системы устойчивого развития общего аграрного рынка Союза.
Создание такого комплексного ресурса направлено на эффективное использование возможностей партнеров по Союзу на основе формирования кооперационных цепочек при производстве и поставках продукции, развития импортозамещающих и высокотехнологичных проектов, оценки размещения производств. 
Для удобства пользовательского использования прорабатывается возможность интерактивного формата карты с функциями географического предоставления данных и применения по проектам собирательных группировок о территориальном размещении инвестиционных и интеграционных проектов, отраслевой принадлежности, об объеме инвестиций и по другим показателям. В перспективе, по мере увеличения объема обрабатываемой информации и запросов пользователей, возможности ресурса будут расширяться. 

Как сегодня решаются вопросы обеспечения равных условий доступа на рынок ЕАЭС для национальных производителей сельскохозяйственной техники?
Отрасль сельскохозяйственного машиностроения отнесена к одному из приоритетных видов экономической деятельности стран ЕАЭС. Мы внимательно изучили состояние этой отрасли в странах Союза, провели детальный анализ мирового и внутреннего рынка сельхозтехники. По его итогам принят комплекс системных мер по развитию отрасли, направленных на поддержку производителей агротехники и повышение их конкурентоспособности, совместный выход производителей государств Союза на рынки третьих стран, стимулирование спроса на сельхозтехнику, производимую в ЕАЭС, развитие импортозамещающих производств.
Таким образом, в ЕАЭС создана прочная нормативно-правовая база развития отрасли сельхозмашиностроения и уже начата практическая работа по реализации принятых решений.
Одним из ключевых направлений деятельности ЕЭК является создание равных условий доступа производителям сельхозтехники наших стран на общий рынок Союза. По этому направлению мы проводим работу по устранению барьеров доступа сельхозтехники и комплектующих на рынки наших стран. В частности, в июне этого года было снято изъятие, позволяющее не уплачивать в Республике Казахстан утилизационный сбор на самоходную сельскохозяйственную технику ряду иностранным компаниям, что создавало неравные конкурентные условия для наших производителей сельхозтехники. Данный вопрос неоднократно рассматривался на экспертных совещаниях на площадке ЕЭК, по результатам которых были внесены изменения в нормативный акт Республики Казахстан, исключающие возможность уплаты утилизационного сбора иностранным компаниям.
В то же время есть ряд неурегулированных вопросов, прорабатываемых на площадке Комиссии и которые могут являться потенциальными препятствиями на внутреннем рынке Союза. Мы над ними работаем и рассчитываем на нахождение консенсуса по этим непростым ситуациям. 

Как идет работа по подготовке международного договора по созданию в ЕАЭС единого рынка органической сельскохозяйственной продукции?
По данным Исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL) и Международной федерации органических сельскохозяйственных движений (IFOAM), за последние 20 лет мировой рынок органической агропродукции увеличился в 6 раз —до 96,7 млрд евро. В условиях значительного роста спроса на такую продукцию сдерживающим фактором выступает ограниченность сельхозземель для органического производства, что открывает особые перспективы для стран ЕАЭС. 
Площадь сертифицированных органических сельхозземель в Евразийском экономическом союзе составляет свыше 820 тыс. га. С нашей точки зрения, этот показатель кратно увеличится с учетом принятых во всех государствах-членах Союза законодательных актов в сфере производства и обращения органической сельхозпродукции. Ожидаем роста оборота такой продукции на внутреннем рынке и ее поставок в третьи страны.
Мы провели анализ национального регулирования, выявили различия в законодательстве сторон и разрабатываем проект дорожной карты по принятию нормативного акта Союза, по обеспечению свободного перемещения органической продукции в рамках ЕАЭС. При разработке дорожной карты постарались привлечь всех заинтересованных участников этого рынка: производителей продукции, организации по оценке соответствия и уполномоченные государственные органы. Уже в текущем году планируем представить дорожную карту Совету ЕЭК.