Алексей Петрович, почему была нужна новая доктрина?
Необходимым мероприятиям по реализации положений доктрины как раз был посвящен июньский Совет по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, по его итогам подготовлены рекомендации, направленные в Правительство и Минсельхоз России. Нам представляется, что одним из результатов этой работы должно стать нормативное определение сроков достижения индикаторов доктрины.
Дело в том, что Россия достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям: зерну, растительному маслу, сахару, мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам. По информации Минсельхоза России, в 2019 году самообеспеченность зерном составила 155,5%, что на 8,3 процентного пункта (п.п.) выше уровня 2018 года и на 60,5 п.п. выше показателя, предусмотренного доктриной, и позволяет России сохранять существенные позиции по экспорту на мировом рынке в последние годы. Мясом и мясной продукцией мы обеспечили себя на 96,7%, что на 1 п.п. выше уровня 2018 года и на 11,7 п.п. выше показателя, предусмотренного доктриной; сахаром — 125,4%, что на 17,4 п.п. выше уровня 2018 года и на 35,4 п.п. выше показателя, предусмотренного доктриной; растительным маслом — 175,7%, что на 18,4 п.п. выше уровня 2018 года и на 85,7 п.п. выше показателя, предусмотренного доктриной. По рыбе и рыбной продукции обеспеченность составляет 143%, что на 16 п.п. ниже уровня 2018 года, но на 58 п.п. выше показателя, предусмотренного доктриной. В 2019 году оставались ниже уровня продовольственной независимости показатели самообеспечения по молоку и молокопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, соли. Основу продовольственной безопасности РФ и снижения влияния на нее рисков составляет стабильное отечественное производство сельхозпродукции и продовольствия.
Чем можно объяснить такой рывок, особенно на фоне стагнации в других отраслях экономики?
Реализуемая в последнее десятилетие госполитика по формированию эффективного агропромышленного комплекса, повышению уровня и качества жизни сельского населения, сохранению природных ресурсов для аграрного производства позволила не только последовательно наращивать отечественное производство продуктов питания, но и сформировать аграрную отрасль, устойчивую к воздействию рисков и угроз продбезопасности. Благодаря мерам господдержки в нашей стране наблюдается существенный рост производства основных видов продукции, а также отмечается тренд на сокращение импорта продовольствия.
Особое место в доктрине занимают вопросы контроля за использованием генно-инженерно-модифицированных организмов в сельском хозяйстве, а также в пищевой промышленности. Почему это так важно?
Контроль за ГМО отнесен к национальным интересам в сфере продовольственной безопасности. Валентина Матвиенко как председатель Совета Федерации и как постоянный член Совета безопасности всегда отмечает необходимость надежного контроля за ввозом ГМО и формирования должных контрольных механизмов в этой сфере. В то же время анализ сложившейся ситуации демонстрирует недостаточную эффективность контрольной деятельности и необходимость дополнительного нормативного правового регулирования. Существуют риски проникновения на территорию РФ генно-модифицированных семян, в том числе под видом сельхозсырья, при отсутствии контроля посевов агрокультур. Требуются принятие новых методик выявления ГМО и соответствующее оснащение лабораторий. Еще одна важная задача — это импортозамещение по семенам основных видов сельхозкультур, которая нашла отражение в доктрине в виде установления соответствующего порогового значения (75%). К сожалению, сегодня доля импортных семян в высеве составила более 50% по сахарной свекле, подсолнечнику, картофелю и овощам.
Как можно изменить ситуацию?
Важно повысить эффективность реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, призванной решить задачу импортозамещения в сфере семеноводства, ускорить принятие и исполнение необходимых подпрограмм. Целесообразно предусмотреть меры, обеспечивающие инвестпривлекательность деятельности в сфере отечественной селекции и семеноводства, разработать механизмы контроля производства и оборота семян, защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в российскую селекцию и семеноводство. По нашему мнению, это должно найти отражение в проекте федерального закона «О семеноводстве», внесенном Минсельхозом России в правительство. Надеемся на скорейшее его внесение в Госдуму.
По некоторым группам продовольственных товаров еще не достигнута самообеспеченность. Как ее достичь?
Да, к таким прежде всего можно отнести сухие молочные адаптированные смеси для питания детей раннего возраста. Учитывая важность вопроса, Совет Федерации еще в период весенней сессии 2019 года принял решение использовать высшую форму реакции верхней палаты на имеющуюся проблему и направил обращение в Правительство РФ о необходимости разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение 80% рынка специализированных продуктов для детского питания, прежде всего сухих адаптированных молочных смесей, за счет продуктов отечественного производства. Но задача импортозамещения этой продукции еще далека от своего решения. Нужны дополнительные меры поддержки отечественных производителей сухих молочных адаптированных смесей для питания детей раннего возраста.
Важное положение доктрины — обеспечение безопасности пищевой продукции. Как будет решаться эта задача?
С ней непосредственно связан вопрос безопасного применения пестицидов и агрохимикатов. Госконтроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является составной частью национальной безопасности и общегосударственной системы обеспечения химической и продовольственной безопасности России. При этом нарушения правил применения пестицидов и агрохимикатов влекут негативные последствия для здоровья людей и окружающей среды, сказываются на снижении урожайности агрокультур и плодородия сельхозземель. Результаты проведенного в Совете Федерации мониторинга и анализа правоприменительной практики ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» показывают, что у федеральных органов исполнительной власти имеется различная трактовка положений закона в части реализации надзорных функций и, как следствие, неэффективное межведомственное взаимодействие, что несет риски неисполнения данных функций в полном объеме. Для решения этой проблемы требуется принять меры по скорейшей доработке и внесению в ГД проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом необходимости оптимального распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти в соответствии с поручением президента РФ.