Крестьяне дождались «леготы»
Со времен крепостного права заветной мечтой задавленных различными повинностями русских крестьян было получить «леготу» от помещика ли, монастыря ли, государства ли. Каким-то образом облегчить свой тяжкий земледельческий труд. Предоставление за какие-либо заслуги или вследствие войны, мора, природных катаклизмов «леготы» считалось чуть ли не божьим даром, существенно поправляло положение селян и взаимоотношения между крестьянином и «леготодателем».
Финансовой «леготы» ожидало от федерального правительства и нынешнее крестьянство. Так как для оформления льготного кредита (обычный при существующих ставках просто самоубийственен) неискушенный в юридических тонкостях аграрий должен пройти все круги банковского ада, получая его по рыночной ставке. Затем пройти по этим кругам повторно, ожидая компенсации от государства части затрат по уплаченным процентам.
Как правило, деньги возвращались ближе к осени, когда и сезон подходил к концу, и актуальность «осенних» средств, столь необходимых весной для закупки семян, ГСМ, техники и прочего, снижалась.
В прошлом году эта система была изменена. Государство начало выделять ссуды по льготным процентам (до 5% годовых), причем деньги по заявлению аграриев сразу уходили в один из уполномоченных банков. Бумажный вал схлынул, а деньги у селян появились тогда, когда они были особенно нужны.
Это привело к резкому скачку в кредитовании и инвестировании. С начала 2017 года было одобрено кредитов на сумму 700 млрд рублей, из которых 500 млрд инвестиционных, 200 млрд — краткосрочных (на 1 год не более 1 млрд рублей). При этом среди большого количества уполномоченных банков возникла конкуренция за клиента, что порой приводило к снижению верхнего порога ставки на 2‑3%.
В Минсельхозе РФ назвали достигнутый результат выдающимся, так как впервые удалось удовлетворить все заявки крестьян. В министерстве пояснили, что на ближайшие три года сохранят уровень господдержки отрасли не ниже прошлогоднего — 242 млрд рублей. Объем инвестиций в основной капитал в АПК вырос почти на 4% и составил 612 млрд рублей. При этом доля вложений с господдержкой выросла с 26% в 2016 году до 46% в 2017-м.
С подачи федерального центра введена единая субсидия, которую власти на местах смогут перераспределять по 18 направлениям, уже исходя из особенностей той или иной природно-климатической зоны. Ее выдают на поддержку племенного животноводства, рисоводства, тонкорунного и полутонкорунного овцеводства, элитного животноводства, на содержание товарного маточного поголовья КРС мясных пород, в качестве грантов на развитие семейных животноводческих ферм, помощи начинающим фермерам, на возмещение части затрат аграриев при страховании и других.
По данным справочника Минсельхоза РФ, в 2017 году наибольшая государственная поддержка в сфере АПК пришлась на Центральный федеральный округ — 54,655 млрд рублей (перечислено получателям — 51,972 млрд рублей) как основной «мясной пояс России» и один из отечественных лидеров по импортозамещению в сегменте мясного и молочного животноводства. Годом ранее этот показатель составлял 56,318 млрд рублей.
Не менее внушительная цифра госсубсидий пришлась и на Приволжский ФО — 35,056 млрд рублей (перечислено 34,146 млрд рублей, в 2016 году выделено 43,666 млрд рублей).
Более чем вполовину меньше выделено «зерновому поясу России»: ЮФО — 16,408 млрд рублей (15,334 млрд рублей, в 2016 году — 16,927 млрд рублей), СКФО — 16,794 млрд рублей (15,269 млрд рублей, в 2016 году — 14,339 млрд рублей). А также Сибирскому ФО — 15,336 млрд рублей (14,858 млрд рублей, в 2016 году — 20,262 млрд рублей).
Наименьшая господдержка пришлась на не самые сельскохозяйственные Уральский ФО — 10,577 млрд рублей (9,991 млрд рублей, в 2016 году — 12,292 млрд рублей), Северо-Западный ФО — 9,932 млрд рублей (9,435 млрд рублей, в 2016 году — 13,508 млрд рублей) и Дальневосточный федеральный округ — 6,271 млрд рублей (5,444 млрд рублей, в 2016 году — 7,763 млрд рублей).
Товарный эффект
«В ряде отраслей прошел инвестиционный бум, например в птицеводстве и тепличном овощеводстве, — рассказала «Вестнику» начальник Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Дарья Снитко. — На ближайшие три года размер господдержки озвучен на уровне 242 млрд рублей в год. Согласно оценкам Минсельхоза РФ, это позволит выполнить ранее взятые обязательства по субсидиям и всем прочим мерам господдержки».
Инвестиционный бум позволил дать толчок стратегическим сегментам АПК — производству молока, овощей, вина, переработке сельхозпродукции. В стране уже запущены проекты по строительству сразу 90 молочно-товарных ферм, что будет способствовать увеличению производства молока сразу на полмиллиона тонн в год, а также импортозамещающей сырной продукции.
Особенно показательно господдержка АПК выразилась в так называемом томатном противостоянии с Турцией, когда правительственное эмбарго на ввоз турецких овощей позволил смотреть с оптимизмом в будущее инвесторам многочисленных российских проектов в области тепличного овощеводства. В прошлом году в стране было введено в эксплуатацию 230 га тепличных комплексов (годом ранее — 171 га). А льготные кредиты на 118 млрд рублей позволят построить еще 50 тепличных комплексов и собрать дополнительно 480 тыс. тонн овощей.
Эти меры привели к тому, что, по данным ФТС России, импорт томатов с 2015 года сократился со 148 до 62 тыс. тонн (данные за 7 месяцев 2017 года), огурцов — с 668 до 372 тыс. тонн, сладкого перца — с 129 до 87,7 тыс. тонн. В то же время, как рассказал на Гайдаровском форуме в Москве президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев, в прошлом году в стране выращено 984 тыс. тонн овощей закрытого грунта (производство томатов увеличилось сразу на четверть — 331 тыс. тонн, огурцов — на 12%, или до 623 тыс. тонн). Ожидается, что по ряду овощных позиций Россия сможет достичь самообеспеченности уже до конца текущего года.
«С моей точки зрения, протекционистские меры правительства, с одной стороны, положительно влияют на реализованные уже проекты, но, с другой стороны, пугают инвесторов. Они боятся, что если санкции отменят, их продукция не будет востребована, и не знают, какова будет эффективность их бизнеса, — считает финансовый директор ООО «Овощи Краснодарского края» Алексей Коновалов. — Я полагаю, сейчас всем тепличникам нужно задуматься о повышении эффективности производства, повышении качества продукции и налаживании каналов сбыта, так как основной проблемой в ближайшее время будет не импорт, а растущая внутренняя конкуренция».
По прогнозу специалистов ассоциации «Теплицы России», уже через три года площадь теплиц в стране вырастет с 2,6 до 3,2 тыс. га, в которых будет выращиваться не менее 1,5 млн тонн овощей, что на две трети закроет потребности огромной страны в этом виде продукции.
Еще одним участником «бума» стали южнороссийские виноделы, чей прогресс при господдержке за последние годы налицо.
По данным ФТС РФ, экспорт российского вина (раздел «вина виноградные, натуральные») за последние три года вырос с 1,15 до 8,25 тыс. тонн. В натуральном выражении рост произошел с отметки 3,2 до 9,3 млн долларов. На долю игристых вин пришлось 42,9%, тихих вин — 51,9%. Основными импортерами продукции южных виноделов стали Украина (36%), Китай (20%), Казахстан и Латвия (по 6,4%). Отраслевые эксперты считают, что под Украиной также следует понимать и непризнанные республики на востоке этой страны.
Закладка новых виноградников благодаря льготному кредитованию и вывод на рынок новых брендов создали даже новую отрасль в стране — винный туризм.
«Развитию винного туризма на юге России сегодня уделяют внимание практически все основные производители, — говорит аналитик компании JFK Марк Циммерман. — У «Абрау-Дюрсо» есть свой Центр винного туризма, который, по их прогнозам, уже в ближайший год посетят до 240 тыс. человек. На Ставрополье это «Винная дорога», включающая туры на винодельни «Прасковейское» и «Вино Левокумья». В Крыму — «Массандра», на Кубани свои программы пытаются развивать «Мысхако», «Шато ле Гран Восток», «Лефкадия», «Фанагория», Центр энологии «Кубань-Вино».
«Винный туризм в России появился сравнительно недавно, но его развитие даст толчок всей туристической отрасли, — уверен президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. — Эта отрасль в России находится в самом начале пути. Тем не менее сейчас ее развитием занимаются как крупные, так и небольшие винодельческие предприятия на юге России».
Экспортные перспективы
Определенные меры государственного вмешательства потребовались уже в ставшую традиционно экспортной отрасль АПК — производство зерновых. В последние годы за счет позитивной рыночной конъюнктуры и удобного географического положения основными выгодоприобретателями зернового бизнеса становились главные растениеводческие регионы России — Дон, Кубань и Ставрополье. Зерновики из внутренних областей за счет удаленности от морских портов, а значит, и от потребителей, конкурировать с ними были не в состоянии — всю маржу съедала логистика.
Зерновики неоднократно предлагали правительству для поддержания конкуренции повлиять на снижение тарифов РЖД на перевозки зерна к восточным портам или пограничным переходам с восточными соседями. Но только в конце прошлого года федеральные власти утвердили субсидии железнодорожникам в размере 1 млрд рублей на 2017 год и 2 млрд рублей на 2018-й «на возмещение потерь в доходах, которые могут появиться в связи с перевозкой зерна грузоотправителями без взимания провозной платы». Ожидается, что за счет этих субсидий трейдеры смогут вывезти дополнительно не менее 3 млн тонн зерна из очередного рекордного урожая страны.
«Крайне важной мерой господдержки в минувшем году стало предложение Минсельхоза РФ об изменении обычной практики закупочных интервенций на субсидирование вывоза зерна из отдаленных регионов (Алтай, Урал, Сибирь) к морским портам, — считает доцент кафедры экономики ЮФУ Арина Барсукова. — Это должно позволить выравнять конкурентные условия для аграриев внутренних регионов и облегчить для них доступ к внешним экспортным площадкам. Таким образом, с одной стороны, будет снята напряженность с дефицитом складских помещений и элеваторов, с другой, экспортные потоки не будут давить на припортовые станции в пиковые периоды, а «размажутся» в течение всего сельхозсезона».
Экспортные перспективы у российского АПК сегодня отмечаются не только в зерне. По данным ФТС, основными видами вывозимой продукции также являются подсолнечное масло, мороженая рыба, хлеб и кондитерские изделия, кукуруза, соя, рапс. По итогам 2017 года из России было экспортировано сельхозтоваров на 20 млрд долларов (1,5 млрд долларов в начале 90-х годов прошлого века).
В ближайшие годы стоит ожидать расширения экспортных позиций в таких сегментах, как птицеводство, свиноводство, виноделие и растениеводство.
Впрочем, для продвижения продукции на зарубежные рынки аграриям все равно понадобится дальнейшая поддержка от государства. Особенно в условиях действия западных санкций.
«В первую очередь в господдержке нуждаются те регионы, которые обладают потенциалом для развития сельского хозяйства и при этом работают над собственной инвестиционной привлекательностью, привлекают инвесторов не только федеральными деньгами, но и другими инициативами, — рассказала «Вестнику» Дарья Снитко. — Среди прочего я бы выделила регионы Поволжья, где действительно требуются инвестиции для развития как растениеводства, так и молочного комплекса, притом что есть отличные природные условия и рынок сбыта. Господдержки требует инфраструктура и логистика, особенно на экспортном направлении, а также такие сложные компоненты АПК, как селекционно-генетическая работа, производство ветпрепаратов, техники, биотехнология».
Современные инвестпроекты в стратегических отраслях АПК достаточно капиталоемкие, и без государственной помощи их реализация маловероятна. И если сегодня отечественные производители не смогут закрепиться и отвоевать собственный рынок у дешевой дотируемой зарубежной продукции, то далее в условиях ВТО их существование окажется под большим вопросом.